Мощь дракона на русском пути

Начало так называемой второй волны российско-южнокорейских отношений сопутствовало беспрецедентной по охвату акции «Поезд дружбы». Наши южные соседи, вполне удовлетворенные современным состоянием двусторонней дипломатии, уверены теперь, что экономический выхлоп станет логическим тому подтверждением. Главенствующую роль в этой интеграции двух рынков, корейского и российского, сыграют Дальний Восток и Сибирь и, в частности, Приморский край.

6 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1210 от 6 авг. 2002

 Начало так называемой второй волны российско-южнокорейских отношений сопутствовало беспрецедентной по охвату акции «Поезд дружбы». Наши южные соседи, вполне удовлетворенные современным состоянием двусторонней дипломатии, уверены теперь, что экономический выхлоп станет логическим тому подтверждением. Главенствующую роль в этой интеграции двух рынков, корейского и российского, сыграют Дальний Восток и Сибирь и, в частности, Приморский край.

Повременив с контрмнениями насчет российских планов «азиатского дракона» (а неприятия хватает, что показала одна лишь недавно проведенная во Владивостоке международная конференция по проблемам транспорта), остановимся на энтузиазме, которого заметно больше.

Дипломатия по-хабаровски и по-сибирски

Корейская поговорка «Начало по делам» начинает работать на русской земле. Смотрящим вдаль азиатам мало насыщения российского рынка «Дошираком» и «Чоко-паем», электроникой и автомобилями. Все их проекты настолько широки, насколько узок по сравнению с Сибирью Корейский полуостров. Под корейскую доктрину в той или иной степени подпадает каждый из российских регионов.

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев завлекает корейцев своей, особой моделью региональной экономики, ориентированной на так называемые элементы глобализации. «Мы никогда не занимались финансовыми спекуляциями, делали ставку на реальный сектор экономики. Поэтому и финансовый коллапс 1998 года прошли уверенно. И вообще на протяжении пяти последних лет у нас стабильный прирост валового регионального продукта», - с удовлетворением отметил Ишаев на встрече с послом РК в РФ Чон Тэ Иком.

До 1997 года у хабаровчан были серьезные наработки с «Самсунгом» и другими компаниями, но кризис все же помешал дальнейшему воплощению планов в жизнь, и вот теперь наступил второй виток. Ишаев является председателем Ассоциации субъектов РФ и Забайкалья, в работу этой организации активно привлекаются представители КНДР. В этом году подобное совещание превратится в формат восточноазиатского саммита – 35 губернаторов из семи государств. Ничего конкретного от северокорейцев на Амуре, правда, не дождались, но теперь, похоже, своих коммунистических родственников везде смогут подстраховать корейцы южные.

Внешнеторговый оборот Хабаровского края составляет 1,5 млрд. долларов, это ровно половина той суммы, что составляет общий российско-корейский экономический контакт, и намного выше, чем товарооборот между ЮК и КНДР. Официальный Хабаровск серьезно заинтересован привлечь корейцев к развитию транспортной инфраструктуры, телекоммуникаций, машиностроения. И к тому же Хабаровск, как, впрочем, и Новосибирск, – маленькая модель глобального примирения между Севером и Югом Кореи.

В Новосибирске делают ставку на железнодорожные связи: разработан план глобального железнодорожного маршрута «Пусан – Пхеньян – Хасан – Новосибирск – Берлин», который будет даже не столько грузовым, сколько туристическим.

Сахалин взял нефтью.

Иркутск заинтересовал корейцев своими неожиданно разведанными природными ресурсами – золотом и газом. Газопровод Иркутск – Китай - Южная Корея стал одним из стратегически важных российских проектов Сеула. Наряду с находкинским технопарком. Иностранцы удивляются, почему до сих пор Госдума не может ратифицировать двусторонний договор по индустриальному парку, который наладит производство в таких отраслях, как тяжелое машиностроение, легкая промышленность, связь, и даст Находке 9 тысяч дополнительных рабочих мест.

«Корейская деревня» мегаполиса россия

На западе страны наши соседи также в числе активных инвесторов. Корпорация Lotte накануне выделила $300 млн. на строительство торгово-гостиничного дома в Москве. И без того там действует гостиничный комплекс «Орленок», неофициально называемый «корейской деревней», - вроде нашего владивостокского «Хендэ». Хотя в целом корейцы не питают особых иллюзий относительно москвичей (последние такого же мнения, у них больше интересов в Западной Европе). И к слову, говорить со столичными партнерами на надменном тягучем, «акающем» языке им так же сложно, как и дальневосточникам.

