Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

В бухте Сысоева новый хозяин

Береговые технические базы Тихоокеанского флота, на которых в свое время обслуживались действующие атомные подводные лодки, на конференции “Экофлот-2002” были названы в числе радиационно опасных объектов, требующих срочной реабилитации. О результатах обследования баз Дальневосточного региона рассказал сотрудник Научно-исследовательского конструкторского института энерготехники Михаил Нетеча, конкретные технические решения по реабилитации базы в бухте Сысоева предложили сотрудники других ведущих научно-исследовательских институтов Минатома.

Береговые технические базы Тихоокеанского флота, на которых в свое время обслуживались действующие атомные подводные лодки, на конференции “Экофлот-2002” были названы в числе радиационно опасных объектов, требующих срочной реабилитации. О результатах обследования баз Дальневосточного региона рассказал сотрудник Научно-исследовательского конструкторского института энерготехники Михаил Нетеча, конкретные технические решения по реабилитации базы в бухте Сысоева предложили сотрудники других ведущих научно-исследовательских институтов Минатома.

В регионе две такие базы. Кроме бухты Сысоева БТФ расположена еще в бухте Крашенинникова Камчатской области. До начала утилизации подводных лодок в массовом порядке наиболее опасные радиационные работы осуществлялись на плавучих средствах, а береговые объекты использовались (и продолжают использоваться) для хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Темпы поступления радиоактивных материалов значительно превосходили темпы вывоза их на переработку и захоронение, поэтому базы оказались забиты под завязку.

В бухте Крашенинникова радиационная обстановка более-менее благополучная, и на сегодня достаточно, как считает Михаил Нетеча, организовать систему эффективного радиационного мониторинга, чтобы следить, как она будет меняться дальше. Наибольшую тревогу вызывает бухта Сысоева, куда свозилась вся грязь после трагедии в Чажме. Большинство зданий и сооружений по хранению топлива и отходов построены здесь 30-40 лет назад и приходят в негодность. Из-за потери герметичности некоторых емкостей произошло загрязнение базы и частично прилегающей территории. Михаил Нетеча назвал несколько участков с повышенным уровнем гамма-излучения. В результате протечек жидких радиоактивных отходов радиоактивность распространилась на овраг за ограждением базы. Мыс Майбеля с юга от базы также “получил дозу” из-за попадания в грунт воды из хранилища отработавшего ядерного топлива.

В качестве первоочередных мер по предупреждению дальнейшего распространения радиоактивного загрязнения участники конференции назвали засыпку загрязненных оврагов, захоронение контейнеров с отходами, проведение дезактивации в зданиях. Для этого понадобятся компактные и мобильные установки для дезактивации ТРО и для подготовки их к захоронению.

В 2000 году было создано “Дальневосточное предприятие по обращению с радиоактивными отходами” - “ДальРАО”. Предприятие приняло от подразделения ТОФ береговые технические базы в бухтах Сысоева и Крашенинникова. Перед новым структурным подразделением Минатома России как раз и поставлена задача проведения дезактивации и осуществления реабилитации сооружений по хранению отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов и в целом по реабилитации береговых территорий. В бухте Сысоева уже произведен ремонт хранилища отработавшего ядерного топлива, завершается строительство площадки для временного хранения 35 контейнеров с выгруженным из лодок топливом.

Автор : Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Тепло возвращается в Партизанск

Похоже, впервые за последнее десятилетие Партизанск начнет отопительный сезон основательно подготовленным к зиме. Город на угле входил в число наиболее проблемных территорий Приморья (наряду с рабочими поселками Кавалеровского района, Артемом, Раздольным) и постоянно замерзал в пик холодов. За минувшее полугодие ситуация полностью поменялась. За дело взялась компания «Примтеплоэнерго».

Транссиб «запитают» в декабре. И загрузят

К 20 декабря текущего года должен быть ликвидирован последний неэлектрифицированный участок главной железнодорожной магистрали России – Транссиба. Используя даже сверхкраткие промежутки в грузовом и пассажирском движении, строители переводят на электрическую тягу 175-километровый перегон Свиягино - Губерово, сообщает пресс-центр Дальневосточной железной дороги. В конце минувшей недели московская комиссия, возглавляемая заместителем министра путей сообщения Александром Храпатым, провела в ходе рабочей поездки по Дальнему Востоку ревизию основных транспортных узлов Приморья.

Муниципалов учили коммуналить

В Находке прошел семинар Ассоциации глав муниципальных образований Приморского края. Обсуждались проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Семинар был организован московским фондом «Институт экономики города».

Атомные «грабли» могут выстрелить

1985 год вписан в историю атомного флота России черной строкой. И не только потому, что в августе 17 лет назад произошла катастрофа на судоремонтном заводе в Чажме при перегрузке реактора на атомной подводной лодке № 175. Этим же годом датируется ЧП на другой субмарине - № 610, на которой была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв и не произошло выброса радиоактивных веществ в окружающую среду, как после взрыва в Чажме. Однако и на этой лодке сейчас не менее опасная радиационная обстановка. Для того чтобы можно было проводить работы существующими сегодня технологическими средствами на заказе № 175, требуется его «выдержка» в течение 50-60 лет. А вот чтобы дождаться снижения до приемлемых значений чрезмерно высоких уровней излучения на втором аварийном объекте, нужно, по оценкам специалистов, не меньше 300-350 лет.

Уткнувшись носом в берег

Треть выведенных из состава флота атомных подводных лодок уже утилизирована. Но в отстое их находится еще немало. С учетом тех многоцелевых подлодок, которые будут “списаны” до конца нынешнего года, в Дальневосточном регионе 52 таких корабля. Три лодки из них “прописаны” в Совгавани, остальные – на Камчатке и в Приморье, в бухте Павловского. Больше половины подводных лодок остаются с невыгруженным отработавшим ядерным топливом.

Последние номера