Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Маршалы в отставку не уходят

Владивосток в ожидании приема президента России Владимира Путина, визит которого в наш город, как предполагается, состоится в 20-х числах августа. К тому, что их посетит первое лицо государства, активно готовятся различные предприятия и вузы, военные корабли и гражданские суда. Среди возможных объектов - большой противолодочный корабль ТОФ «Маршал Шапошников». Сегодня наш репортаж с борта этого судна.

 Владивосток в ожидании приема президента России Владимира Путина, визит которого в наш город, как предполагается, состоится в 20-х числах августа. К тому, что их посетит первое лицо государства, активно готовятся различные предприятия и вузы, военные корабли и гражданские суда. Среди возможных объектов - большой противолодочный корабль ТОФ «Маршал Шапошников». Сегодня наш репортаж с борта этого судна.

Первое ощущение гражданского, попавшего на военный корабль, – это ощущение муравейника. Бесчисленные коридоры и трапы, по которым в разных направлениях бесконечно снуют люди. На большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников» это ощущение усиливалось еще и ремонтом. Но так видится только человеку непосвященному. На самом деле корабль и экипаж, составляющие единое целое, можно сравнить со сложным, четко работающим механизмом. А еще – с домом и большой семьей.

Командир

- Смотри, не вздумай назвать командира корабля капитаном, - инструктировали меня перед походом на БПК более опытные коллеги. – Засмеют!

И правда, разница между командиром и капитаном колоссальная. Определяется она не только наличием погон: отношения на корабле, начиненном мощным оружием, в том числе и крылатыми ракетами, могут строиться только на основании жесткой иерархии и четких приказов. Кстати, в отличие от капитанской каюта командира корабля – образец аскетизма. В ней нет ничего лишнего, и даже узкая жесткая постель командира ненамного роскошнее матросской шконки.

Капитан I ранга, командир БПК «Маршал Шапошников» Андрей Нелидин называет себя коренным противолодочником. Окончив в 1983 году Калининградское высшее военно-морское училище, он сразу попал на Тихоокеанский флот и все время служил на противолодочных кораблях. Последние 5 лет – на «Маршале Шапошникове».

- Для меня никогда не стоял вопрос «кем быть?», - говорит командир. И дед, и отец были военными, вот и я не представлял себе другой судьбы. Правда, в отличие от «сухопутных» предков я выбрал море.

На Тихоокеанском Флоте Андрей Нелидин известен не только как командир одного из лучших кораблей. В 2000 году экипаж БПК под его руководством самостоятельно произвел сложнейший ремонт судна. Изюминка его состояла в том, что без постановки в док была выполнена замена газотурбинных двигателей. Пятнадцатитонные махины через вертикальную шахту подъемным краном вытащили из недр судна прямо у причала. Таким образом сократился срок ремонта, а экономический эффект составил 45 миллионов рублей (эту цифру вывели в главном техническом управлении ВМФ). Вдохновленные примером экипажа «Маршала Шапошникова», подобным образом отремонтировались еще несколько кораблей ТОФ.

- Конечно, проще было встать на ремонт в док, говорит Андрей Нелидин, – но очень уж хотелось в море. Даже в советское время «Дальзавод» выполнял такую работу за 2 – 3 года. А сколько потребовалось бы времени сейчас, и подумать страшно.

Последний раз «Маршал Шапошников» выходил в море месяц назад. Большой противолодочный корабль участвовал в командно-штабных учениях Приморского объединения Военно-морского флота.

Экипаж выполнил все поставленные перед ним задачи и показал высокий уровень боевой подготовки. БПК участвовал в поиске дизельной подводной лодки.

- Ничего захватывающего и зрелищного в этой операции нет. Вот видите, - Андрей Нелидин достает карту, густо испещренную разноцветными линиями, - это схема, по которой мы прочесывали зону нахождения условного противника. И так двое суток. Все это время специалисты прослушивали океан с помощью гидроакустического комплекса. В какой-то момент засекли «нарушителя» и выпустили по нему торпеду. В цель попали, условно, конечно же – экипаж подводной лодки слышал, как подводный снаряд пронесся в нескольких метрах над ними.

- Не секрет, что в последние годы корабли российского Военно-морского флота стали реже выходить в море, а учения стали не такими масштабными, как в советское время.

- Это так, но хочу отметить, что уже 2 года, как ситуация изменилась. Топлива хватает и на поддержание боевой готовности, и для участия в учениях. Вообще я двояко отношусь к провальному периоду 90-х годов. С одной стороны, было очень сложно, но зато мы научились эффективно расходовать то же топливо, научились думать об экономии, искать компромиссы.

Личный состав

 В подчинении у Нелидина несколько сот человек. В основном, конечно, матросы срочной службы. Работать с ними командиру помогает психолог, капитан III ранга Сергей Лопатин.

