Дом раздора - 2

Как и предполагалось, тема передела собственности, затронутая в публикации «Дом раздора» (см. «В» от 6.08.02), получила продолжение. Напомним, речь шла о судьбе старинного особняка на Светланской, 50, где сейчас расположены президиум ДВО РАН и кинотеатр «Комсомолец». Две уважаемые организации – ДВО РАН и ОИАК вот уже несколько лет доказывают в судах право на это здание. Заместитель председателя ДВО РАН Юрий Степаненко в интервью газете утверждал, что все права на здание имеет только его организация. Однако ученый секретарь ОИАК Борис Шадрин представил в редакцию текст, в котором излагает совсем иную точку зрения.

18 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1234 от 18 сент. 2002

Как и предполагалось, тема передела собственности, затронутая в публикации «Дом раздора» (см. «В» от 6.08.02), получила продолжение. Напомним, речь шла о судьбе старинного особняка на Светланской, 50, где сейчас расположены президиум ДВО РАН и кинотеатр «Комсомолец». Две уважаемые организации – ДВО РАН и ОИАК вот уже несколько лет доказывают в судах право на это здание. Заместитель председателя ДВО РАН Юрий Степаненко в интервью газете утверждал, что все права на здание имеет только его организация. Однако ученый секретарь ОИАК Борис Шадрин представил в редакцию текст, в котором излагает совсем иную точку зрения.

В чем причина периодически возникающего конфликта и имущественного спора между двумя уважаемыми в Дальневосточном регионе организациями: ДВО РАН и ОИАК?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу поблагодарить ДВО РАН в лице Ю. Ф. Степаненко за то, что впервые за последние 10 лет ДВО РАН публично признало право собственности ОИАК на здания по улицам Петра Великого и Светланской.

К сведению г-на Степаненко: до революции в этом здании размещался Новый театр (один из лучших в городе), кабаре «Летучая мышь» и даже международная полиция. И вообще здание на Светланской строилось Обществом изучения Амурского края как доходный дом. Дом был застрахован в страховых обществах «Якорь» и «Русский Ллойд» в пользу собственника - Общества изучения Амурского края. И никто до 1924 года право собственности за обществом на это здание не подвергал сомнению. В послереволюционный период отдельные части здания брали в аренду Государственный Дальневосточный университет, НКВД, различные государственные учреждения, общественные организации.

Но одно оставалось неизменным – владельцем здания был Приморский филиал Географического общества СССР, размещавшийся в этом здании как правопреемник ОИАК.

По причинам, от общества не зависящим, его правление, архив и библиотека летом 1938 года вынуждены были переехать в здание на ул. 1 Мая, 4, продолжая оставаться владельцем здания по ул. Ленинской, 50.

В 1924 году Владивостокский коммунхоз попытался муниципализировать данную недвижимость, но руководство Приморского губисполкома это решение отменило и своими постановлениями от 1.08.24 г. и 4.06.26 г. дом по Ленинской, 50 закрепило за Владивостокским отделением Русского географического общества «со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями».

Другой вопрос. Если дом принадлежит ОИАК, то как ДВО РАН оказалось в нем и почему право собственности на это здание по суду закреплено за академией?

Это очень давняя история. Созданный в 1932 году усилиями академика В. Л. Комарова Дальневосточный филиал АН СССР первоначально разместился на ул. Пушкинской и полностью отдался научной работе. Созданный филиал ничего не имел. А рядом, на соседней улице, размещалась общественная организация – Приморский филиал Географического общества (ПФГО) СССР, чьей собственностью были собранные и бескорыстно переданные жителями Владивостока многотысячная библиотека, ценнейший научный архив и вдобавок три оставшихся у общества здания. К этому времени нынешнее здание музея им. В. К. Арсеньева государство у общества уже отобрало. В 1938 году ДВФАН СССР был ликвидирован, а общество отстояло свою собственность.

В 1946 году АН СССР принимает решение о восстановлении на Дальнем Востоке ее филиала. И 22 апреля 1948 г. и.о. директора Дальневосточной базы Академии наук обратился к правлению ПФГО с просьбой сдать им в аренду ряд площадей в здании по ул. Ленинской, 50 для размещения управленческого аппарата. Руководство ПФГО пошло навстречу ученым. Договор аренды был подписан и в последующем он продлевался вплоть до 1991 года. Подлинники этих документов хранятся в архиве ОИАК.

Все это время общество располагалось в здании по ул. Петра Великого, 4. Но когда в 1991 году этому зданию потребовался ремонт, библиотека и архив общества по согласованию с руководством президиума ДВО СССР были переведены в здание по ул. Ленинской, 50.

Перемены наступили в 1991 году. В этом году рухнула структура СССР. Это, конечно, не могло не сказаться на ДВО АН СССР и ОИАК. В этом же году образовалось новое юридическое лицо - ДВО РАН.

21 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 228 предписывалось: «Передать здания, крупные научные приборы, суда, научное оборудование и другое государственное имущество, находящееся в настоящее время в пользовании и распоряжении учреждений и организаций Академии наук СССР, расположенных на территории РСФСР, в собственность Российской академии наук».

Пользуясь этим, руководство ДВО РАН начало в 1992 году широкую и разноплановую кампанию, направленную на присвоение собственности ОИАК.

Были задействованы административные и информационные ресурсы. ДВО РАН «убедило» комитет по управлению государственным имуществом Приморского края (КУГИ ПК) издать распоряжение № 34 от 08 февраля 1993 года «О передаче здания в г. Владивостоке по улице Светланской, 50 ДВО РАН».

При этом комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края не были учтены права собственности других юридических и физических лиц, в частности ОИАК, а также предупреждение общества, что оно имеет право на эту недвижимость.

Изъяв здание у общества и отдав его в оперативное управление ДВО РАН, комитет таким образом поставил ОИАК в положение арендатора. В 1999 году общество вынуждено было заключить с ДВО РАН договор о безвозмездной аренде занимаемых ею помещений.

В 2000 году срок аренды закончился. На протяжении почти всего 2001 года велись переговоры о его возобновлении, которые так и не увенчались успехом.

В октябре 2001 года администрация ДВО РАН поставила перед обществом условие о выселения из здания. И 20 декабря прошлого года обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском «Об устранении препятствий в пользовании имуществом», т. е. о принудительном выселении общества из всех занимаемых ею помещений.

16 января текущего года руководство ДВО РАН предложило обществу заключить с ним возмездный договор аренды помещений, но на условиях, которые финансово для ОИАК не приемлемы, при этом сократило занимаемую им площадь.

Такова история этого здания и взаимоотношений ДВО РАН с ОИАК.

Как мы оцениваем дальнейшие перспективы? Только оптимистично. В настоящее время решением апелляционной инстанции Арбитражного суда ПК данное здание признано собственностью ДВО РАН.

В интервью газете Ю. Степаненко говорит: «…Сверхзадачи выгонять общество никто не ставит». И в то же время подается иск на принудительное выселение общества из занимаемых им помещений.

Конфликт уже вышел за пределы Приморского края и стал объектом разбирательства в Государственной думе, в аппарате представителя президента по ДВФО и в комитете по правам человека. Выход, на наш взгляд, заключается в том, чтобы вновь сесть за стол переговоров, подписать мировое соглашение, установить статус-кво и навсегда прекратить склочные дрязги.

Автор: Борис Шадрин, ученый секретарь ОИАК, специально для «В»