Торговля: нарушаем помаленьку

Плотненько устраиваясь в машине, мы помалкиваем. Но ехать далеко, беседа постепенно становится более оживленной, и понемногу вырисовываются очертания рейда специалистов краевой госторгинспекции, в котором сегодня принимает участие и корреспондент “В”.

26 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1206 от 26 июль 2002

Плотненько устраиваясь в машине, мы помалкиваем. Но ехать далеко, беседа постепенно становится более оживленной, и понемногу вырисовываются очертания рейда специалистов краевой госторгинспекции, в котором сегодня принимает участие и корреспондент “В”.

Сфера интересов госинспекции летом – магазины санаторно-курортной зоны Владивостока, где в это время жизнь традиционно кипит и булькает. Десант из двух групп инспекторов высаживается сегодня в Садгороде. В группе Светланы Русаковой и Раисы Дьяченко - ваш покорный слуга.

Клипсу долой!

Надпись “Продукты” видно издалека, а вот других опознавательных знаков магазина нам найти не удается: нет никакой вывески, никакой информации о том, кому принадлежит магазин, в какое время работает… Внутри небольшого тесного помещения, разумеется, нет и следов обязательного для всех “Уголка потребителя”. Светлана, пропустив вперед двух курортников, уже изрядно подогретых и пришедших за следующей порцией “Фазана”, покупает кусочек молочной колбасы, пачку масла, пакет фасованного печенья и маленькую буханку хлеба. Получив сдачу, произносит волшебные слова “Контрольная покупка” и вежливо интересуется, почему продавец и не подумала воспользоваться контрольно-кассовым аппаратом. Вразумительного ответа не слышно. Впрочем, пока идет контрольное взвешивание покупки и пересчет ее стоимости, продавец также в основном помалкивает. Еще бы! Металлическую клипсу с куска колбасы она перед взвешиванием не срезала (а это лишние граммы), в пакете печенья едва ли не треть – лом и крошка. Итог первых минут проверки – выявленный обсчет на 2 рубля 20 копеек (при общей стоимости покупки 60 рублей). Продавец затрудняется над объяснительной, а инспектора в сопровождении примчавшегося из подсобки товароведа начинают выборочную проверку реализуемой продукции.

Шоколад в холодильнике

Как говорят инспектора, ничего нового в ходе этой проверки они не нашли: нарушения типичные, к сожалению.

Заветренные и заплесневелые куски сыра в прозрачной пленке на витрине, расфасованное по полкилограмма печенье – вместе с крошкой (если продукт фасуется в магазине, к нему должен прилагаться ярлычок с указанием даты фасовки, иначе вы рискуете купить сыр, порезанный недели эдак три назад, и печенье или рис полугодовой давности). 35 плиток шоколада в холодильнике – упаковка влажная, сам шоколад “седой” и деформированный. “Да он у нас поплавился немного, ну мы и положили на холод”, – наивно поясняет товаровед. “Вот купит такую шоколадку ребенок, съест по дороге домой, а потом мама ни за что не догадается, почему у малыша рвота и желудок болит”, - негодует Светлана. Мороженое без каких-либо указаний на дату выработки (дата была на коробке, а коробку выбросили), мягкое масло с явными признаками окисления, колбасный сыр из далекой Рязани – также без всяких намеков на дату выработки на упаковке… Ящик халвы – промасленный, неприятно пахнущий…

Несвоевременные мысли

Абсурдность отечественного бизнеса лучше всего познается на реальных примерах. Дата выработки “Детского” шоколада производства Бабаевской фабрики проставлена на фольге – под фантиком. Посмотреть дату, не разорвав фантик, невозможно. То есть сначала купи, а потом убедись, что свежий. То же мягкое масло российского производства никогда не выдерживает означенного на коробке 9-месячного срока годности: мягкие крышки на пластиковых коробочках негерметичны, и потому масло под воздействием кислорода быстро окисляется, как бы правильно ни соблюдались сроки его хранения. Вообще-то там должна быть прокладка из фольги, как на импортных аналогах, но когда соответствующие контролирующие органы подняли вопрос, им был дан примерно такой ответ: фольга значительно удорожает стоимость масла, а так как вкус у него средний и покупают его в основном из-за низкой цены, производителю работать станет невыгодно. И потому – в рамках программы по поддержке российского производителя – данное масло будет по-прежнему выпускаться с условием сознательного обмана потребителей.

