Две недели на колесах

Вот и пронеслись 14 незабываемых дней, которые я провела в пассажирском поезде Владивосток – Москва – Владивосток в качестве проводницы. Эта летняя работа меня не пугает, ведь взамен я получила ворох новых впечатлений и, что немаловажно, подзаработала денег.

9 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1213 от 9 авг. 2002

 Вот и пронеслись 14 незабываемых дней, которые я провела в пассажирском поезде Владивосток – Москва – Владивосток в качестве проводницы. Эта летняя работа меня не пугает, ведь взамен я получила ворох новых впечатлений и, что немаловажно, подзаработала денег.

Но обо всем по порядку.

Начало большого пути

Как-то осенью, читая информацию на стенде для объявлений в нашем институте, я наткнулась на предложенные Молодежным центром ДВГУ летние вакансии для студентов. Нашей многочисленной братии советовали попробовать себя в качестве вожатых, строителей, рыбообработчиков на путине и проводников. На последнее-то я и клюнула.

На первом же сборе отряда потенциальных проводников все романтическо-иллюзорные мечты были разрушены. Нам рассказали об унитазах, которые придется мыть по четыре раза на день, о мусорных баках, вычищаемых вручную (это занятие, к слову, мне очень напоминало промыслы наших местных бомжей в контейнерах с отходами), о 12-часовом рабочем дне и полном отсутствии выходных в рейсе. А пассажиров нам расписали так, словно услугами ж/д транспорта пользуются одни лишь пьяницы, скандалисты, психи и прочие аморальные личности. За всех не отвечаю, но меня все это лишь подстегнуло.

И вот уже в январе в депо началось шестимесячное обучение молодых авантюристов. Как показалось многим студентам, это были уроки ненавязчивого запугивания, дабы слабонервные личности распрощались с мечтой о поездах, пока не поздно. Нас стращали историями о вылетающих из вагонов на ходу поезда проводниках, о драках пассажиров с применением холодного оружия, о внезапных возгораниях вагонов. И преподносились эти страсти как рядовые случаи, происходящие сплошь и рядом. Но бесшабашных студентов испугать было практически невозможно.

Следующим этапом была медицинская комиссия. Ее так и называли – “комиссия в космос”. Пришлось сдать кучу анализов, собрать внушительное количество справок и лишь потом отправиться на осмотры к многочисленным врачам.

Трудовые будни

И вот ночь долгожданного отъезда настала. При посадке первых пассажиров меня трясло от волнения, я постоянно боялась сделать что-то не так. И когда поезд тронулся, я до конца осознала всю серьезность происходящего. Никогда раньше я еще не была в ответе за жизни более чем 30 человек сразу.

Угольная, Уссурийск - я наконец-то начала свыкаться с мыслью, что назад пути нет. Моя смена началась в 2 часа ночи (проводник работает с 14.00 до 02.00, и с 02.00 до 14.00). Я производила посадку пассажиров, выдавала постельное белье, следила за исправностью электрооборудования.

Ближе к утру приступила к первой уборке. Туалеты еще, можно сказать, радовали своей чистотой, бак с мусором был полупустой. Первая уборка оказалась самой легкой за всю поездку. И теперь я с нетерпением ждала первой длительной стоянки. Ей оказалась станция Вяземская. Все, что я увидела, было похоже на большой продовольственный рынок. Здесь были и пельмени с варениками, и картошка с котлетами, и пирожки на любой вкус, салаты, рыба и разнообразная молочная продукция. Вдоль перрона сновали торговцы мороженым и пивом. И цены на этих ж/д базарах были ниже, чем в вагоне-ресторане.

Через некоторое время после подобных стоянок мусорки в вагонах катастрофически переполнялись: люди ели много и часто. Но моим делом было не рассуждать, перчатки на руки - и работать. Уже дня через три запах отходов меня не пугал, и я лихо вычищала мусорный бак. Но все-таки большие станции с активной торговлей стала недолюбливать. Кстати, к уборке туалетов я тоже привыкла быстро. Подумаешь, вымыть унитаз! А кто говорил, что деньги легко даются?

Широка страна моя родная

Совсем скоро я поняла, что рутинная и порой грязная работа не идет ни в какое сравнение с тем, что я вижу из окна поезда. Я убедилась в том, что страна наша действительна красива и величественна. Чего только стоит Байкал?! Озеро оказалось не просто большим, а огромным! Проезжали мы его несколько часов, и казалось, что поезд скользит у кромки воды.

А сколько маленьких деревушек и сел разбросано на протяжении всего пути! Обидно, что почти все они в запустении. Но это уже другая история. У меня же русская деревня оживила в сознании героев Шолохова из “Поднятой целины”, Бунина из “Деревни”.

Прибытия в Москву на Ярославский вокзал проводники-студенты ждали с нетерпением. В нашем распоряжении был ровно день.

Столица, один из красивейших и старейших городов нашей родины. Все это в полной мере я ощутила лишь на Красной площади. Ощущение было как во сне. Я крутила головой и думала: неужели здесь ходил Иван Грозный? У собора Василия Блаженного я просто онемела от восторга. Потом долго разглядывала мавзолей Ленина, а у почетного караула вдруг вспомнила рекламу: “Дима, помаши маме ручкой… я тебе варенье привезла!”

Потом был Арбат. Чего там только не увидишь!.. И мужички в старорусских костюмах, торгующие сувенирами, и маги-хироманты, и палатки с ювелирными украшениями, и татуировщики-самоучки, и уличные художники, и даже продавцы крыс и змей! А подземный переход здесь мне очень напомнил родной Владивосток: группа неформальной молодежи играла на гитарах, чтобы к вечеру подзаработать на пиво.

Этот день был одним из самых коротких в моей жизни. И было огромное желание плюнуть на все и остаться в Москве. Но я знала, что это нереально.

Дорога домой

На обратном пути уже жутко хотелось домой. Постоянная усталость и нервозность – все это усиливалось в геометрической прогрессии. Меня мучила еще одна беда: при сравнительно небольшом росте (173 см) я полностью не помещалась на полке и за все время поездки так и не смогла нормально выспаться.

Пассажиры тоже словно сговорились: то наплюют в тамбуре, то начнут требовать себе нижние полки. Один дембель и вовсе пропал – пришлось искать его по всему составу. Потом вдруг сломался кипятильник и кончилась вода, и все шишки летели на меня.

Но обратная дорога показалась более короткой. Дома я отдохнула и поняла, что снова хочу в путешествие!

Работа проводника – это большая авантюра, ведь никогда не знаешь, кто сядет на следующей станции и что еще может случиться! Так что, господа студенты, если рутина не для вас, следите за объявлениями. Возможно, в следующем году проводниками будете именно вы. А лично я намерена попробовать свои силы на путине.

Автор: Мария ЯСЬКОВА, специально для «В», фото автора