Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Здоровье, экология

«Фонит» все судно

Одно из самых тяжелых наследий “холодной войны” - выведенные из эксплуатации суда атомного технологического обслуживания (АТО) – плавучие технические базы и специальные танкеры, которые в пору расцвета атомного флота обеспечивали выгрузку и перевозку отработавшего ядерного топлива и жидких радиоактивных отходов. Проблема до последнего загонялась внутрь. Разговор на конференции показал, что необходимость утилизации этих судов, представляющих серьезную радиационную и экологическую опасность для региона, выходит сегодня на одно из первых мест.

Одно из самых тяжелых наследий “холодной войны” - выведенные из эксплуатации суда атомного технологического обслуживания (АТО) – плавучие технические базы и специальные танкеры, которые в пору расцвета атомного флота обеспечивали выгрузку и перевозку отработавшего ядерного топлива и жидких радиоактивных отходов. Проблема до последнего загонялась внутрь. Разговор на конференции показал, что необходимость утилизации этих судов, представляющих серьезную радиационную и экологическую опасность для региона, выходит сегодня на одно из первых мест.

Вспомните шум вокруг танкеров ТНТ-5 и ТНТ-27, заполненных ЖРО и загрязняющих побережье Японского моря. Именно тогда правительство Японии решило помочь нам с переработкой жидких радиоактивных отходов. На слуху также прошлогодние события, связанные с выгрузкой аварийного отработавшего топлива с плавмастерской ПМ-80 в акватории Дуная.

Речь как раз о тех самых судах атомного технологического обслуживания, которые во избежание радиационных ЧП необходимо утилизировать. Правда, говорят, что ТНТ-5 уже затоплен, но и без него семь отработавших свое плавучих баз и танкеров в Дальневосточном регионе подлежат разделке. Однако проведение таких работ связано с еще большими сложностями, чем утилизация неаварийных субмарин. Если в лодке источник облучения заключен в одном реакторном отсеке, то старые суденышки в целом представляют собой источник излучения (кроме разве что служебных и жилых помещений). Поэтому для персонала вся плавмастерская или весь танкер станет зоной строгого режима, а количество образующихся твердых радиоактивных отходов будет сопоставимо с весом самого судна. Большая сложность также в том, что в ТРО пойдут не только корпуса, но и арматура, трубопроводы, другое оборудование, имеющее большие габариты, полости и поэтому трудно поддающееся дезактивации. Если такие суда просто разрезать, то придется строить огромные пункты для хранения твердых радиоактивных отходов. Назрела необходимость внедрения специальных технологий по дезактивации такого оборудования. О существующих разработках на этот счет рассказал директор завода “Звезда” Юрий Шульган.

С великим трудом из тяжелодоступных “сусеков” начиненных радиацией судов извлекается дефектное (поврежденное) ядерное топливо. Эта опасная работа – первый шаг на пути к их утилизации. И такие первые шаги уже сделаны. В 2001 году проведены работы по выгрузке сборок облученного топлива на ПМ-80 в Приморье. Сейчас завершается разработка проекта утилизации и конвертации этой плавмастерской, начало реализации проекта запланировано на следующий год. В августе завершена выгрузка облученного топлива из аварийных хранилищ на ПМ-32 на Камчатке. Из конфиденциальных источников стало известно, что несколько участников этой операции будут представлены к самой высокой награде – Герой России.

Автор : Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Тепло возвращается в Партизанск

Похоже, впервые за последнее десятилетие Партизанск начнет отопительный сезон основательно подготовленным к зиме. Город на угле входил в число наиболее проблемных территорий Приморья (наряду с рабочими поселками Кавалеровского района, Артемом, Раздольным) и постоянно замерзал в пик холодов. За минувшее полугодие ситуация полностью поменялась. За дело взялась компания «Примтеплоэнерго».

Транссиб «запитают» в декабре. И загрузят

К 20 декабря текущего года должен быть ликвидирован последний неэлектрифицированный участок главной железнодорожной магистрали России – Транссиба. Используя даже сверхкраткие промежутки в грузовом и пассажирском движении, строители переводят на электрическую тягу 175-километровый перегон Свиягино - Губерово, сообщает пресс-центр Дальневосточной железной дороги. В конце минувшей недели московская комиссия, возглавляемая заместителем министра путей сообщения Александром Храпатым, провела в ходе рабочей поездки по Дальнему Востоку ревизию основных транспортных узлов Приморья.

Муниципалов учили коммуналить

В Находке прошел семинар Ассоциации глав муниципальных образований Приморского края. Обсуждались проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Семинар был организован московским фондом «Институт экономики города».

Атомные «грабли» могут выстрелить

1985 год вписан в историю атомного флота России черной строкой. И не только потому, что в августе 17 лет назад произошла катастрофа на судоремонтном заводе в Чажме при перегрузке реактора на атомной подводной лодке № 175. Этим же годом датируется ЧП на другой субмарине - № 610, на которой была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв и не произошло выброса радиоактивных веществ в окружающую среду, как после взрыва в Чажме. Однако и на этой лодке сейчас не менее опасная радиационная обстановка. Для того чтобы можно было проводить работы существующими сегодня технологическими средствами на заказе № 175, требуется его «выдержка» в течение 50-60 лет. А вот чтобы дождаться снижения до приемлемых значений чрезмерно высоких уровней излучения на втором аварийном объекте, нужно, по оценкам специалистов, не меньше 300-350 лет.

Уткнувшись носом в берег

Треть выведенных из состава флота атомных подводных лодок уже утилизирована. Но в отстое их находится еще немало. С учетом тех многоцелевых подлодок, которые будут “списаны” до конца нынешнего года, в Дальневосточном регионе 52 таких корабля. Три лодки из них “прописаны” в Совгавани, остальные – на Камчатке и в Приморье, в бухте Павловского. Больше половины подводных лодок остаются с невыгруженным отработавшим ядерным топливом.

Последние номера