Подводные лодки теряют плавучесть

Международная научно-практическая конференция по проблемам утилизации атомных подводных лодок, открывшаяся в понедельник во Владивостоке, продлится до конца недели.

18 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1234 от 18 сент. 2002

Международная научно-практическая конференция по проблемам утилизации атомных подводных лодок, открывшаяся в понедельник во Владивостоке, продлится до конца недели.

Началась она с награждения группы производственников и ученых, обеспечивших выгрузку отработавшего ядерного топлива из аварийной плавмастерской на Камчатке, которая использовалась в свое время для перезарядки атомных реакторов. Такие же работы завершаются на одной из плавмастерских в Приморье. Значит, уже можно говорить о том, что кроме самих подводных лодок, утилизации которых до сих пор уделялось первостепенное внимание, руки дошли до судов ядерного технического обслуживания, представляющих сегодня не меньшую опасность. Всего 41 такое судно ждет решения своей судьбы, девять из них, по прогнозам начальника управления Минатома России Виктора Ахунова, будут утилизированы в ближайшие годы.

Казалось бы, ломать – не строить, но это никак не относится к решению сложной проблемы ликвидации ядерного наследия «холодной войны». Вроде бы виден конец, 2010 год называют сроком окончания утилизации АПЛ, выведенных из боевого состава флота (из 190 подлодок уже утилизирована 71 – это всего в России; в Тихоокеанском регионе из 76 подлодок утилизирована 21). При этом масса сопутствующих утилизации проблем только-только начинает решаться либо все еще отодвигается на потом.

В первые дни конференции прозвучала информация о том, что со следующего года средства начнут вкладываться в строительство в Приморье береговой площадки для хранения реакторных отсеков. До сих пор вырезанные из лодки трехотсечные блоки, включая реакторный отсек, хранились у берега на плаву. Но даже обывателю понятно, что со временем это становится все опаснее хотя бы потому, что металл подвергается коррозии. Хорошо бы у нас найти для реакторов место, как в пустыне штата Невада в США, где практически не идут дожди. Там-то американцы и оборудовали специальное хранилище. Наши специалисты изучили этот опыт и готовятся к его переносу на нашу почву (недалеко от места, где хранятся реакторы сейчас): не в пустыню и не с сухим климатом, но из двух зол приходится выбирать меньшее.

Плавучий завод «Ландыш», построенный на средства Японии, снял остроту проблемы переработки жидких радиоактивных отходов. Что же касается регионального пункта по захоронению твердых радиоактивных отходов, то на конференции стало понятно – ничего нового в этом отношении по-прежнему нет. Хотя ученые думают, какой найти выход. Председатель ДВО РАН Валентин Сергиенко предложил один из вариантов – устроить хранилище ТРО в разломах под мощными базальтовыми плитами на Шкотовском плато. Аргументом в пользу этой идеи он назвал отсутствие на плато населенных пунктов.

Дожидаясь своей очереди на утилизацию, некоторые лодки просто начинают тонуть. Два таких ЧП уже было на Камчатке. На счастье, «утопленницы» вовремя были подняты, и разноса радиоактивности удалось избежать. Но обеспечение плавучести лодок становится все более насущной задачей. В полной мере это касается нестратегических атомных подводных лодок, построенных несколько десятилетий назад. В нашем регионе утилизация подлодок первого поколения еще не началась.

Конференция проходит при самом активном участии представителей из США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, международных организаций. Обсуждается и сама по себе тема международного сотрудничества в области утилизации подводных лодок. В ней достаточно сложных подводных камней. Например, японская сторона, впрочем, как и сама российская, недовольна тем, что до сих пор не использована большая часть средств, которые соседняя страна готова вложить в программу. Контракты стопорятся из-за длительных согласований на уровне Министерства иностранных дел России. По этой причине повис в воздухе давно одобренный вопрос по реконструкции 35 километров железной дороги на участке Смоляниново – Большой Камень. А пока дорогу не модернизируют, по ней нельзя пускать спецэшелон с отработавшим ядерным топливом. Выходит, построенный на заводе «Звезда» береговой комплекс для выгрузки такого топлива не сможет выполнять свою функцию.

Со 125 миллионами долларов «в кармане» приехал на конференцию Ян Даунинг, возглавляющий департамент в министерстве по торговле и развитию Великобритании. Эти средства с благословения его правительства в ближайшие 10 лет должны пойти на приоритетные проекты по работе с ядерным наследием, в частности в Тихоокеанском регионе. Сейчас определяется, какие именно направления будут выбраны. Однако и тут нет еще «прописанных юридических рамок». Пока соглашение между двумя странами не будет заключено, деньги не пойдут в дело.

Одновременно с конференцией по утилизации АПЛ во Владивостоке в филиале Российской таможенной академии начали работу курсы инструкторов стран - участниц Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ по вопросам пресечения незаконного перемещения ядерных и радиоактивных отходов. Для участия в них во Владивосток приехали специалисты правоохранительных органов из стран СНГ и представители фирм - изготовителей приборов радиационного контроля.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»