Больница особого назначения

Краевая, городская, «тысячекоечная»… Обо всех больницах Владивостока нам хоть что-то да известно. Об этой – практически ничего. Потому что принадлежит она Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Приморскому краю. И контингент здесь, естественно, специфический. Тем не менее врачи о своих пациентах говорят так: «Для нас это просто больные, которые нуждаются в нашей помощи. Не нам определять степень их вины и меру наказания. Этим занимается суд. Мы же обязаны позаботиться об их здоровье, порою – о жизни».

19 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1202 от 19 июль 2002

Краевая, городская, «тысячекоечная»… Обо всех больницах Владивостока нам хоть что-то да известно. Об этой – практически ничего. Потому что принадлежит она Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Приморскому краю. И контингент здесь, естественно, специфический. Тем не менее врачи о своих пациентах говорят так: «Для нас это просто больные, которые нуждаются в нашей помощи. Не нам определять степень их вины и меру наказания. Этим занимается суд. Мы же обязаны позаботиться об их здоровье, порою – о жизни».

О том, как живет необычное учреждение, разговор с заместителем начальника межобластной больницы подполковником Александром БАРДЕЦКИМ:

- Мы лечим осужденных, и отношения с ними регламентируются специальными приказами министерства юстиции. К примеру, наши пациенты не могут свободно зайти в чужую палату. Однако при этом пребывание у нас все равно благотворно действует на человека. Ведь не надо подниматься на построение, у нас лучше питание и сама атмосфера.

Конечно, больные разные. Есть впервые оказавшиеся за решеткой, есть и такие, для кого тюрьма – норма жизни. Но лечим мы всех одинаково, боремся за жизнь каждого, даже если она висит на волоске.

- Больница рассчитана на большое количество коек?

- В нашем стационаре одновременно может лечиться 301 человек. Мы стараемся не превышать этот лимит, так как обязаны обеспечить соответствующий метраж на одного больного. Но были периоды, когда лежали более 600 осужденных.

- В основном, наверное, с туберкулезом?

- К счастью, ситуация, которая еще четыре года назад принимала угрожающий характер, сошла на нет. Наша больница оснащена передвижной флюорографической установкой, дважды в год рентгенологи выезжают во все колонии Приморья для выявления больных. Лекарственных препаратов хватает. Поступают они централизованно, да и питание у нас усиленное, витаминизированное. Как результат – за прошедший год заболеваемость туберкулезом среди осужденных снизилась в 1,5 раза.

Кроме туберкулезного у нас работают хирургическое, терапевтическое и дерматовенерологическое отделения. Есть клинико-диагностическая лаборатория, рентгенкабинет, кабинеты функциональной диагностики и эндоскопический. С 93-го года с успехом применяем лазерную аппаратуру. Вот только нейрохирург не предусмотрен штатным расписанием, но при необходимости приглашаем его для консультаций.

- Не секрет, что среди осужденных есть и ВИЧ-инфицированные.

- Мы поддерживаем тесную связь с краевым СПИД-центром. Оттуда приходит специалист, который и назначает лечение. Лекарственные препараты для этих больных очень дорогие, но центр выделяет их бесплатно, персонально для каждого больного.

- Вашей больнице уже восьмой десяток…

- Первоначально она называлась «Отдельный лагерный пункт управления трудовых лагерей и колоний НКВД по Приморскому краю», в задачу которой входило оказание первой медицинской помощи, этапирование осужденных в другие регионы. В 50-м была переименована в областную больницу. Начальником стала майор внутренней службы Елена Ярославцева, удивительная женщина, врач от бога. Именно по ее инициативе бригады врачей-консультантов стали выезжать в колонии. Мы не теряли связи с Еленой Александровной до самой ее смерти, она всегда была нашим желанным и почетным гостем.

В 1965 г. больница обосновалась на Партизанском проспекте, в отдельном корпусе следственного изолятора, а в середине 70-х ей присвоили статус межобластной, и она стала основным учреждением для оказания медицинской помощи осужденным. Все эти годы во главе коллектива стояли замечательные врачи – Борис Гуменной, Валерий Дзюба, Александр Ступин, Андрей Павлов, Константин Бескровный. А совсем недавно ее возглавил молодой хирург Николай Сидоренко. В ближайшее время он планирует открыть новое отделение – эндоскопическое, что безусловно повысит эффективность лечения.

- В таком специфическом учреждении, наверное, большая текучесть кадров?

- Как раз наоборот. Многие сотрудники трудятся здесь десятилетиями. Заведующая аптекой Любовь Цветкова, к примеру, отдала этой больнице уже 53 года. У врача-рентгенолога майора в отставке Никиты Тимофеева стаж работы в уголовно-исполнительной системе около 40 лет. Заведующая клинико-диагностической лабораторией Галина Короткина, начальник терапевтического отделения Светлана Карманова, фельдшер-лаборант Наталья Анфилова, врач-бактериолог Марина Пономарева, медсестры Надежда Карпенко, Наталья Свердличенко, Людмила Назарова и многие другие трудятся по 20-30 лет. Как видите, коллектив у нас сложившийся. Даже удивительно, как при наших невысоких окладах люди столько лет работают на одном месте.

Хотелось бы сказать и о хозяйственной обслуге. Это заключенные, отбывающие у нас наказание. Среди них - санитары, слесари, столяры, банщик-парикмахер, есть даже библиотекарь-художник. Кстати, в нашей библиотеке несколько тысяч книг – мы их не покупаем, но с благодарностью принимаем от населения. Наша больница небогата, и мы рады любой помощи. К сожалению, о нас мало кто знает.

Работа у нас такая же напряженная, как и в любом другом медицинском учреждении, где много тяжелых, порой отчаявшихся людей. Но мы всегда готовы прийти им на помощь.

Автор: Наталья НИКОЛАЕВА, специально для «В»