- Призывники нынче такие, что без психолога с ними не управиться, - отвечает он на мой вопрос «зачем такая должность на корабле?» - Проблемы армии, флота, пресловутая дедовщина, стремление решать конфликты кулаками – это лишь производные тех процессов, что происходят в обществе. Парни приходят служить с уже сложившимися взглядами. Выросшие в неблагоприятной среде, они приносят скопившуюся агрессию на флот. Есть полуграмотные, а есть ребята, которым мама в детстве не рассказывала, что такое хорошо, а что такое плохо. Вот и приходится их «воспитывать» с самых азов.

Сын полка

Уже несколько лет – с осени 1996-го - на «Маршале Шапошникове» живет Сергей Шулепов. Он самый настоящий сын полка. О прошлой жизни вспоминает неохотно:

- 2 года мне было, когда мать меня, больного, подбросила в больницу. Оттуда забрали меня чужие люди, и до восьми лет я с ними жил во Фроловке (Партизанский район). Потом убежал.

-А почему убежал?

- Не хочу говорить об этом…

Как и большинство беспризорников, Серега двинул во Владивосток. Пару месяцев скитался в городе – днем околачивался около ларьков, «шкуляя», по его выражению, еду и мелочь, а ночью спал на морском вокзале. Там и встретил морских офицеров, которые привели его на БПК «Петропавловск». Через полтора года судно списали, а Сергея определили на «Шапошников».

Специалисты, работающие с такими же, как Сергей, «бегунками», констатируют, что мальчишки быстро втягиваются в «вольную жизнь». Они тяготятся детскими домами и реабилитационными центрами, где за ними установлен жесткий контроль, нужно рано вставать, заниматься в школе. Сергея же на улицу даже не тянет. «Ничего там хорошего нет» - коротко ответил он. И это, несомненно, заслуга офицеров, ставших для Сережи и семьей, и воспитателями, и наставниками. Парень уже закончил 9 классов и доучивается в вечерней школе. В остальное время он – обычный матрос. Уже осенью ему исполнится 18, и, конечно же, служить он будет только на «Маршале Шапошникове». В отличие от своих сверстников, Сергей останется дома.

Есть и кок, и врач…

 Мы уже говорили, что военный корабль – это большой дом. А дом без кухни не бывает. Только на флоте она называется камбуз. Экскурсию в своем хозяйстве для нас провел мичман, кок-инструктор Алексей Мальцев. Правда, пока в тот момент на камбузе еще не был закончен ремонт.

«Кастрюли» оказались котлами, рассчитанными на 500 порций супа, «сковородка» - жаровней площадью с квадратный метр.

Попробовать ничего не удалось, но Алексей заверил, что кормят на корабле вкусно и сытно - с одного камбуза питаются и матросы, и офицеры, и сам командир.

В медпункте тоже новое оборудование. Начальник медицинской службы, лейтенант медицинской службы Вячеслав Лапик придирчиво осматривал новый автоклав, а помогал ему старшина 1 статьи (а так же дипломированный фельдшер неотложной помощи) Максим Шуллер.

- Призывные комиссии работают нормально, так что «калек» у нас на флоте нет, - говорит красавец Вячеслав. – Но болеют, тем же, чем и все остальные: по сезону простуды и грипп, иногда бывают травмы, корабль все-таки. Страшных случаев на моей практике пока не было. В основном работа рутинная – 2 раза в год личный состав должен пройти обязательное медицинское обследование.

И тем не менее медсанчасть на «Маршале Шапошникове» оборудована настоящей операционной, а медицинский персонал готов лечить любой недуг.

«Маршал Шапошников» - грозное оружие. Эта плавучая крепость способна поражать далекие надводные и подводные цели и проходить расстояние в тысячи миль. Но без дружного экипажа, управляющегося со всем этим хозяйством, корабль - всего лишь груда железа. Люди же на «Шапошникове» - замечательные. Остается только пожелать им 7 футов под килем!

Автор : Юлия ИГНАТЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
За строгий порядок

21 августа в 10 утра на десять минут перекрывается улица Мордовцева. Связано это с митингом, посвященным введению в эксплуатацию новой транспортной развязки на Семеновской.

Ученые ждут Путина и боятся наводнений

В преддверии визита президента России Владимира Путина в Приморье состоялось внеочередное заседание президиума Приморского краевого комитета по проблемам окружающей среды.

Уссурийских спецназовцев в «Ми-26» не было

Любая трагедия в Чечне в последнее время так или иначе отдается болью в Приморье.

Дорога для президента

Большой Камень всеми силами готовится к приезду президента Путина. В рекордные для города сроки сдается дорога, ведущая к государственной важности объекту – установке по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» завода «Звезда». Если президент все-таки приедет в Приморье, обещают, что сюда его привезут обязательно.

Паспорт города ищи в Интернете

На официальном Интернет-сайте администрации Владивостока в разделе “Владивосток сегодня” размещен сборник статистических данных, которые дают достаточно полную картину социально-экономического развития столицы Приморья, сообщает пресс-служба городской администрации.

Последние номера