Я ненавижу СПИД!

Десятки фотографий: красивые, смеющиеся, молодые мужчины В женщины. «Все это – мои друзья, - сказала Венди Арнольд, - многих из них уже нет среди нас. Они умерли потому, что были больны СПИДом. Но убило их отсутствие информации. Они не знали, как можно избежать заражения». Венди - президент и разработчик программы “Равный обучает равного” (PEP/LA) - прилетела во Владивосток для участия в реализации второго этапа акции, который охватит учащихся средних специальных учебных заведений края и их преподавателей.

1 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1260 от 1 нояб. 2002

Десятки фотографий: красивые, смеющиеся, молодые мужчины В женщины.
«Все это – мои друзья, - сказала Венди Арнольд, - многих из них уже нет среди нас. Они умерли потому, что были больны СПИДом. Но убило их отсутствие информации. Они не знали, как можно избежать заражения». Венди - президент и разработчик программы “Равный обучает равного” (PEP/LA) - прилетела во Владивосток для участия в реализации второго этапа акции, который охватит учащихся средних специальных учебных заведений края и их преподавателей.

На пресс-конференции кроме Венди Арнольд и вице-президента программы Дуэйна Битти присутствовали официальные лица: руководство краевого центра по профилактике СПИДа, представители департамента образования краевой администрации, генерального консульства США, общественных организаций, депутат ЗС. Все они говорили о том, что принцип общения с равными – самый удачный для проведения разъяснительной и профилактической работы среди подростков, что вирус иммунодефицита косит самых молодых, что решение проблемы – только в долгой совместной работе родителей, педагогов, медиков, психологов, добровольцев.

Уже 20 лет известно, что есть лишь три пути попадания  ВИЧ в человеческий организм и что если предпринимать меры предосторожности, то можно легко – легко! – избежать заболевания. И вот в чем парадокс: это знание нам не помогает. Потому что каждый думает – со мной такого уж точно не случится.

- А когда человек заболевает, то оказывается в вакууме, - сказал Дуэйн Битти. – Единственное место, где он не чувствует себя изгоем, - в больнице, среди таких же, как он. Одна из целей нашей программы – добиться такого положения вещей, когда больной СПИДом сможет надеяться на уважение, заботу и капельку надежды.

На большой карте красными и желтыми кружками отмечены страны и города, в которых идет реализация программы “Равный обучает равного”. Есть там отныне и Владивосток. Горстка неравнодушных людей в этих городах пытается передать свой огонь другим, объяснить, как важно не упустить наше будущее, какие бы сиюминутные проблемы его ни загораживали. “Я 20 лет занимаюсь программами по профилактике СПИДа. На 28 языках могу сказать: “Я – сумасшедшая!” - смеется Венди. – Меня редко понимают  чиновники и политики. Спасение человечества  они возлагают на плечи добровольцев. Просто еще не понимают, что это – вопрос национальной безопасности”.

- Венди, почему вы решили работать в области профилактики ВИЧ-инфекции?

- У меня был хороший друг Стив, мы жили в соседних домах. Однажды Стив (он знал, что у меня диплом специалиста по общественному здравоохранению) сказал: «Венди, у меня особый вид рака, очень редкий, его не умеют лечить и называют «раком голубых». Я подошла к нему, обняла: боже, Стив, как же тебе, должно быть, страшно! А он заплакал: «Венди, ты первый человек за последние полгода, который не побоялся дотронуться до меня…» Стива положили в больницу, он умирал. Когда я пришла навестить его, то увидела, что в коридоре у стены стоят его тарелки с едой. Стив был очень голоден, в палате - зверский холод… Никто – ни врач, ни сестра, ни санитар - не рисковал зайти к нему, покормить, укутать одеялом. Они боялись… Я подняла на ноги всю больницу, и в итоге к Стиву пришел врач. Он был одет в противочумный костюм… Вскоре Стив умер. Это было в 1982 году. Сегодня все знают: нет никакого “рака голубых”, есть СПИД, и он опасен для всех – детей, мужчин, женщин…

Именно тогда я решила, что должна, обязана сделать все, чтобы рассеять мифы, чтобы сказать людям правду, чтобы научить их, как можно избежать беды. И чем больше я общалась с ВИЧ-инфицированными людьми, тем больше укреплялась в своем решении, тем больше понимала, что делаю правильно.

