Варфоломеевская ночь отменяется

Десятки государств, отпочковавшихся от бывшего Советского Союза, - отнюдь не единственный продукт перестройки. Обманчиво скудная псевдоатеистическая почва породила множество стойких и порой совсем новых сортов «опиума для народа». Вот, например, Приморье. За последние 12 лет количество религиозных организаций здесь увеличилось в 10 раз (теперь их 266). Как же уживаются приверженцы разной веры на территории одного края?! Ведь даже на бумаге написать слова «православный», «мусульманин», «иудей», «буддист» рядом с названием какой-нибудь секты считается некорректным…

11 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1248 от 11 окт. 2002

Десятки государств, отпочковавшихся от бывшего Советского Союза, - отнюдь не единственный продукт перестройки. Обманчиво скудная псевдоатеистическая почва породила множество  стойких и порой совсем новых сортов «опиума для народа». Вот, например, Приморье. За последние 12 лет количество религиозных организаций здесь увеличилось в 10 раз (теперь их 266). Как же уживаются приверженцы разной веры на территории одного края?!  Ведь даже на бумаге написать слова «православный», «мусульманин», «иудей», «буддист» рядом с названием какой-нибудь секты считается некорректным…

 - Существует несколько причин серьезного роста числа религиозных организаций в крае, - говорит начальник отдела по делам религий департамента общественных связей и информации администрации Приморского края, кандидат исторических наук, профессор кафедры теологии и религиоведения ДВГУ Анатолий Дмитренко. –  Среди них наша близость к религиозным центрам Юго-Восточной Азии, активные и не всегда примерные действия иностранных миссионеров из 25 стран мира. Сказывается и либеральность закона «О свободе совести и религиозных объединений» (1997). В  документе сказано, что каждый свободен в выборе веры и религии, но не оговаривается, что все церкви, секты и деноминации  должны быть зарегистрированы… (Другими словами, если в мою шальную голову стукнет собрать десятерых приятелей и организовать что-то вроде «Общества молящихся  табуретке», никто мне это не запретит. - А.К.). А контролировать организации, работающие вне правового поля, крайне сложно.

- И все же вам приходится?..

- Отдел по делам религий – не контролирующий орган. Мы не наказываем, а взаимодействуем со всеми религиозными организациями и тем самым способствуем регистрации тех, кто занимается скрытой деятельностью. Порой верующие совершают правонарушения из-за незнания Конституции, федерального законодательства. В этом году мы провели специальные разъяснительно-просветительские семинары для руководителей муниципальных образований в Находке, Лесозаводске и Арсеньеве.

- С февраля 95-го по апрель текущего года религиозные вопросы довольно успешно решал экспертно-консультативный совет по свободе совести и вероисповеданий при администрации Приморского края. Почему его закрыли?

- Меняются время, структура, а иногда и форма деятельности религиозных конфессий. Поэтому губернатор края Сергей Дарькин в этом году подписал постановление о создании при краевой администрации  комиссии по вопросам религиозных объединений.  Уже сейчас комиссией подготовлен сборник научных материалов под названием «Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий». В его подготовке принимали участие религиоведы из Приморского, Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской областей и республики Бурятия. Среди наиболее острых вопросов, поднимаемых в совместной книге, – религиозный экстремизм. Хотя говорить о его наличии в регионе - значит сгущать краски.

- Но предпосылки есть. Это и самовольный захват пятидесятниками весной 1999 года здания администрации Алданского района республики Саха. И поступок польского настоятеля католического прихода в Сахалинской области (гражданин распространял газеты с картой России, где Сахалин и Курилы обозначались как японские земли). И суд над членами деструктивной организации «АУМ синрике», арестованными на приморской территории в прошлом году.  

- Можно продолжить: это действия иеговистов, пятидесятников и пресвитериан, обвиняемых приморскими родителями в вовлечении их детей в религиозные объединения. Всю эту информацию мы направили в Главное управление Министерства юстиции РФ по Приморскому краю.
  Конечно, поведение некоторых верующих может вызывать недовольство людей светских и религиозных. Но нельзя допустить, чтобы появились серьезные проблемы в межконфессиональных отношениях.

* * *

В Приморском крае проживают представители 121 национальности. Здесь законно существуют 22 религиозные конфессии, еще 34 – действуют вне правового поля. Из 570 тысяч верующих приморцев (имеются в виду и те, кто посещает церковь регулярно, и те, кто приходит в храм по праздникам) 550 тысяч – православные. Также у нас есть мусульмане, иудеи, буддисты, католики и лютеране.

Абдулла, имам Владивостока, казый Приморского края:
-   Среди мусульман Приморья - узбеки, татары, дагестанцы, ингуши, чеченцы, азербайджанцы, корейцы и даже русские. Мы гордимся тем, что у нас интернациональный коллектив и никаких распрей в Джамате нет. В то же время мы терпимо относимся к приверженцам другой веры. Наши СМИ нередко используют термин «исламский терроризм». По-моему, такого понятия не должно быть. Ведь когда русская криминальная группировка взрывает чей-нибудь джип, никто не говорит: «Это орудуют христианские террористы». У убийц, насильников, поджигателей нет веры.

Алексей Мищенко, руководитель Центра Бога Живого Христиан Веры Евангельской Приморского края:
- Мы не раздуваем религиозных войн, открыты для общения с любой религиозной конфессией, готовы объединяться для несения Евангелия людям. Уже сейчас сотрудничаем с российскими протестантскими движениями (с другими пятидесятническими, харизматическими, баптистскими  организациями), с католиками и лютеранами.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток»