Капитан и его судно

Капитан СТР “Северокурильск” Геннадий Михно родом из полностью сухопутной Беларуси, учился в Тобольском речном училище, а вот уже более четверти века работает в море. Начинал матросом, судоводителем, в 1989 году впервые пошел капитаном на “Князево”, потом были “Удобное”, “Механик Романча”.

28 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1222 от 28 авг. 2002

Капитан СТР “Северокурильск” Геннадий Михно родом из полностью сухопутной Беларуси, учился в Тобольском речном училище, а вот уже более четверти века работает в море. Начинал матросом, судоводителем, в 1989 году впервые пошел капитаном на “Князево”, потом были “Удобное”, “Механик Романча”.

На “Северокурильске” отработал два рейса. Минтай, сайра, селедка, вновь минтай, опять селедка. В минувшем рейсе в море находился 9 месяцев - с сентября по май. Работа крайне тяжелая. Судно старое, аж 1974 года постройки (кстати, и Геннадий Иванович поступил в мореходку именно в этот год), естественно, что никакие капитальные ремонты не смогут вернуть ему первозданный вид. Из строя выходит то одно, то другое. Механикам приходится чинить неисправности прямо в море, запасными частями рыбаки делятся друг с другом в экспедиции, а иначе приходится ждать транспорта. Хорошо, если в такой момент нет шторма.

За это лето на “Северокурильске” капитально отремонтировали главный двигатель и ряд других механизмов. Что нельзя поменять, Николай Петрович и его помощники ремонтируют сами: ждут своей очереди вспомогательные дизели, затем траловые лебедки. Сейчас заканчивают восстановление грузовой лебедки. Работы много, но лучше обнаружить неисправность у пирса, чем потом столкнуться с аварийной ситуацией на промысле. Потому и стараются сейчас специалисты успеть все сделать до выхода в море.

Другой бедой для рыбаков сегодня является система квот. Они небольшие. И где гарантии, что рыба в момент лова окажется на месте нахождения траулера? С промыслом селедки у Сахалина получилось именно так, а точнее - рыбы просто не было. Да и по минтаю проблем хватало. Где была квота, туда и шли – Южные Курилы, Западная Камчатка, Охотоморская подзона...… Благо хоть ледовая обстановка была благоприятной, годом ранее в бортах оказалось 26 дырок и пробоин от льдин. А ведь минтай на чистой воде не водится, уходит под лед. Вот и приходится рисковать каждый раз.

Сейчас Михно и его экипаж готовятся к промыслу сайры. Выход в море запланирован на начало сентября. И опять встает проблема квот: раньше на сайру они не распространялись, и Геннадий Иванович помнит, как однажды за рейс “Удобное” добыл 16 тысяч деликатесного сырца. К тому же наши суда, по сравнению с японским флотом, не имеют современной комплектации. Специализированные шхуны с Хоккайдо и Хонсю ловят в таких объемах, что нам и не снились.

Вот и приходится предприятию разрываться: или квоты покупать, или суда новые приобретать. Государство отказывается помогать. Вся надежда у рыбаков только на собственные силы.

В отличие от тех же японцев, преображенцы берут смекалкой, профессионализмом, опытом. Не случайно за последнюю рыбалку стармех Николай Фролов, электрорадионавигатор Анатолий Хроник, начальник радиостанции Сергей Воротынцев, мастер обработки Владимир Колмыков получили ценные подарки от своего предприятия к Дню рыбака.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"