Владимир КУЗНЕЦОВ: Прекратить огонь!

В последнее время бывший губернатор Приморья, бывший генеральный консул России в Сан-Франциско Владимир Кузнецов частенько бывает во Владивостоке. Трудно сказать, что привлекает его больше – дела бизнеса или пристальное наблюдение за развитием политической ситуации в крае. Впрочем, за девять лет, прошедших с момента отставки с губернаторского поста, взгляд его остроту не утратил. Тем более что за исключением нового губернатора и двух-трех человек его ближайшего окружения персонажи на местной политической сцене практически не меняются.

24 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1204 от 24 июль 2002

В последнее время бывший губернатор Приморья, бывший генеральный консул России в Сан-Франциско Владимир Кузнецов частенько бывает во Владивостоке. Трудно сказать, что привлекает его больше – дела бизнеса или пристальное наблюдение за развитием политической ситуации в крае. Впрочем, за девять лет, прошедших с момента отставки с губернаторского поста, взгляд его остроту не утратил. Тем более что за исключением нового губернатора и двух-трех человек его ближайшего окружения персонажи на местной политической сцене практически не меняются.

Однако, встретившись с Кузнецовым, мы сразу договорились: о политике ни слова. Ну а о чем же тогда еще? Впрочем, тема для разговора определилась сама и сразу…...

…- ...Понятно, что любое сравнение хромает, и оно по определению субъективно. Было бы некорректно сравнивать жизнь в США и здесь, уровни экономик, сервиса, политические ситуации и так далее. Но некоторые вещи сравнивать не только можно, но и нужно.

...Мы привыкли к некоей легенде о безумном разгуле преступности в США. Позвольте заверить вас, что это не более чем легенда, подогретая многочисленными боевиками и стереотипами нашего мышления. Да, были времена ковбоев и Дикого Запада, были сухой закон и разгул бутлегерства, были и мафиозные войны. Но все это осталось в прошлом. Конечно, наивно было бы говорить, что Америка забыла сегодня, что такое преступность. Но ее уровень из года в год постоянно (так-!) снижается. И это не просто голая статистика, это факты. И самое главное, что постоянно наблюдается уменьшение количества преступлений против личности, насильственных преступлений. Да, остаются большой проблемой экономические преступления – свидетельство тому ряд последних грандиозных скандалов (тоже характерная деталь – они немедленно предаются огласке).

Но что касается уголовного криминала в его обыденном понимании, то он явственно идет на убыль. Убежден, что одна из главных причин такой динамики – реакция общества. Потому что каждое подобное насильственное преступление вызывает бурю. Добавьте к этому, что на американском телеэкране, в газете полицейский или следователь – всегда герой, и образ его чрезвычайно далек от полукарикатурного образа нашего представителя силовых структур.

...…Еще одна существенная причина, по которой убийства идут сегодня в Америке на спад, состоит в том, что убийство не решает проблему. Оно эту проблему только создает. Повторюсь: реакция и общества, и полиции на преступление, их внимание к развитию ситуации таковы, что преступник только создаст себе проблемы, но отнюдь не решит их. И это принципиально важно.

У меня не хватит пальцев, чтобы перечислить убийства и покушения на убийства, произошедшие здесь, у нас, за последний год, – мы не будем говорить о “бытовухе” (хотя это не менее страшное явление), а только о “серьезных” вещах: Татьяна Сафронова – крупный чиновник, Леонид Бочков – руководитель крупнейшего порта, Олег Сединко – известный предприниматель, Виктор Алексеенков – известный предприниматель…...

Давайте гипотетически предположим, чего добивались убийцы или заказчики? Мы с вами прекрасно понимаем, что движущей силой в данных случаях (как и в подавляющем большинстве других) были отнюдь не эмоциональные взрывы типа мести, ревности или чего-то подобного. Преступниками двигал конкретный интерес к бизнесу или, как сейчас говорят, профессиональной деятельности погибших.

Самое печальное и самое страшное, что сегодня в России это действительно самый простой, самый дешевый и самый эффективный путь решения той или иной проблемы. Вот в этом и есть ключевая разница с той ситуацией, что складывается на противоположном берегу Тихого океана. Ведь что фактически мы здесь сегодня имеем: после прозвучавших выстрелов или взрывов можно действительно, не особо засвечиваясь, “прихватить” приглянувшуюся собственность, можно структурировать этот бизнес по-своему (опять-таки не слишком выпячиваясь)…...

Убежден, что давно настало время действовать законодательно. Давно пора вносить соответствующие изменения в законодательство – лучше на федеральном, а возможно, и на местном уровне, – суть которых должна состоять в следующем: если происходит убийство человека, владеющего определенной собственностью, то вступает в действие механизм, который предполагает, что замораживаются все операции с активами, а если не замораживаются, то любые действия проходят обязательную регистрацию в прокуратуре или иных органах (причем проходят – гласно), так, чтобы всем было понятно: когда человек убит – это не решение проблемы, это только начало головной боли. Понимаю, что это очень сырое предложение, но на то у нас и законодатели, чтобы обдумывать и обкатывать новые юридические нормы.

...…Может быть, тогда для решения проблем собственности мы начнем действовать цивилизованно – через адвокатов, хозяйственные споры, арбитражный суд и так далее. И не потому, что мы такие хорошие, а потому, что понимаем: любой другой путь не решит проблемы, а только создаст их!..

И, наконец, вторая сторона этого же сложного вопроса – реакция общественности. Меня это просто потрясает. Общественное сознание воспринимает подобные происшествия как норму, они никого не удивляют. А ведь такая реакция может только способствовать валу преступлений. Я пообщался с рядом далеко не последних людей нашего города и края; я давно их знаю, уважаю и ценю их ум, человеческие качества. Но ведь и их реакция такая же: “…...Ну что делать?.. Да, убивают, почти каждый день...…”

…...Мне кажется, здесь есть и определенная доля вашей вины, средств массовой информации, потому что сила вашего воздействия на людей чрезвычайна. И эта тема должна быть постоянно в фокусе, она не может проходить как фон. Четко и ясно надо проводить одну и ту же мысль: никакой бизнес не стоит человеческой жизни! Она бесценна.

И еще одна причина, по которой я считаю, что об этой проблеме надо не говорить, а именно кричать.

...…Вот мы тут без устали размышляем о предстоящем форуме АТЭС, о каких-то инвестициях…... Да позвольте мне вас заверить, что ни о каких инвестициях нельзя даже и мечтать до тех пор, пока не будет обеспечена элементарная физическая безопасность.

...Я немало общался с людьми, имеющими серьезные деньги, особенно на западном побережье США. Они рассуждают вполне искренне: никакая прибыль не покрывает риск, особенно риск физической безопасности....

Инвестиционная привлекательность складывается из многих слагаемых. И большинство из них у нас присутствует. Но вот такая, казалось бы, малость, которая нами, к сожалению, воспринимается как норма, не пустит в регион никакие капиталы до тех пор, пока не вернем эту самую норму с головы на ноги!..

Автор: Записал Андрей ОСТРОВСКИЙ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»