Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика, финансы

Последний путь подлодки

Нынешний сентябрь предполагает стать для Приморья необычайно урожайным на значительные события. Вслед за форумом АТЭС в крае откроется международная конференция по проблемам и вовсе мирового уровня – по утилизации атомных подводных лодок. Ведь перевести в безопасное состояние еще вчера грозный боевой корабль – это не то, что просто разделать его металлический корпус. При этом необходимо решить массу архисложных задач – научных, экологических, производственных, с которыми нашей стране в одиночку не справиться. В России такая международная конференция проводится во второй раз. Первая состоялась в прошлом году в Северодвинске.

Нынешний сентябрь предполагает стать для Приморья необычайно урожайным на значительные события. Вслед за форумом АТЭС в крае откроется международная конференция по проблемам и вовсе мирового уровня – по утилизации атомных подводных лодок. Ведь перевести в безопасное состояние еще вчера грозный боевой корабль – это не то, что просто разделать его металлический корпус. При этом необходимо решить массу архисложных задач – научных, экологических, производственных, с которыми нашей стране в одиночку не справиться. В России такая международная конференция проводится во второй раз. Первая состоялась в прошлом году в Северодвинске.

Эхо «холодной войны»

- «Экофлот» - такое сокращенное название имеет мероприятие, к которому готовятся сейчас Владивосток и Большой Камень. А если расшифровать? – поинтересовалась я у начальника управления по утилизации Дальневосточного завода «Звезда» Александра Киселева.


- Тема конференции: «Экологические проблемы утилизации атомных подводных лодок», и она сама по себе объясняет большое значение предстоящего разговора для Дальневосточного региона в целом и для Приморья в частности. Проводят конференцию министерство Российской Федерации по атомной энергии и Международный научно-технический центр при активном участии нескольких министерств: обороны, природных ресурсов, экономики, а также Российского агентства по судостроению, федерального управления «Медбиоэкстрем» при Минздраве России, Российской академии наук и ряда других ведомств. Для участия в конференции приедут руководители и ведущие специалисты российских научно-исследовательских институтов, представители заинтересованных официальных и деловых кругов США, Японии, Великобритании, Южной Кореи, Франции, Норвегии.

- Последствия «холодной войны» разгребать приходится вместе?

- В годы «холодной войны» в СССР было построено более 200 многоцелевых и стратегических атомных подводных лодок. По стратегическим АПЛ с семидесятых годов шли переговоры между СССР и США, в результате которых были подписаны договоры об ограничении стратегических вооружений: ОСВ-1, ОСВ-2, СНВ-1 и СНВ-2. В соответствии с достигнутыми договоренностями осуществлялись вывод из эксплуатации и утилизация стратегических подлодок. После распада СССР эти работы продолжают финансироваться правительством США в рамках программы совместного снижения угрозы.

Но под действие подписанных договоров не подпали многоцелевые атомные подлодки, поэтому они практически не утилизировались. У России не было и нет на это средств. В настоящее время на Тихоокеанском флоте выведены из эксплуатации и подлежат передаче на утилизацию 45 таких кораблей. Среди них есть лодки, построенные в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов. А ведь с течением времени будет все труднее и труднее обеспечить безопасность их стоянки. К тому же после длительного хранения на плаву из реакторов таких АПЛ будет все проблематичнее осуществлять выгрузку отработавшего ядерного топлива.

 От корпуса до реактора

В ходе конференции будут рассматриваться современные российские и зарубежные подходы и технологии, используемые при комплексной утилизации подводных лодок, при экологической реабилитации радиационно-опасных объектов. Участники встречи проанализируют накопленный опыт с точки зрения экономичности, обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными отходами. В центре внимания будут также связанные с утилизацией медико-биологические проблемы, состояние законодательной и нормативной базы, вопросы международного сотрудничества, в том числе привлечение финансов.

- Естественно, что в конференции деятельное участие будут принимать представители завода «Звезда» - основного исполнителя работ по утилизации атомных подводных лодок в Дальневосточном регионе, а в один из пяти дней состоится выездное заседание в Большом Камне. Что уже удалось сделать вашему предприятию для решения проблем, которые выносятся на обсуждение?

- Из 25 утилизированных подлодок Тихоокеанского флота 22 были разделаны на «Звезде». С привлечением средств иностранной технической помощи на заводе создан уникальный комплекс, обеспечивающий комплексную утилизацию кораблей с соблюдением современных требований экологической, ядерной и радиационной безопасности. На предприятии сооружен береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива, ввод которого в эксплуатацию планируется в этом году. Это позволит осуществлять выгрузку облученного топлива из четырех подводных лодок в год, что повысит темпы утилизации в целом. Кроме того, за счет выделенных правительством США средств по программе совместного снижения угрозы на заводе построены и эксплуатируются объекты обращения с радиоактивными отходами: временное хранилище твердых радиоактивных отходов, участки их кондиционирования и переработки вод спецпрачечной. Если иметь в виду еще плавучий комплекс переработки низкоактивных ЖРО, построенный за счет Японии, то можно сказать, что на «Звезде» в основном созданы условия, позволяющие обеспечить решение проблем утилизации атомных подводных лодок.

