Он уехал, но обещал вернуться

…Симпатичный локомотив, поблескивая яркими красно-желтыми полосками, тянул северокорейский состав из 22 вагонов на родину, в Пхеньян. Еще одна, прощальная остановка на российской земле, на Хасане. Вагон под номером 7, в котором путешествовал председатель государственного комитета обороны КНДР по городам Дальнего Востока, точно останавливается у ковровой дорожки.

27 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1221 от 27 авг. 2002
…Симпатичный локомотив, поблескивая яркими красно-желтыми полосками, тянул северокорейский состав из 22 вагонов на родину, в Пхеньян. Еще одна, прощальная остановка на российской земле, на Хасане. Вагон под номером 7, в котором путешествовал председатель государственного комитета обороны КНДР по городам Дальнего Востока, точно останавливается у ковровой дорожки.
Легко спускается со ступенек Ким Чен Ир. Каждый раз перед выходом сопровождающий его персонал с усердием натирал поручни кипенно-белой тряпочкой. На сей раз либо расслабились, во что с трудом верится - дисциплина среди северокорейцев жесточайшая, то ли навели марафет заранее, но обошлось без «натираний». Солнце радужными бликами весело прохаживается по двум «обменным» картинам, стоящим рядом на земле. На одной в традиционной корейской манере изображены журавли, символизирующие красоту, гармонию и долголетие. Они задержат свой полет в России. На другой картине – уголок приморской природы - с цветущим рододендроном, который произрастает и в Северной Корее, куда и отправится этот подарок от Приморья.

Северокорейского лидера приветствует полпред Константин Пуликовский, вновь по поручению президента России, как и в прошлой поездке, сопровождавший Ким Чен Ира.

Прощание выходит за рамки отведенного протокольного времени. Ким Чен Ир задерживается в домике, известном как «домик Ким Ир Сена», здесь когда-то останавливался его отец, первый президент Северной Кореи. С северокорейской стороны, по словам Андрея Карлова, посла России в КНДР, после посещения главы нашего государства Северной Кореи открыт на станции Туманган «домик Путина». Кто его знает, возможно, после встречи Владимира Путина и Ким Чен Ира во Владивостоке и на Санаторной появится соответствующий символ, ведь встреча по сути была эпохальной, хотя бы уже в том, что достигнут консенсус: соединению Транскорейской железной дороги с Транссибом быть! Во Владивостоке, прощаясь с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, Ким Чен Ир, спросив еще раз: «Так мы будем строить железную дорогу?» - получил утвердительный ответ от главного железнодорожника страны.

Поездка не носила экскурсионный характер. Ким Чен Ир побывал на промышленных предприятиях, в торговых центрах. Много давал поручений своим специалистам, на что обратить внимание. Интересуясь в прошлом году омскими тракторами, Ким Чен Ир дал распоряжение два образца закупить. Когда сельскохозяйственные машины прекрасно показали себя на полях, был подписан договор с омским танкостроительным заводом о закупке партии тракторов в 260 штук.

Я обращала внимание, что на всех переговорах, при деловых беседах во всем облике Ким Чен Ира явно сквозили властность и непроницаемость. Но он становится совсем другим в неформальной обстановке. У Ким Чен Ира обаятельная улыбка, голос с приятной хрипотцой, активная, дружеская манера общения, сильное рукопожатие, его шутки остры и точны, вызывают улыбку. И есть еще одна черта - ярко выраженная мужская харизма.

Ким Чен Ир тепло прощается. И еще долго машет всем рукой. И отвечает на слова Константина Пуликовского: «Приезжайте, товарищ Ким Чен Ир, к нам еще», - символической фразой, расшифровать которую поможет будущее: «Можно сказать, что я уже возвращаюсь».

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА (фото автора), специально для «В»