Венец - мобильный нужник

После краткого знакомства с этим детищем российской «оборонки» я наконец понял всю глубину фразы «Заботу о нуждах потребителя мы ставим во главу угла!», сказанную по случаю генеральным директором ОАО «Дальприбор» Владимиром Титковым. На дворе хлестал серый дождик, а в цехе предприятия, выпускающего секретное оборудование для морской авиации, радовали глаз оранжево-зеленые туалетные кабинки. Очень скоро они займут достойное место на улицах и площадях краевого центра! Сегодня же бригада слесарей Виктора Мельничука наносит последние штрихи: там надо ручку прикрутить, там унитаз поправить, то да се…

4 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1226 от 4 сент. 2002

После краткого знакомства с этим детищем российской «оборонки» я наконец понял всю глубину фразы «Заботу о нуждах потребителя мы ставим во главу угла!», сказанную по случаю генеральным директором ОАО «Дальприбор» Владимиром Титковым. На дворе хлестал серый дождик, а в цехе предприятия, выпускающего секретное оборудование для морской авиации, радовали глаз оранжево-зеленые туалетные кабинки. Очень скоро они займут достойное место на улицах и площадях краевого центра! Сегодня же бригада слесарей Виктора Мельничука наносит последние штрихи: там надо ручку прикрутить, там унитаз поправить, то да се…

- Предположим, бывает работа и престижнее, но эта тоже ведь нужна, - философствует Виктор Васильевич. – Работаем так, чтобы за наши изделия не было стыдно. А вообще-то мы здесь делаем не только биотуалеты: и урны разные, и остановочные павильоны. Рынок!

Лет 10 назад этот самый рынок захватил врасплох всю российскую «оборонку». Каждый спасался как мог. «Чтобы отстоять свое право на жизнь, мы шли по лезвию ножа, - вспоминает суровые дни гендиректор Владимир Титков. – Надо было менять не только технологию производства, но и психологию людей…». За время реформ «Дальприбор» потерял две трети своего коллектива, но все-таки выстоял.

О переменах психологии свидетельствует такой факт. С год назад Титков обратился в администрацию Владивостока с необычным предложением: завод хочет и может участвовать в благоустройстве города. Инициатива оборонщиков пришлась как нельзя кстати. В свете грядущего форума АТЭС (и не только поэтому) краевую столицу надо было приводить в порядок. Начали с урн для мусора, модели которых были специально разработаны заводским КБ. Потом взялись за павильоны на остановках общественного транспорта. Но венцом программы стал мобильный нужник.

Жители Владивостока, а гости – тем паче! – не понаслышке знакомы с проблемой отхожих мест. Туалеты у нас наперечет, пока добежишь – штаны в опасности. В иную уборную без фонарика и противогаза лучше не заходи. Говорят, дефицит благоустроенных сортиров пугает иностранцев даже больше, чем крутые бандитские разборки. Вот и выходит, что судьба форума АТЭС и всего инвестиционного будущего Приморья оказались в прямой зависимости от решения проклятого «сортирного вопроса».

Выбор сделан! - Видя такое безобразие, мы взялись за разработку своей модели биотуалета, – рассказывает Владимир Федорович Титков. – И уже в июле первый опытный экземпляр был готов. Показали городскому руководству. Понравилось. Сам Юрий Михайлович Копылов благословил наше начинание.

Образец выставили на обкатку в бывшем сквере со слониками, а после переместили на набережную Спортивной гавани. «Ну и как? – спрашиваю генерального директора. – Есть замечания пользователей?» Титков улыбается:

- Крючок просят приделать, чтобы сумочку можно было повесить. Это учтем.

Без «излишеств» стоимость изделия составляет добрых 16 тысяч рублей, что, впрочем, не дороже привозных пластмассовых «мобильников». Кстати, на их приземистом фоне доморощенный сортир вовсе не смотрится бедным родственником: он и выше, и просторнее, и прочнее (металл - в расчете на вандалов?). К тому же качество исполнения на уровне стандартов ВПК. Нужники делают на том же высокотехнологичном оборудовании, с применением тех же материалов, что и приборы для морской авиации. А главное, теми же золотыми, по выражению директора Титкова, руками.

По словам Владимира Федоровича, всего мэрия планирует заказать аж 500 деликатных изделий.

- До Нового года сделаем! - уверен Титков. – Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо администрации города: она четко выполняет свои финансовые обязательства! Это делает нашу экономику более стабильной, хотя доля ТНП в общем бюджете предприятия и невелика. Я рад, что нам удалось наладить такие здоровые контакты с мэрией!..

В результате этих контактов у Владивостока появился реальный шанс обрести наиважнейший из атрибутов цивилизованного города – общедоступный туалет. С облегчением!

Автор: Сергей АКУЛИЧ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»