- Ваша семья поддерживает вас?

- Сначала мои родители стеснялись говорить о том, что их дочь работает в области профилактики  ВИЧ-инфекции. Потребовалось много лет, чтобы рассеять  заблуждения. Сейчас, когда меня поддерживают государственные структуры, органы здравоохранения,  родители, брат и сестра осознали всю важность моей работы, приняли ее. У меня очень много энергии, это  от мамы.

Впрочем, некоторые друзья до сих пор не хотят со мной общаться, не понимают, почему я стараюсь пробить эту стену… Ну что ж, это их проблемы. Я ненавижу СПИД!

- Есть ли у вас дети?

- Нет, у меня дома в Лос-Анджелесе живут две собаки, заяц и еж. Но у меня более 10 тысяч детей – белых, черных, богатых и бедных в 28 странах.

- Вы работали по всему миру. Приходилось  сталкиваться с явным или скрытым противодействием?

- Проблемы были везде! В любой стране правительство, чиновники не считают ВИЧ серьезной проблемой и куда более охотно вкладывают деньги в строительство дорог, школ – в насущные, как им кажется, более важные нужды. Кроме того, во многих странах вообще являются табуированными разговоры о сексе, о сексуальности и особенно о правах женщин. А тут прихожу я и хочу говорить о ВИЧ! Конечно, начинаются проволочки. Но больше всего проблем все же было в Африке. Там нет информации, нет образования, нет медикаментов, нет даже понятия об элементарной гигиене, ужасающий уровень нищеты. Нищета порождает проституцию, многократное использование игл в медицине. И на фоне всего этого - религиозное табу на любую информацию о сексе. Невежество – плодородная почва для распространения инфекции.

- Не боитесь ли вы, что деньги, которые перечисляются на борьбу с ВИЧ в ту же Африку, разворовываются чиновниками?

- В любой стране и даже в Америке крайне высокий уровень коррупции и казнокрадства. Но можно понять того маленького человека, который думает: вот, прислали денег бороться с каким-то СПИДом. А у меня дети каждый день есть хотят! Почему я должен думать не о них, а об этом абстрактном СПИДе? Вот поэтому мы должны достучаться до его детей, а уж они смогут просветить родителей.

Я всегда знала: тинейджерам необходима информация. Многие взрослые, солидные люди говорили: а, подросткам наплевать, они ни о чем не думают и живут сегодняшним днем. Но я была уверена – это неправда. Подростки очень энергичны, у них много жизненной силы, высокий интеллект, и на самом деле им небезразлично их будущее. А самый простой способ достучаться до их сердец - дать возможность говорить с равными себе. Так 12 лет назад родилась идея программы “Равный обучает равного”.

- Вы не получаете помощи от религиозных организаций?

- К сожалению. Церкви и работающие с ними благотворительные фонды не поддерживают идеи безопасного секса, использования презерватива, декларируя, что это - барьер на пути деторождения. Я  христианка, но считаю, что сегодня презерватив – барьер на пути к смерти, и верю, что бог не покарает человека за использование презерватива, если он пользуется им, чтобы спасти жизнь свою и любимого человека.

Мы не закрываем глаза на ту жизнь, которую ведут подростки, исходим из реальной ситуации. Когда я выступаю даже в самых консервативных католических организациях, ко мне подходят подростки и говорят: «Мы уже занимаемся сексом, что нам делать, чтобы защитить себя?» Так зачем же вести в данном случае лицемерные разговоры о целомудрии или пугать ребят опасностями, которые таит в себе секс? Не лучше ли научить их защищаться? Причем мы говорим и о том, что лучшая защита – верность партнеров друг другу.

- Бывают у вас минуты отчаяния? Где вы черпаете силы?

