Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Экономика, финансы

Атомные «грабли» могут выстрелить

1985 год вписан в историю атомного флота России черной строкой. И не только потому, что в августе 17 лет назад произошла катастрофа на судоремонтном заводе в Чажме при перегрузке реактора на атомной подводной лодке № 175. Этим же годом датируется ЧП на другой субмарине - № 610, на которой была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв и не произошло выброса радиоактивных веществ в окружающую среду, как после взрыва в Чажме. Однако и на этой лодке сейчас не менее опасная радиационная обстановка. Для того чтобы можно было проводить работы существующими сегодня технологическими средствами на заказе № 175, требуется его «выдержка» в течение 50-60 лет. А вот чтобы дождаться снижения до приемлемых значений чрезмерно высоких уровней излучения на втором аварийном объекте, нужно, по оценкам специалистов, не меньше 300-350 лет.

1985 год вписан в историю атомного флота России черной строкой. И не только потому, что в августе 17 лет назад произошла катастрофа на судоремонтном заводе в Чажме при перегрузке реактора на атомной подводной лодке № 175. Этим же годом датируется ЧП на другой субмарине - № 610, на которой была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв и не произошло выброса радиоактивных веществ в окружающую среду, как после взрыва в Чажме. Однако и на этой лодке сейчас не менее опасная радиационная обстановка. Для того чтобы можно было проводить работы существующими сегодня технологическими средствами на заказе № 175, требуется его «выдержка» в течение 50-60 лет. А вот чтобы дождаться снижения до приемлемых значений чрезмерно высоких уровней излучения на втором аварийном объекте, нужно, по оценкам специалистов, не меньше 300-350 лет.

Пережив катастрофы, аварийные подводные лодки продолжают нести в себе реальную опасность новых бед. Как их предотвратить, что делать с приморскими плавучими «Хиросимами»? Подобного опыта нет ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Тема эта, конечно, не осталась без внимания международной научно-практической конференции «Экофлот-2002», посвященной проблемам утилизации АПЛ, которая завершает сегодня работу во Владивостоке. Какова концепция реабилитации аварийных субмарин и какие конкретные решения предлагаются по обеспечению их безопасности? Об этом на одной из секций рассказал начальник лаборатории Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники Василий Мазокин. Василий Александрович дал интервью корреспонденту «В».

- То, что в бухте Павловского находятся на плаву три подводные лодки с поврежденными реакторными установками и с ядерным топливом на борту, для жителей Приморья теперь уже не секрет. На одной из АПЛ радиационная обстановка не настолько опасная, чтобы нельзя было провести ее утилизацию. Определены конкретные сроки по началу таких работ?

- Речь идет о подводной лодке № 541, на которой авария произошла в 1979 году. Реакторная выгородка и трюм АПЛ загрязнены радионуклидами, но при условии принятия дополнительных мер по защите персонала здесь возможна выгрузка отработавшего ядерного топлива. Необходимая техническая документация для выполнения этих работ разработана. В 2003 году планируется отбуксировать заказ на завод «Звезда» и начать его утилизацию.

- Всеми правдами и неправдами не дают затонуть прямо у пирса двум другим аварийным лодкам. Чем чревато их затопление?

- Оно чревато разносом радиоактивности по побережью, поскольку тогда прочный корпус реакторного отсека станет единственной преградой на пути проникновения радионуклидов за борт. С каждым днем возрастает опасность хранения этих лодок на плаву, но и утилизация их без применения автоматизированных роботов и разработки специальных технологий невозможна. На АПЛ № 175 даже сейчас, когда прошло столько лет после аварии, уровни излучения в некоторых местах достигают 10 рентген в час и выше. При таком уровне радиоактивного загрязнения невозможно избежать переоблучения работников при проведении необходимых для обеспечения выгрузки отработавшего ядерного топлива восстановительных работ (в аппаратных выгородках, где располагаются реакторы, годовая доза облучения будет получена персоналом за две минуты). Подобные ремонтно-восстановительные работы не требуются на лодке № 610, однако и здесь нельзя выгрузить топливо - из-за чрезмерно высоких уровней излучений в помещениях.

- Что же вы предлагаете?

- Пока самым целесообразным представляется выдержка реакторных отсеков с невыгруженным ядерным топливом при размещении лодок целиком в специально созданном укрытии для надежной их изоляции от внешней среды на все эти годы. Разработки на этот счет были разные. Наиболее приемлемым я считаю вариант расположения в одном укрытии сразу двух подводных лодок. Тогда в регионе вместо двух будет только один радиационно опасный объект и затраты по его обслуживанию будут ниже.

В качестве укрытия предлагалось использовать выведенный из эксплуатации плавучий док. Но в конечном счете мы пришли к выводу, что аварийные лодки должны размещаться на сухом основании выше уровня моря, рядом с морской акваторией, чтобы как можно меньшим был путь их транспортировки по берегу. Но даже в укрытии должна обеспечиваться возможность доступа к реакторному отсеку для постоянного контроля за ним.

