Дежа вю

Когда в доме нет света, это, знаете ли, немного обидно и слегка напрягает. А если свет гаснет глубокой ночью и только в двух домах – твоем и соседнем, насколько странным было мое желание позвонить диспетчеру энергетиков и узнать, в чем дело?

30 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1224 от 30 авг. 2002

Когда в доме нет света, это, знаете ли, немного обидно и слегка напрягает. А если свет гаснет глубокой ночью и только в двух домах – твоем и соседнем, насколько странным было мое желание позвонить диспетчеру энергетиков и узнать, в чем дело?

“Это не к нам вопрос, вызывайте аварийку, - рявкнули мне в ответ. – У нас все включено. Откуда я знаю номер аварийки? Это не к нам”, - на той стороне трубка с грохотом упала на рычаг, а я еще с минуту остолбенело на нее смотрела.

Да, наверное, диспетчер – профессия неблагодарная. И наверное, звонят туда разные люди, причем далеко не все – воспитанные. Но если у человека издерганные нервы, стоит ли ему работать на телефоне? Много ведь других профессий есть, не подразумевающих непосредственного общения с гражданами…

Довольно странно, что в последнее время именно в сферу общения двинулись индивиды, на дух не переносящие себе подобных. Все чаще в магазине, на почте, в сберкассе или вот так – во время телефонного разговора – настигает меня дежа вю, ощущение возвращения во времена “страны советов” – уж больно откровенно хамят работники.

В кафе за стойкой скопилась небольшая, но все же очередь. В чем дело? Одна девушка-продавец сдавала выручку инкассатору, а две другие, стоя рядом, внимательнейшим образом наблюдали за процессом. На просьбу вернуться к выполнению непосредственных обязанностей одна процедила: “О гос-с-пди… Ну чево вам?” Честно говоря, уже не хотелось ничего. А вам в последние три дня приходилось переминаться с ноги на ногу, пока дама с той стороны прилавка соизволит обратить на вас внимание и закончит говорить по телефону, болтать с подругой или просто глядеть с отсутствующим видом в потолок? Отчетливо ощущать собственную незначительность – отвлекаете серьезного человека от серьезных дел? Ежиться под оценивающим взглядом: ну ничего ведь не купит, а ходит тут?.. Приходилось?

Я понять никак не могу причин этого возврата к прошлому. Почему они малость нюх потеряли, дорогие наши диспетчеры, продавцы, кассиры, операторы? Почему возгордились и забыли, что покупателя, клиента надо уважать, ибо он платит деньги за товары или свет. А может, им просто уровень образования не позволяет дойти до таких мыслительных высот?

Кстати, интересно то, что в современных, больших магазинах, где начальство дорожит понятием “держать марку”, обслуживающий персонал всегда мил, любезен, спокоен. Как говорится, работаешь с народом – оставь нервы дома.

P.S. Немного придя в себя после общения с диспетчером, я позвонила дежурному своего района. И несмотря на нервы, на третий час ночи, он в двух словах мне объяснил, что произошла авария, что ремонтники уже выехали и что все обязательно починят, хотя, возможно, и не так скоро. Он, наверное, тоже хотел спать и тоже устал. Но не хамил. Может, его просто мама хорошо воспитала?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»