Корейская элита прекрасно понимает, что на Дальнем Востоке и в Забайкалье у нее имеется дополнительный человеческий ресурс, прекрасный плацдарм для благоприятного общественного мнения. Как вы уже догадались, это этнические конгломерации российских корейцев. Нет, не одной торговлей помидорами живет россиянин с русским именем Василий и корейской фамилией Ким или Пак, отнюдь. Среди них и депутаты, и ученые, и журналисты, и даже те, кого кличут «крутыми авторитетами». Сегодня национально-культурная автономия российских корейцев настолько крепка и жизнеспособна, что по своей собственной инициативе предлагает решить некоторые деликатные проблемы «странного любовного треугольника» Россия – КНДР – Южная Корея. Дело касается продовольственной проблемы, сложившейся в Пхеньяне и окрестностях. Так вот сегодня в недрах национальной автономии родился план развития земельных ресурсов России. Для этого в Приморском крае предлагается осуществить трехсторонний проект, в ходе разработки которого будут объединены денежные ресурсы и технологии сельхозпроизводства Южной Кореи, специалисты России, а также сельхозработники КНДР. Полученный урожай можно было направить частично на продовольственные нужды края, а в основном в Северную Корею. Но пока что северокорейцы не хотят работать под руководством специалистов Юга, тогда как с энтузиазмом смотрят на Россию. А без южнокорейских денег и технологий здесь не обойтись – вот такой замкнутый круг. Это не самое принципиальное противоречие служит шлагбаумом многим сеульским проектам, но одновременно является и гарантией будущего урегулирования. «Мы очень рады тому, что Москва дружит с Ким Чен Иром, это в итоге поможет сблизиться Северу и Югу», - заявляли главные чины «Экспресса дружбы». Одним словом – пусть Север вредничает, лишь бы не огрызался.

Если отбросить тонкости политики, то Приморье действительно на особом счету у корейцев. Ассоциация по возрождению корейской деревни «Ханнон» построила в селе Михайловка целый сельскохозяйственный комплекс, ориентированный на трудолюбие российских корейцев. В Михайловке добились немалых успехов как в научно-технологическом плане, так и в финансовом...…

Символом же наших соотечественников с корейскими корнями является очаровательная Юлия Пискулова – потомок династии Ли, пять столетий правившей Кореей. Недавно она защитила диссертацию, посвященную истории российско-корейских отношений.

«Железный конь» - эпос или реальность?

Корейцы, как не последние представители восточного символизма, уже окрестили проект стройки Транскорейской магистрали и соединения ее с нашим Транссибом «железным конем», а сам путь – «железным шелковым путем». Два года назад, во время исторического пхеньянского саммита, лидеры двух государств полуострова договорились о соединении железных дорог. Ныне этот феерический путь стал для южных корейцев проектом № 1, так как страна решает одним махом две проблемы – транспортную изоляцию и связанные с этим убытки, а также хотя бы частично разрушает железный занавес, маячащий в районе демилитаризованной зоны. Южане ради всего этого – чувствуется – даже готовы простить северянам нелицеприятный инцидент в Желтом море.

До конца этого года проект находится на стадии предварительной экспертизы. И как минимум шесть месяцев потребуется Пхеньяну на восстановление 12-километровой ветки от станции Кесон до 38-й разграничительной параллели.

…Сложилось впечатление, что все три стороны, а в особенности южнокорейская, не совсем понимают, какие реальные прибыли принесет Транскор/Транссиб, но желание южных приблизить к себе КНДР и - в меньшей степени - решить проблему своей транспортной изоляции заставляет первых двигать локтями и будить российскую политическую верхушку. Помимо этого южные корейцы живо реагируют на любую информацию о сотрудничестве между Россией и КНДР – будь это протокольные договоренности или статистика задействованных рабочих из Пхеньяна в строительстве и лесной индустрии.

Как заявил в Иркутске глава администрации Корейской железной дороги Сон Хэк Ли, переправлять грузы через Пусан или через российский порт Находка до Европы – непозволительная роскошь. А один из разработчиков ж/д проекта сказал корреспонденту «В», что скорее всего в результате глобального воссоединения в той или иной степени будут задействованы все три запланированных варианта – туманган-хасанский (через Приморье), китайско-забайкальский и китайско-казахстанский. При этом следующие букве цивилизованного капитализма южные корейцы очень надеются, что в нашем крае будет построена вспомогательная инфраструктура. Находкинские, хасанские и владивостокские морские порты, по их мнению, не пострадают – они не настолько сейчас загружены, чтобы еще что-то терять, к тому же Транскор/Транссиб заставит их пошевелиться на рынке транспортных услуг, выбрать более гибкую рыночную политику.

Для Российской Федерации, в свою очередь, важно, чтобы оживились контейнерные перевозки. Рельсы Транссиба при корейском участии будут стучать в пять раз учащенней.

«Все эти проекты имеют одну цель – взаимную прибыль для России и Кореи, и мы уверены, что все они рано или поздно заработают, даже технопарк в Находке», - сказал в интервью корр. «В» глава делегации «Поезда дружбы», представитель министерства иностранных дел и торговли РК, бывший посол Кореи в РФ Ли Дже Чун. Другой посланник корейского МИДа Джан Тэ Шин при этом сделал важное уточнение: «Конечно, Россия в ближайшие годы не станет для корейцев таким же привлекательным партнером, как китайцы, но наши связи определенно возрастут». Пока что остается проблема в непонимании друг друга, но проекты, подобные «Поезду дружбы», готовят мощную базу для побратимства.

Едва наш экспресс подошел к Москве, в Сеуле министр иностранных дел РФ Игорь Иванов открыл новое российское посольство и встретился с лидерами стран полуострова, а президент Владимир Путин в своем поздравительном послании к делегатам «Поезда дружбы» выделил «евразийскую» ценность данного мероприятия, рекламировавшего, прежде всего, все затронутые в материале проекты. Так что поживем и увидим, каким таким экономическим чудом закончится породнение русских с корейцами.

Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток», фото автора