Призрак безъядерной катастрофы?

В конце августа в Приморье, несмотря на отсутствие официальной информации, ожидается визит самых высоких лиц государства. Кроме президента Путина в кулуарах называют, в частности, министра атомной энергетики Александра Румянцева. Может быть, этот визит наконец расставит все точки над i в вопросе о возможном появлении в Приморье атомной электростанции. Сегодня «атомный вопрос» в Приморье окружен плотным ореолом недоговоренностей. Несмотря даже на то, что проект строительства АЭС будет представлен на инвестиционной ярмарке сентябрьского форума АТЭС.

13 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1214 от 13 авг. 2002

В конце августа в Приморье, несмотря на отсутствие официальной информации, ожидается визит самых высоких лиц государства. Кроме президента Путина в кулуарах называют, в частности, министра атомной энергетики Александра Румянцева. Может быть, этот визит наконец расставит все точки над i в вопросе о возможном появлении в Приморье атомной электростанции. Сегодня «атомный вопрос» в Приморье окружен плотным ореолом недоговоренностей. Несмотря даже на то, что проект строительства АЭС будет представлен на инвестиционной ярмарке сентябрьского форума АТЭС.

- Неужели не хватит Приморью привычных источников энергии?

- Нет, - убежден Геннадий Липатников, член-корреспондент Академии инженерных наук РФ, возглавляющий дирекцию строящейся Приморской АЭС. – В структуре энергосистемы должно быть несколько источников, чтобы избежать монопольной зависимости. В Приморье мы «попались» на угле: качество собственного не спасает, возникает зависимость от завозного, доставка которого все дорожает. В Москве нас успокаивают: вот построим Бурейскую ГЭС, реконструируем приморские электростанции, и все будет хорошо. Это блеф. Срок жизни каждого котла, каждой турбины нельзя продлевать до бесконечности, уже к 2005 году у нас выбывают энергетические мощности, и без АЭС краю не обойтись.

- Но против атомной электростанции часто выступают поборники экологичности – мол, станция будет «фонить», а если, не дай бог, землетрясение случится…

- От тепловых электростанций «фона» больше, чем от АЭС, просто об этом не принято говорить. Каждый золоотвал – источник радиации: цезий, кюрий, германий...… А взять выбросы в атмосферу, сжигание кислорода – именно АЭС в этом смысле является наиболее экологичной. Она надежна, без загрузки работает полтора-два года, а значит, не зависит от постоянных поставок топлива, роста транспортных тарифов.

Растет уровень безопасности. Сейчас наши специалисты строят АЭС для Китая и впервые применяют особую ловушку для активной зоны. Что касается сейсмического фактора, то пневмокордовые сейсмоизоляторы гасят даже 10-балльные толчки. Вспомните Японию, активно использующую атомную энергетику, образованную Европу, не боящуюся АЭС. Кроме того, атомная энергия просто дешевле.

- Слышал, что ее можно и за рубеж продавать.

- Действительно, есть идея создания межгосударственного энергетического пространства, куда войдут наши Сибирь и Дальний Восток, северный Китай, обе Кореи и Япония. Атомная энергия – один из немногих российских продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. К тому же продукт высокотехнологичный. Для наших соседей, по объективным причинам нуждающихся в энергии, важно и то, чтобы энергоисточник был надежен и безопасен. Именно АЭС здесь приемлема для обеих сторон.

А экспорт нашей энергии взаимовыгоден еще и потому, что у зарубежных соседей другие часы и сезоны наибольшей нагрузки. Например, у них пик потребления летом, когда у нас, наоборот, избыток энергии.

- Но на строительство Приморской АЭС требуется немало денег. Федеральные власти не очень-то стремятся вкладывать финансы в проекты, не несущие мгновенной прибыли. Сколько средств и времени уйдет на возведение электростанции?

- Дело не только в прибыли. Может быть, сегодня у нас последний шанс не отстать от всего мира. Стоимость станции средней мощности (два блока по 640 мегаватт, хотя можно говорить и о станции более мощной с расчетом на экспорт) составляет около 2 миллиардов долларов. Срок окупаемости – 17 лет при том, что после этого 33 года (современные реакторы рассчитаны на 50 лет бесперебойной работы) станция действует исключительно с прибылью. Я уже не говорю о рабочих местах, налогах, востребованности высоких технологий и интеллекта.

В Приморском крае в ближайшие годы будут выбывать энергетические мощности, и никто о нас не позаботится. Хотим мы экспортировать энергию или нет, в любом случае 2015 год станет переломной точкой, и если к этому времени у края не будет АЭС, то...… Еще можно успеть: заканчиваем к 2005 году технико-экономическое обоснование и еще через десять лет запускаем атомный энергоблок. Но для этого нужна воля.

P. S. К возведению АЭС в Приморье готовились еще в 80-х. После аварии на Чернобыльской АЭС все работы были свернуты, и нынешнее госпредприятие «Дирекция строящейся Приморской АЭС» появилось лишь в 1995-м. Финансирование на проведение технико-экономического обоснования (ТЭО) резко упало после дефолта-98, в результате чего изыскания так и не были завершены (под возможное размещение АЭС рассматриваются две площадки – на границе Красноармейского и Дальнереченского районов неподалеку от Новотроицкого и в Яковлевском районе).

Сегодня атомная энергетика переживает второе рождение после чернобыльского шока: пущена Ростовская АЭС, выделяются средства на завершение других недостроенных станций в европейской части России. Министр Румянцев заявляет о том, что ядерный ренессанс не минует и Дальний Восток, однако в свете реструктуризации предприятий атомной энергетики возникают опасения, что дорогостоящие проекты будут свернуты. Остается надеяться, что ожидаемый VIP-визит поможет приморцам уяснить не совсем внятную позицию как Москвы, так и краевого руководства.

Автор: Беседовал Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»