- Но ведь подлодкам, пережившим аварии, требуются разные сроки выдержки?

- Предусматривается обеспечить возможность выгрузки топлива из реакторов при достижении необходимой выдержки и последующей утилизации АПЛ.

- Какое место выбрано для сооружения укрытия?

- Место размещения укрытия окончательно еще не определено. В разработке его технического решения участвуют многие организации. Рассмотрены разные варианты конструкции укрытия для аварийных АПЛ, возможны места его размещения – бухты Павловского, Чажма, Разбойник. Безопасность эксплуатации объекта может быть обеспечена в равной степени в каждом из этих мест, однако стоимость его создания разная. С меньшими затратами – около двадцати пяти миллионов долларов США обойдется сооружение укрытия в бухте Разбойник на мысе Устричном, рядом с проектируемым комплексом для хранения реакторных отсеков неаварийных подлодок. Тогда для создания и функционирования укрытия можно будет использовать инфраструктуру этого комплекса. В настоящее время декларация о намерениях сооружения объекта находится на стадии согласования, в которой участвуют и местные контролирующие, надзорные органы.

- На конференции называлась сумма, которую Россия позволяет себе тратить на решение проблем утилизации атомных подводных лодок. Сейчас она заметно возросла и составила 70 миллионов долларов в год. При этом их требуется в несколько раз больше!

- Да. За счет бюджетного финансирования работу, о которой мы говорили, действительно не вытянуть. Зарубежные инвесторы-доноры пока тоже не включаются в решение проблемы реабилитаций аварийных АПЛ. Но, думаю, я был услышан на конференции, и после нее подвижки могут произойти. Нельзя наступать на одни и те же грабли дважды. Своевременная реабилитация аварийных атомных подводных лодок – не что иное, как предотвращение необходимости реабилитации региона после того, как они «выстрелят» еще раз.

Автор : Надежда БРАЖИНА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"

В этом номере:
Тепло возвращается в Партизанск

Похоже, впервые за последнее десятилетие Партизанск начнет отопительный сезон основательно подготовленным к зиме. Город на угле входил в число наиболее проблемных территорий Приморья (наряду с рабочими поселками Кавалеровского района, Артемом, Раздольным) и постоянно замерзал в пик холодов. За минувшее полугодие ситуация полностью поменялась. За дело взялась компания «Примтеплоэнерго».

Транссиб «запитают» в декабре. И загрузят

К 20 декабря текущего года должен быть ликвидирован последний неэлектрифицированный участок главной железнодорожной магистрали России – Транссиба. Используя даже сверхкраткие промежутки в грузовом и пассажирском движении, строители переводят на электрическую тягу 175-километровый перегон Свиягино - Губерово, сообщает пресс-центр Дальневосточной железной дороги. В конце минувшей недели московская комиссия, возглавляемая заместителем министра путей сообщения Александром Храпатым, провела в ходе рабочей поездки по Дальнему Востоку ревизию основных транспортных узлов Приморья.

Муниципалов учили коммуналить

В Находке прошел семинар Ассоциации глав муниципальных образований Приморского края. Обсуждались проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Семинар был организован московским фондом «Институт экономики города».

Атомные «грабли» могут выстрелить

1985 год вписан в историю атомного флота России черной строкой. И не только потому, что в августе 17 лет назад произошла катастрофа на судоремонтном заводе в Чажме при перегрузке реактора на атомной подводной лодке № 175. Этим же годом датируется ЧП на другой субмарине - № 610, на которой была повреждена активная зона реактора, разгерметизирован первый контур, сильно загрязнены радионуклидами внутренние помещения реакторного отдела. К счастью, эта авария не повлекла человеческих жертв и не произошло выброса радиоактивных веществ в окружающую среду, как после взрыва в Чажме. Однако и на этой лодке сейчас не менее опасная радиационная обстановка. Для того чтобы можно было проводить работы существующими сегодня технологическими средствами на заказе № 175, требуется его «выдержка» в течение 50-60 лет. А вот чтобы дождаться снижения до приемлемых значений чрезмерно высоких уровней излучения на втором аварийном объекте, нужно, по оценкам специалистов, не меньше 300-350 лет.

Уткнувшись носом в берег

Треть выведенных из состава флота атомных подводных лодок уже утилизирована. Но в отстое их находится еще немало. С учетом тех многоцелевых подлодок, которые будут “списаны” до конца нынешнего года, в Дальневосточном регионе 52 таких корабля. Три лодки из них “прописаны” в Совгавани, остальные – на Камчатке и в Приморье, в бухте Павловского. Больше половины подводных лодок остаются с невыгруженным отработавшим ядерным топливом.

Последние номера