Просьба показать те самые простые документы, которые имеет право потребовать и обычный покупатель, – сертификаты качества к сомнительным продуктам, вызвала у товароведа и продавца (хозяин магазинчика, как пояснили служащие, был временно недоступен) наибольшее затруднение. В документах, как обычно, царил бедлам. Ассортиментный перечень, как и документы на халву, например, нам увидеть так и не удалось…

Пока инспектора составляли акт проверки, материализовался хозяин магазина – с вывеской в руках. “Все недосуг было прибить, - посетовал, - но вот прямо на ваших глазах я ее в окошко выставлю. А штрафы у вас большие? До 40 тысяч? Ну я этим продавцам покажу! Беда с этими продавцами! Да я вообще этот магазин до сих пор не закрываю только потому, что мне соседских дедушек-бабушек жалко. Где им тогда, бедолагам, будет хоть хлеба купить?” Страстный монолог не прерывался буквально ни на минуту, пока составлялись документы. По итогам проверки магазин ООО “Санэкс” получил предписание об устранении нарушений, в том числе о снятии с реализации восьми видов товара, а хозяин вызван в госторгинспекцию для решения вопроса о сумме штрафа.

Несвоевременные мысли

Вступивший в силу с 1 июля новый Административный кодекс не только реально и намного увеличил суммы штрафов для нерадивых торговцев (и этих штрафов они теперь действительно боятся), но и создал массу сложностей проверяющим. Причем чисто технических. Например, раньше после проверки госинспектора заполняли и отдавали нарушителям три документа (один экземпляр себе), сегодня – семь. И потому на час проверки приходится полтора часа заполнения предписаний, актов и определений – все под копирку и от руки.

Крем для получения ожогов

Следующий на нашем пути – магазин парфюмерно-косметических товаров, расположенный в неприглядного вида шашлычной (вообще Садгород производит тяжелое впечатление – разрушенный корпус санатория, разбитая в пыль дорога, неотступный запах плесени и запустения)…

Здесь тот же набор нарушений: нет уголка потребителя, хозяйка, она же и продавец, торгует без кассового аппарата и даже без ценников (наклеены только бумажки с цифрами), кроме косметики и бытовой химии в магазинчике можно купить швейные изделия и трикотаж, объяснить их происхождение и показать хоть какие-то документы хозяйка не может. Раиса Дьяченко, бегло осмотрев витрины, сразу же обнаруживает крем от загара с истекшим еще зимой сроком годности и импортную губную помаду без всяких пояснений на русском языке. Из чего ее сделали, где, когда – одному богу ведомо.

Во время оформления актов проверки мы снова выслушиваем жалостливую историю о крайне невыгодной торговле, о голодающей семье, о скором разорении (а между тем в течение тех двух часов, что шла проверка, в магазин покупатели шли бесперебойно, и каждый просил продать купальную шапочку, или мыло, или крем – “мне и сдачи не надо”). Получив предписание и вызов в инспекцию, хозяйка, поняв неизбежность штрафа, начинает очень по-деловому выяснять детали: сколько (от 2 до 4 тысяч – для ЧП), как платить (можно частями в течение месяца), будут ли еще проверки (будет как минимум одна – для выяснения того, устранены ли нарушения, а затем, если на магазин не поступит жалоб от покупателей, инспектора не вправе его проверять в течение двух лет).

Печальное «как везде»

Итоги проверки, проведенной второй группой инспекторов – Валентиной Ивановой и Еленой Данильян, не особо отличаются от наших: в магазине “Левит” сняты с реализации морепродукты (в том числе дорогущее крабовое мясо) по причине нарушения температурного режима хранения; рыбные консервы, не имеющие документов, подтверждающих качество (а вскрыв банку кильки балтийской в томатном соусе, инспектора обнаружили ее полное несоответствие ГОСТу – в банке вместо положенных “рыбка к рыбке” была странная однородная масса с запахом рыбы). Пакеты с печеньем, расфасованным в магазине, имели недовес в среднем 20-30 граммов на пакет, а в некоторых пакетах количество крошки составляло до 30 процентов.

Во втором магазине торговля велась без применения кассовой машины, вопреки запрету здесь торговали кремовыми пирожными, не имеющими никаких сертификатов, причем хранили их на складе без всякого соблюдения санитарных правил. И в этом магазине была обнаружена водка, не имеющая региональных марок, – нелегальная. Частный предприниматель, владелец этого магазина, уже заплатил штраф – 5 тысяч рублей, вопрос с наказанием остальных нерадивых торговцев находится в стадии решения. Но будьте уверены – штрафов им не избежать.

Несвоевременные мысли

Специалисты инспекции уходят в рейды каждый день. И еще ни разу им не удалось найти магазин, где не было таких явных, таких грубых нарушений правил торговли. Даже повторные проверки выявляют одни и те же нарушения. В том ли дело, что многие продавцы приходят в магазины в буквальном смысле с улицы и не имеют никакого специального образования? Или в том, что хозяину наплевать на безопасность покупателей? Или в том, что смесь “совкового менталитета” и дикого российского капитализма крайне взрывоопасна?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»