- На моих руках умирали от СПИДа люди, и я должна была сказать об этом их родителям. Это невероятно тяжело. Но каждый день я вижу, какую надежду дарю тем, кто инфицирован, как они буквально возрождаются, когда чувствуют, что нужны людям. Я ощущаю такую отдачу от своей работы! Это помогает жить и бороться. Когда после окончания тренинга вижу, что подростки общаются между собой, что удалось их увлечь, они готовы работать дальше, я счастлива!

Моя работа - моя страсть, моя жизнь… Но успех  программы зависит не только от меня, а от каждого ее участника. Я уеду из Владивостока, но здесь останутся работать активисты общественных организаций “Жизнь”, “Люблю!”, специалисты центра по профилактике СПИДа, пригласившие меня в ваш город. Мы - команда единомышленников, и в этом залог успеха.

- Легко ли вы получаете деньги на проведение программы?

- Безумно тяжело. Большинство добровольных взносов поступает от друзей, членов семей. Я хожу, прошу, убеждаю солидные компании подумать о будущем. Не все соглашаются давать деньги на неяркую, повседневную работу. Но это меня не пугает и никогда не пугало. Каждому из нас приходится работать интенсивно. Выполняем несколько функций одновременно, потому что не можем позволить себе большой штат управленцев. Кстати, я хочу поблагодарить всех, кто финансово или материально, выделив бензин, чай, кофе, воду, поддержал наши семинары.

- Как вы относитесь к организации огромных концертов типа “Рок против наркотиков”?

- Они могут привлечь внимание к проблеме, но не смогут дать знания, информацию. Трудно переоценить роль средств массовой информации в профилактике и борьбе со СПИДом. Многие до сих пор считают, что СПИД – кара божья для грешников. НЕТ! Единственная причина ВИЧ-инфицирования – отсутствие информации.

Мы работаем в связке со многими людьми и программами – по искоренению детской беспризорности, например. Ценен любой опыт, нужны разные люди - чтобы разговаривать с подростками-наркоманами, студентами колледжей, белыми, черными… Всего в программе работают 75 взрослых волонтеров, 45 подростков. Из этих 130 человек 25 – с ВИЧ. Я обращаюсь к ВИЧ-положительным людям Приморья: пожалуйста, помогите нам, ваш опыт – самое мощное средство профилактики. И я надеюсь, что кто-то откликнется, не испугавшись дискриминации.

- Вы верите, что изобретут вакцину от СПИДа?

- Я очень, очень надеюсь на это. Но я не представляю себе, как доставить эту вакцину в развивающиеся страны. Единственное лекарство, которое у нас есть, - профилактика.

- Чем вы мечтали заниматься в детстве?

- Быть врачом, помогать людям, лечить их. Этим и занимаюсь.

- Какое качество помогает вам добиваться успеха – доброта или упрямство?

- Вера в важность моего дела. И она не иссякнет до тех пор, пока у меня будут единомышленники.


В мире каждый час заражаются вирусом иммунодефицита 660 человек. 50 процентов из них - подростки.

***

95 процентов инфицированных живут в развивающихся странах, к коим относится в данном случае и Россия.

***

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения и комитета по проблемам СПИДа при ООН, первое место в мире по скорости распространения ВИЧ-инфекции занимает Россия: 100 тысяч человек в год. В самом ближайшем будущем число зараженных в стране превысит 4 миллиона человек. Если темпы развития инфекции не снизятся, через 10 лет каждый второй россиянин будет ВИЧ-инфицированным.В мире каждый час заражаются вирусом иммунодефицита 660 человек. 50 процентов из них - подростки.

***

95 процентов инфицированных живут в развивающихся странах, к коим относится в данном случае и Россия.

***

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения и комитета по проблемам СПИДа при ООН, первое место в мире по скорости распространения ВИЧ-инфекции занимает Россия: 100 тысяч человек в год. В самом ближайшем будущем число зараженных в стране превысит 4 миллиона человек. Если темпы развития инфекции не снизятся, через 10 лет каждый второй россиянин будет ВИЧ-инфицированным.
Во Владивостоке при центре развития гражданских инициатив и социального партнерства работает «Горячая линия» по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркомании. По будням с 12 до 18 часов по телефону 250-222 на все вопросы ответят психологи и социальные работники.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"