АТЭС на Хасане

Завершившийся во Владивостоке форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) продемонстрировал определенный интерес международного сообщества к экономическому потенциалу Приморья. Но при почти трехстах участниках инвестиционной ярмарки до стадии подписания протоколов о намерениях дошли только менее десятка из предложенных приморцами проектов: иностранные гости скорее были сами настроены на поиск и привлечение капиталов в развитие производств на собственных территориях.

18 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1234 от 18 сент. 2002

Завершившийся во Владивостоке форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) продемонстрировал определенный интерес международного сообщества к экономическому потенциалу Приморья. Но при почти трехстах участниках инвестиционной ярмарки до стадии подписания протоколов о намерениях дошли только менее десятка из предложенных приморцами проектов: иностранные гости скорее были сами настроены на поиск и привлечение капиталов в развитие производств на собственных территориях.

Презентация инвестиционных предложений нескольких районов края в прошлый понедельник и вовсе обернулась полным конфузом: собравшиеся было иностранцы потихоньку разошлись в течение первого получаса из-за отсутствия синхронного перевода. Без должного внимания иноземных и российских инвесторов осталась, в частности, экспозиция Хасанского района со всей его марикультурой, транспортным и рекреационным потенциалом. Хотя один из семи приморских инвестиционных проектов, которые нашли «покупателей», имеет рекреационный характер: это строительство туристической базы в бухте Парис острова Русского. Почему не построить ее в одной из десятков живописнейших бухт хасанского побережья?

Между тем помимо всяких форумов и презентаций уникальная российская территория на стыке трех государственных границ бурно развивается и привлекает зарубежные инвестиции. Японцы, корейцы и китайцы финансируют и поставляют оборудование на строящиеся предприятия легкой и обрабатывающей промышленности, вкладывают средства в развитие транзитной и туристической инфраструктуры. О том, почему одни долго и бесплодно говорят, а другие находят инвестиции и строят, о реальном экономическом взаимодействии стран АТЭС в отдельно взятом районе Приморья рассказывает Джамбулат ТЕКИЕВ, генеральный директор ООО «Беркут». Именно этой фирме, уже 10 лет работающей на крайнем юге Приморья - в Краскино и Посьете, удалось немыслимое по нынешним временам: без какого-либо содействия местных властей привлечь в развитие проектов на российской территории средства от всех трех ближайших наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

- Трудно переоценить значение владивостокского форума стран АТЭС для приморской экономики. Такие мероприятия могут не давать немедленный эффект, но совместная отработка идей, поиск направлений развития да и просто расширение экономико-географического кругозора участников инвестиционного симпозиума должны в ближайшие годы помочь сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Это была работа на перспективу. По большому счету, главной задачей российских участников форума было предложить такие бизнес-планы, чтобы стимулировать мировое сообщество вложить деньги на нашей территории. При этом попутно надо было доказать, что политическая и финансовая ситуация в крае благоприятна для капиталов, а дорогим, в прямом смысле этого слова, гостям гарантирована физическая безопасность. Задача непростая, но вполне решаемая - судя по достигнутым нами в Хасанском районе результатам. Все, что обсуждалось и планировалось на форуме АТЭС, а также многое из того, что говорилось президентом Владимиром Путиным в ходе его визита в Приморье, у нас уже есть: перспективные идеи реализуются, международное сотрудничество приносит зримые плоды.

Например, одно из стратегических направлений развития - это создание транспортных коридоров для транзитных грузов и пассажиров. У нас уже не первый год действует транспортный коридор Хуньчунь - Посьет - Сочхо, в ближайшее время контейнеры из Китая пойдут из посьетского терминала «Беркута» не только в Южную Корею, но и в Японию. Мы вытягиваем грузопотоки с перегруженных железных дорог Китая за счет наших более низких тарифов и более высокой скорости доставки грузов. Кстати, наш терминал, по словам начальника Федеральной погранслужбы Тоцкого, единственный в крае полностью соответствует всем требованиям пограничников. Но и здесь есть проблемы, связанные с перевозкой пассажиров: прежде всего необходимость оформления визы РФ для граждан КНР. Ее стоимость - 200 долларов США, это недоступно для многих китайцев. Если бы были недорогие транзитные российские визы стоимостью не более 40 долларов, пассажироперевозки увеличились бы на порядок за счет транзита туристов из района Янцзы в Сеул. Мы работаем в этом направлении с российским МИДом, но на самом деле это работа администраций разного уровня, которые должны обеспечивать законодательную и правовую поддержку бизнеса.

Достаточно развитый пассажиропоток через автопереход «Дальзаводский» позволил реализовать совместный с нашими китайскими партнерами проект строительства в Краскино гостиницы на 100 мест с рестораном и казино. Мы планируем завершить отделку и открыть комплекс уже 1 ноября этого года. Также в Краскино «Беркут» достраивает швейно-трикотажную фабрику на 500 рабочих мест. На месте руин, оставшихся от воинской части, уже смонтировано обрудование, поставленное китайскими партнерами. Помимо нескольких цехов здесь будет благоустроенное общежитие, столовая, санитарный блок и спортивный комплекс, который будет открыт для жителей Краскино.

В соседнем Посьете мы также завершаем монтаж оборудования в цехе переработки рыбы, построенном при участии корейских инвесторов, а также деревообрабатывающего цеха с использованием японских инвестиций и технологий. Помните, президент говорил: пора прекратить вывозить из России лес-кругляк, нужно пилить доски и даже опилки пускать дело. У нас будет полностью безотходное производство.

- Джамбулат, в чем секрет «Беркута», как вам удалось переломить недоверие иностранцев, в том числе весьма неохотно инвестирующих в Россию японцев?

- Наши японские партнеры приехали и увидели, что терминал в Посьете успешно работает, что это вполне безопасно, что с россиянами можно взаимодействовать не только на словах, но и на деле. Это единственный путь заманить к себе инвесторов - показать наглядно, что бизнес здесь развивается по тем же законам, что и везде, что здесь можно получить прибыль от вложенных средств. В этом смысле деньги, потраченные на форум АТЭС, лучше было бы вложить в создание какого-либо образцового предприятия, куда можно было бы привести потенциального инвестора и показать ему, что мы здесь тоже умеем работать и развивать производства.

Автор: Александр АНИСИМОВ, «Владивосток»