- Александр Михайлович, но ведь непосредственно для разделки корпуса лодки тоже необходимо решить целый ряд технологических задач?

- Да, конечно, в состав комплекса по утилизации АПЛ входит также оборудование для разделки корпусных конструкций: мощная гильотина для их резки, пресс-пакетировщик для прессования и пакетирования тонколистных конструкций, подъемные автомобильные краны, автомобильные трейлеры и многое другое.

Ведомствам спешить некуда

- Давайте все-таки вернемся к одной из главных на сегодня нерешенных проблем – финансированию утилизации многоцелевых подлодок. Почему не выполняется подписанное еще в 1993 году российско-японское соглашение на этот счет?

- В развитие «Соглашения о ликвидации подлежащего сокращению ядерного оружия в Российской Федерации» был подписан меморандум о развитии сотрудничества между правительствами России и Японии в области содействия разоружению, нераспространению и утилизации ядерных вооружений. В мае 1999 года в соответствии с этим документом было принято решение о финансировании проектов по утилизации многоцелевой атомной подводной лодки, выгрузке отработавшего ядерного топлива из длительно находящихся в отстое многоцелевых АПЛ, а также по реконструкции железной дороги на участке от станции Большой Камень до станции Смоляниново. Это необходимо для обеспечения вывоза отработавшего ядерного топлива с завода «Звезда». Реализация проектов была одобрена постановлением нашего правительства. Японской стороной были подготовлены и переданы для согласования Минатому России и МИД России документы, определяющие порядок взаимодействия сторон при реализации проектов. Однако этих согласований, несмотря на поручения председателя правительства России, его заместителя, нет до сих пор.

- И к чему ведет такая нерасторопность названных ведомств?

- К замедлению темпов утилизации многоцелевых атомных подводных лодок, сокращению работ по выгрузке отработавшего ядерного топлива. А по большому счету потери времени чреваты дальнейшим ухудшением технического состояния находящихся в отстое многоцелевых подлодок. Значит, страдает экологическая обстановка, усугубляется потенциальная ядерная и радиационная опасность.

Автор : Надежда БРАЖИНА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Заклинание инвесторов

Вчера в рамках форума АТЭС продолжил свою работу инвестиционный симпозиум. Гости и хозяева, подбив итоги первого дня, выслушали новые доклады. Сегодня в их планах – экскурсия по образцовым предприятиям города, а также встречи с учеными ДВО РАН.

Пришло время Дальнего Востока!

Хотя инвестиционный симпозиум уже завершается, ряд высоких гостей во Владивосток еще не приехали. Лишь на следующей неделе, к открытию ярмарки форума, могут появиться министр науки, промышленности и технологий Илья Клебанов, видные партийные деятели Руслан Аушев, Александр Беспалов, Вячеслав Володин и др. На симпозиуме в «Хендэ» московскую делегацию представлял Евгений Макаров, ответственный секретарь комиссии правительства РФ по вопросам участия России в АТЭС. Несмотря на отсутствие голоса, Евгений Николаевич любезно ответил на вопросы «В».

Технопарк на выданье

Проект российско-корейского технологического парка, в который еще и гвоздя не вбили, тем не менее в течение последних десяти лет прошел длительную закалку на кулуарную живучесть.

Последний путь подлодки

Нынешний сентябрь предполагает стать для Приморья необычайно урожайным на значительные события. Вслед за форумом АТЭС в крае откроется международная конференция по проблемам и вовсе мирового уровня – по утилизации атомных подводных лодок. Ведь перевести в безопасное состояние еще вчера грозный боевой корабль – это не то, что просто разделать его металлический корпус. При этом необходимо решить массу архисложных задач – научных, экологических, производственных, с которыми нашей стране в одиночку не справиться. В России такая международная конференция проводится во второй раз. Первая состоялась в прошлом году в Северодвинске.

РИМСКО: 10 лет самостоятельного плавания

По самым осторожным данным, которые периодически приводят на различных совещаниях морские администрации приморских портов, сегодня в крае насчитываются сотни (так - !) судоходных компаний. Но даже опытный специалист вряд ли сможет с ходу назвать хотя бы с полдюжины реальных судовладельческих фирм, владеющих и оперирующих не виртуальными – заложенными-перезаложенными или наполовину списанными – судами, а вполне ходовыми, работающими и приносящими прибыль танкерами, лесовозами, контейнеровозами, рефрижераторами, вспомогательным флотом.

Последние номера