Счастье доктора Мазалова

Врач высшей категории Владимир Мазалов, недавно ставший лауреатом премии города Владивостока, немного смущен повышенным вниманием журналистов к своей персоне.

17 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1200 от 17 июль 2002

Врач высшей категории Владимир Мазалов, недавно ставший лауреатом премии города Владивостока, немного смущен повышенным вниманием журналистов к своей персоне.

- Может, мне пресс-конференцию провести? – спросил он меня при встрече.
- Тогда вам придется и личного пресс-секретаря завести.
- Нет! Я уж лучше буду заниматься медициной.

О любимой работе

- Идея связать свою жизнь с медициной у меня появилась еще в школе, - вспоминает Владимир Витальевич. – Возможно, потому, что перед глазами был пример знакомых, где в семье все врачи. Кстати, мой брат-близнец тоже выбрал эту стезю, и в медицинский институт мы поступали вдвоем, вместе учились, вместе корпели над конспектами. Брат сейчас тоже в “тысячекоечной” трудится, он нашел себя в урологии.

Небольшое отделение ангиографии городской клинической больницы № 2 – всего пять комнат, включая операционную. В этих стенах четыре работника, по мнению пациентов, творят настоящие чудеса. Шутка ли – все то, что сейчас под силу специалистам ангиографии, поднимает человека на ноги всего за несколько дней. Раньше для достижения того же результата требовалось серьезное оперативное вмешательство с восстановительным периодом около месяца.

С самого основания ангиографического отделения - с 1982 года Владимир Витальевич работает именно здесь. И пусть психологи говорят, что каждые четыре года нужно менять место работы. Такое завидное постоянство Мазалов объясняет довольно просто:

- Эта работа приносит мне большое удовольствие и моральное удовлетворение. Я люблю ее за то, что она дает возможность помогать людям. И коллектив у нас очень хороший.

Между прочим, о присвоении доктору Мазалову премии города Владивостока первыми узнали именно его коллеги.

- А я так удивился! – рассказывает Владимир Витальевич. – Ведь не особенно надеялся - было много претендентов. Хорошо, что нас заметили, что люди знают о нашем отделении.

Так сказать, в расплату за возможность работать на благо людям, жить приходится в экстремальном режиме, в буквальном смысле слова по звонку. В любое время врача могут вызвать на работу. Потому даже в выходные не всегда приходится располагать личным временем. Хотя и до абсурда доходит – в ожидании звонка из больницы просиживает Владимир Витальевич возле телефона. Не может без любимого дела.

Одно “но” в такой работе – без хорошей аппаратуры никуда. Уже больше 12 лет трудится в отделении ангиографии старенький аппарат. Как говорят врачи – пошел по второму кругу, потому что положенный срок всего восемь лет. В следующем году, как раз к 25-летию “тысячекоечной”, отделению обещан новый. Это позволит сделать еще один шаг вперед и освоить диагностику и операции на сердце.

Агитировать больных на новые методы лечения особо не приходится. Слава о работе отделения ангиографии “тысячекоечной” больницы уже давно пошла в народ.

О новациях

В отделении ангиографии работа в основном диагностическая. На операционный стол попадают больные с проблемами сосудов головного мозга, брюшной полости, верхних и нижних конечностей. Все сосудистые патологии – изменения или закупорку – врач на рентгеновском снимке как на ладони видит. Все довольно просто: в сосуды вводят специальное вещество, называемое контрастом, и дело за снимком.

- Начиналось все с эмболизации, - вспоминает Владимир Мазалов. – Это закрытие сосуда в случае кровотечения, которое может возникнуть из-за опухоли или травмы почки. Раньше больных оперировали, и заканчивалось это, как правило, удалением. Сейчас же через специальный катетер, который вводится в сосуд, артерию можно закрыть.

Желчнокаменная болезнь теперь тоже не приговор к удалению.

Новые методики помимо всего прочего принесли и неплохой экономический эффект. Сейчас в любой больнице на счету каждый койко-день, то есть сумма, в которую выливается пребывание человека в медучреждении в сутки. А разница в затратах получается заметная.

Между прочим, такая кропотливая работа с почками не новинка и уже более 10 лет практикуется во всем мире. Но заграничный вариант в России не пройдет. Один набор с катетером и иглами обходится в 400-500 долларов. Сколько больных сможет заплатить за операцию такие деньги? Вместе со своими коллегами Владимир Мазалов нашел выход и из этой ситуации. Катетеры они приобретают на бывшем оборонном заводе, перешедшем ныне на производство медицинского оборудования, а потом доделывают их вручную. Врачи утверждают, что качество от этого нисколько не падает. Зато финансовая составляющая резко идет вниз и за выполнение таких процедур больному не приходится платить деньги.

Московские коллеги недоумевают: откуда здесь столько больных? А потому, что бесплатно – отвечают приморские врачи. В месяц через это отделение городской клинической больницы № 2 проходят 80 человек.

О будущем медицины

Вопрос о внедрении платных услуг сейчас один из самых актуальных и болезненных как для медиков, так и для пациентов. И в беседе с Владимиром Мазаловым мы не обошли эту тему.

- Наш опыт показывает, что примерно 20 процентов населения способно покрывать платные услуги. Но от этого количество таких услуг не уменьшается. Если говорить о перспективе, вся медицина рано или поздно перейдет на платные рельсы. Дальше работать так, как сейчас, то есть на энтузиазме, люди не станут. Думаю, переход на платную основу не коснется экстренной помощи, детского здравоохранения и в какой-то степени акушерства. Иначе не получится. Ведь сегодня на человека в сутки выделяют 30-40 рублей. Полис обязательного медицинского страхования не всесилен. Вот и прикидываешь, что ему купить на эти деньги: хлеб с маслом или какой-нибудь антибиотик?

- Сейчас идут разговоры о добровольном медицинском страховании, то есть о страховке, которая сможет покрывать лечебные затраты.

- У нас раз в пять-шесть лет происходит денежная реформа, а значит, все вложения могут в одночасье исчезнуть, если до этого не разорится сама страховая компания. В этом вопросе должна быть государственная программа. К тому же частные фирмы не способны охватить все население.

Несмотря на то, что будущее медицины вырисовывается не такое уж безоблачное, Владимир Мазалов настроен довольно оптимистично. По крайней мере, так показалось мне после нашей беседы. Да и есть ли повод сильно грустить: любимая работа, нужное дело и возможность – помогать людям.

Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»