Таинственная нитка

Итак, бухта Перевозная, в просторечии Сидими, в 25 километрах от Владивостока названа как одно из наиболее реальных мест строительства нефтеналивного портала продуктопровода Ангарск – Приморский край. При таких грузопотоках, которые планируются компанией «Транссибнефть», а это около 50 000 000 тонн в год, нефтяной терминал будет представлять огромную опасность для всего живого в бассейне Японского моря.

18 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1201 от 18 июль 2002

Итак, бухта Перевозная, в просторечии Сидими, в 25 километрах от Владивостока названа как одно из наиболее реальных мест строительства нефтеналивного портала продуктопровода Ангарск – Приморский край. При таких грузопотоках, которые планируются компанией «Транссибнефть», а это около 50 000 000 тонн в год, нефтяной терминал будет представлять огромную опасность для всего живого в бассейне Японского моря.

Представитель компании в Приморье Владимир Черников сообщил, что трубопроводы, спроектированные тем же институтом, который избран и на сей раз - «Гипротрубопровод», - 30 – 40 лет эксплуатируются без особых экологических проблем и катастроф. Однако эксплуатация данного сооружения - очень сложная работа. Общеизвестно, что самый безопасный в мире нефтепровод – Трансаляскинский. Но мало кто знает, что за несколько десятилетий его эксплуатации на трассе прохождения возникало множество проблем, связанных с утечками нефти. Любой нефтепровод, самый экологически безопасный, через определенный промежуток времени начинает протекать. Стоит ли говорить о российской трубе, которая будет одной из самых длинных в мире, будет построена на основе нашего менталитета и пройдет по самым безлюдным и нищим районам Сибири. Следить за ней будет очень сложно, так как протяженность составит 3500 километров. Если верить статистике, около 5 миллионов тонн из 50 будет ежегодно оставаться на российской земле в виде утечек. Это только по самому нефтепроводу, но ведь кроме него должны быть нефтехранилище, терминал, который будет выведен на полтора – два километра от берега для использования супертанкеров. Амурский залив достаточно мелководен, и достичь глубины 30 метров, необходимой для танкера, можно лишь на очень большом расстоянии от берега. Если терминал будет построен, он станет раз в два дня загружать танкер дедвейтом 300 000 тонн, что в три раза больше, чем «Эксон Валдис».

Информации о нефтепроводе и терминале в крае как будто предостаточно, однако сведения о возможной трассе крайне противоречивы. С одной стороны, на столь ранней стадии разговора это естественно, и все же это не может не беспокоить. Очень разные мнения бытуют среди специалистов Тихоокеанского института географии, представители которого должны делать оценку и выбор варианта трассы. Кто-то до сих пор находится в неведении о том, где конкретно нефтепровод выйдет к берегам Тихого океана. По одному из вариантов она от Хабаровска пройдет до города Арсеньева. Дальше – сплошные вопросы. Распространенная по электронным сетям карта однозначно выводит трубу мимо Арсеньева на Находку. С другой стороны, по информации из краевого комитета по земельным ресурсам, ему уже дана команда оформлять землеотвод под нефтехранилище в Перевозной.

Остается загадкой и тот вопрос, кто делает экологическое обоснование проекта, кто будет потом оценивать его воздействие на окружающую среду, где будет проводиться экологическая экспертиза. По закону каждый человек вправе иметь любую информацию при разработке такого проекта, несущего серьезную экологическую угрозу огромным территориям. Но в данном случае информация оказывается весьма труднодоступна.

Это странно, поскольку до сих пор сведения обо всех крупных программах и проектах развития территории края широко публиковались и обсуждались. Поскольку, скажем, в программе устойчивого развития бассейна реки Уссури, подготовленной Тихоокеанским институтом географии в 1995 году, в Экологической программе края образца 1991 года и в стратегии сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня от 1998 года ни слова о нефтепроводе нет. А ведь эти программы являются краевыми нормативными документами и обязательны к исполнению.

Когда что-то утаивается, это значит, что здесь есть что скрывать. Когда проект обоснован правильно, экономически и экологически, скрывать нечего. В данном случае создается впечатление, что где-то готовится очередная крупная афера по выкачиванию денег из российского правительства или из иностранных инвесторов.

Автор: Анатолий ЛЕБЕДЕВ, специально для «В»