От столицы до столицы...

63-летний пенсионер из села Кавалерово Владимир Ксенчак стал в этом году известен на всю Россию. За 41 день он в одиночку прошел 700 километров пути от Москвы до Санкт-Петербурга, чтобы поддержать духом всех инвалидов.

18 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1252 от 18 окт. 2002

63-летний пенсионер из села Кавалерово Владимир Ксенчак стал в этом году известен на всю Россию. За 41 день он в одиночку прошел 700 километров пути от Москвы до Санкт-Петербурга, чтобы поддержать духом всех инвалидов.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПУТИ

В редакцию “В”  Владимир Петрович пришел в той самой старой куртке, в которой совершил своею одиссею.  Седоватый мужчина с приятным голосом и мудрыми глазами. Его не портят даже костыли. Общаясь с ним, я все время забывала, что передо мной – инвалид, и видела в нем обыкновенного, только более сильного и упрямого, чем все, человека.

Спонсоров в Приморье найти Владимиру Петровичу не  удалось. Пришлось  занять небольшую сумму, прибавить к ней свою пенсию и, уложив нехитрый скарб в рюкзачок, отправиться в путь-дорогу. На поезде добрался до Москвы. Не помогло Владимиру Петровичу и Российское общество инвалидов, куда он обратился по прибытии в столицу.

- Сказали: “Сам придумал свое путешествие, сам и выкручивайся”, - сетует он.

Удивительно, но самую серьезную помощь оказали Владимиру Петровичу не чиновники, а журналисты – питерская телестудия купила обратный билет до Владивостока, редакция “КП” предоставила номер в гостинице. А в Москве старт ему помог взять земляк из Приморья, зам. главного редактора “Комсомольской правды” Игорь Коц.

Это уже не первое путешествие приморского пенсионера. Два года назад Владимир Петрович решился выйти один навстречу новым впечатлениям, когда гостил у сестры в Одессе. Приурочил он свой поход к Дню независимости Украины. Прошел по трассе день, сильно костылями натер под мышками. Но не повернул обратно, а, обрезав костыли и сделав из них подлокотники, упрямо пошел дальше. На третий день, когда вокруг Владимира Петровича собралось все начальство ГИБДД (по этой трассе нельзя было ходить пешком), он понял, что дальше идти ему не дадут.

- Так  и получилось, - смеется путешественник, - посадили на велосипед и отправили к сестре домой.

Но Владимир Петрович - человек упрямый. А потому затею свою не забыл и в мае 2002 года снова отправился из дому, на этот раз уже из Владивостока. От Москвы до Санкт-Петербурга он в одиночку дошел на костылях за 41 день. А 19 июля был уже во Владивостоке.  

НАГРАДА ЗА СМЕЛОСТЬ

За время пути было всякое: и комары кусали, и оводы мучили, на лавочке спать приходилось и даже на собачьей будке, но Владимир Петрович никогда не жалел, что отправился в путь. Своим примером он пытался  доказать инвалидам, что они тоже способны вести нормальный образ жизни, что не нужно замыкаться в себе, боясь выйти из нор-квартир.

А наградой за смелость была душевная теплота людей. Сколько раз к нему подходили с деньгами, едой и питьем – сказать сложно. Кто не мог помочь материально – говорил добрые слова.  Высшей наградой за все трудности пути  Владимир Петрович считает слова подошедшего к нему в пригороде Питера пожилого человека: “У меня столько болячек, столько проблем, что я потерял уже всякую веру… Но вы, несмотря ни на что, идете снова и снова, и, глядя на вас, мне снова хочется жить”. 

Шел Владимир Петрович налегке, с полупустым рюкзаком за спиной и маленькими мешочками на костылях (там лежала всякая полезная мелочь – от сигарет до дорожного дневника), еду и воду с собой не брал, так что без помощи людей, наверное, и не выжил бы.

- Меня кормила трасса, - подтверждает он.

Он вообще удивительно легко рассказывает о сложностях пути. Хмурится только, когда говорит о человеческом жестокосердии – ведь в дороге за полтора месяца встречались разные люди.

- Бывало, - говорит Владимир Петрович, - что по пять суток не спал. Как-то раз в одной деревне попросился на ночлег у игравших в козла мужиков - отказали. Ну, думаю, женщины более сердечны - так и те от ворот поворот дали. У одной семья большая, вторая сказала, что боится незнакомого мужчину в дом пускать. В результате лег я на лавочку у последнего дома и накрылся пленкой от ветра. Под ней тепло спать, только проезжающие машины грязью обдают, да ветер пленку сдувает. Опять же комары заели. В общем, вышел я на трассу в четыре утра. Несколько часов шел, разогревая ногу, пока меня Дима и Денис не подобрали.

Дима и  Денис - так звали москвичей, ехавших из Финляндии, не только пригласили замерзшего пенсионера в салон машины и накормили, но и дали с собой в дорогу спальный мешок, денег и целую вареную курицу.

И в других ситуациях сердце отогревалось. Как-то раз на трассе мужчина - житель Новгорода, встретивший путешественника уже во второй раз, обрадовался и передал ему домашние булочки, которые его жена испекла специально для Владимира Петровича. В другой раз перед самым Питером к нему подошли две дорожные проститутки и начали уговаривать: “Что вы, дядечка, пешком идете, езжайте на автобусе домой”. Оказалось, у одной из девушек тоже отец – инвалид. Именно она сунула в карман Владимиру Петровичу полтинник. Путешественник отказывался, но напрасно.  Вообще-то он, в чем обвинил его в Москве знакомый, бывший  “афганец”, милостыню не брал. Помогали люди от души - тогда принимал помощь, вот и все. Владимир Петрович - человек верующий, а потому ему особенно дорог случай – встреча на дороге со священником. Батюшка, ехавший на машине, затормозил рядом с одноногим путником и, протянув в окошко купюру, сказал лишь одно слово: “Жертвую”. Такая христианская помощь дорога путешественнику, ведь не милостыни он ждет от людей, а сочувствия.

ДОРОЖНЫЙ ДНЕВНИК

А все добрые дела встретившихся ему по дороге людей и прошедшие за день события Владимир Петрович записывал в дорожный дневник. Там накопилась, наверное, целая повесть обо всем на свете –  от рассказа о том, как в средней полосе России по-особенному кукушки поют, до впечатлений от “пирожковой дороги” на древней развилке Крестцы.

- Не хотите ли книгу издать? – лукаво интересуюсь я. И слышу в ответ:

- Конечно, хочу, а поможете?

Ведь все проблемы сегодня у неугомонного пенсионера в спонсоре. И на написание книги, и на покупку инвалидной коляски  нужны деньги. В следующем году в честь 300-летия Санкт-Петербурга Владимир Петрович снова соберется в дорогу. На этот раз это будет мотопробег. Нужна лишь инвалидная коляска, а купить ее простому приморскому пенсионеру не по карману. Господа спонсоры, может, поможете  хорошему человеку? Не сомневайтесь: о вашей доброте услышат по всей России!

Автор: Мария ЯСЕНКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»