Она утонула…

Ровно два года назад все сводки новостей в России (да и не только в России) начинались с экстренных сообщений о ЧП, произошедшем в неласковом Баренцевом море, - на глубине чуть более ста метров потерпела катастрофу атомная подводная лодка “Курск”.

13 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1214 от 13 авг. 2002

 Ровно два года назад все сводки новостей в России (да и не только в России) начинались с экстренных сообщений о ЧП, произошедшем в неласковом Баренцевом море, - на глубине чуть более ста метров потерпела катастрофу атомная подводная лодка “Курск”.

Мы помним, как развивались события и что мы переживали - в зависимости от строго дозированных сообщений из военных штабов. Сначала – тревога (“…С лодкой установлен контакт…”), потом – отчаяние, когда прошли все разумные сроки, и наконец – глубокое разочарование в действиях военного и государственного руководства.

Надо ли ворошить старое?

…Политологи говорят, что никогда рейтинг президента не опускался так низко, как в конце лета - осенью 2000 года. Хочется верить, что из этого сделаны соответствующие выводы. Ведь уж что-что, а делать глубокомысленные выводы и наказывать всех подряд у нас умеют хорошо. Была бы польза...…

Первые официальные сообщения о ЧП появились два года назад 14-15 августа. А уже 18 августа на страницах “В” был опубликован материал “Свободное всплытие со смертельным риском” об опыте нашего земляка, Героя Советского Союза капитана 1-го ранга Алексея Гусева, которому 17 годами ранее удалось спасти большую часть экипажа другого атомохода, терпевшего бедствие у берегов Камчатки. Оценивая ситуацию на “Курске”, в отличие от адмиралов СФ Гусев был крайне пессимистичен.

В следующем номере “В” был опубликован материал под названием “Реквием”. В нем речь шла о письма пришедшем во Владивосток по электронной почте из американского Сан-Диего (Калифорния) где находится крупнейшая база американских ВМС.

Президент общества городов-побратимов Сан-Диего-Владивосток Дэйвид Идик писал тогда: “Бывшие и служащие сейчас моряки-подводники Сан-Диего выражают чувства и мысли, которые могут быть выражены только товарищами по оружию…” В том же письма Идик привел текст песни, чрезвычайно популярной у американских подводников:

“…Сердце хочет восстановить дыхание.
Еще одна ночь.
Зимние мальчики замерзают
В своей консервной банке.
Прощай империя, империя прощай.
Мелкие воды – пролив и течение.
Прощай империя, империя прощая.
Несбывшиеся иллюзии утоплены в ночи…”

И, наконец, в следующем номере “В” были названы фамилии трех погибших на “Курске” офицеров – выпускников ТОВВМУ им. Макарова. Капитан 3-го ранга Андрей Анатольевич Рудаков, выпускник факультета связи ТОВВМУ 1990 года, на “Курске” – командир БЧ-7 (гидроакустическая служба), находился в 3-м отсеке. Капитан 3-го ранга Александр Евгеньевич Садков, выпускник радиотехнического факультета ТОВВМУ 1994-го года, на “Курске” – командир гидроакустической группы, находился во 2-м отсеке. Капитан-лейтенант Сергей Николаевич Логинов, выпускник радиотехнического факультета ТОВВМУ 1995-го года, на “Курске” – командир гидроакустической группы, находился в 3-м отсеке. Судя по расположения по штатным местам и официальным данным расследования, проведенного Генеральной прокуратурой, все трое погибли моментально…

…За прошедшие со времени трагедии два года ушел от нас и Герой Советского Союза, легендарный подводник Алексей Гусев. В прошлом году, пошел на резиновой лодке в Уссурийском заливе на рыбалку и – пропал. Выброшенное на берег тело спасатели обнаружили лишь через неделю. Море, “отпустившее” его в 1983-м, все-таки собрало свою дань.

Однако память о нем осталась и старательно поддерживается. Правда, к сожалению, не во Владивостоке. Несколько недель назад в военно-морском лицее имени адмирала Николая Сергеева, что в Краснофлотском районе Хабаровска, была открыта мемориальная доска в честь Алексея Гусева. Прежде лицей был средней школой N28, ее-то и закончил будущий герой в 1963 году. А уже через 15 лет получил Золотую Звезду.

Мемориальная доска, сообщают наши коллеги, появилась благодаря преподавателям и лицеистам, местной администрации, военным. И это вполне закономерно.

Непонятно, правда, что мешает установить такую же доску в бывшем ТОВВМУ (ныне ТОВВМИ)? Отсутствие инициативы, средств, желания?… Или о трагедиях лучше не вспоминать, чтобы проще было воспитывать новых беззаветных защитников Родины, готовых по первому зову, в любой точке мира…

Ведь очень просто ответил Владимир Путин осенью того же 2000-го года на вопрос американского телеведущего: “Так что же случилось с Вашей подводной лодкой?” – “Она утонула…”

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"