Охрана труда хромает на обе ноги

При приеме вахты экипаж плавкрана, принадлежащего АО “ВСРЗ”, обнаружил за бортом моториста-электрика, который нес вахту в течение предыдущих суток. При монтаже башенного крана с 5-метровой высоты упал слесарь-монтажник СУМ-2 треста “Строймеханизация”, работавший, как выяснилось, без специального предохранительного пояса. Сторож магазина № 22 Тихоокеанской торгово-производственной компании во время своего ночного дежурства отравилась угарным газом, решив просушить верхнюю одежду над открытым обогревательным прибором.

17 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №120 от 17 апр. 1997

При приеме вахты экипаж плавкрана, принадлежащего АО “ВСРЗ”, обнаружил за бортом моториста-электрика, который нес вахту в течение предыдущих суток. При монтаже башенного крана с 5-метровой высоты упал слесарь-монтажник СУМ-2 треста “Строймеханизация”, работавший, как выяснилось, без специального предохранительного пояса. Сторож магазина № 22 Тихоокеанской торгово-производственной компании во время своего ночного дежурства отравилась угарным газом, решив просушить верхнюю одежду над открытым обогревательным прибором.

Все вышеперечисленные случаи закончились для их главных “героев”, презревших написанные кровью инструкции по технике безопасности, крайне печально. Как, впрочем, и для десятков других, основательно “подзаправившихся” спиртным в ходе трудового дня. Всего же за последние 2 года и 3 месяца на владивостокских предприятиях зарегистрированы 72 несчастных случая со смертельным исходом. При этом их количественное снижение (с 37 в 1995 году до 32 в прошедшем 1996-м), как подчеркнул в беседе с корреспондентом “В” главный государственный эксперт условий труда по городу Владивостоку Генрих Епифанов, произошло, отнюдь, не за счет улучшения условий и охраны труда, а в связи с сокращением рабочих мест и продолжающимся снижением объемов производства.

Впрочем, несмотря на это, в 1995 году 30,7 тыс. человек (по итогам прошлого года цифр по данному показателю пока нет, но вряд ли они будут меньше) продолжали трудиться в крайне неблагоприятных условиях. И с точки зрения гигиены и относительно соблюдения санитарных норм. К тому же, 15,6 тысячи из них практически ежедневно контактировали с ядовитыми и токсичными веществами. Правда, подчас получая при этом солидные надбавки к заработной плате. Однако, как известно, никакие деньги (пусть и очень большие) не смогут восстановить потерянного здоровья. Что, кстати, и подтверждает статистика: за последние 2 года еще 94 владивостокца стали инвалидами вследствие профзаболеваний. При этом основное пополнение составили маляры-штукатуры и механизаторы. Первые - в связи с заболеваниями дыхательных путей (в т.ч. аллергического характера), ставшими хроническими, а вторые - из-за прогрессирующей так называемой вибрационной болезни.

В то же время должных мер по улучшению состояния рабочих мест практически ни на одном владивостокском предприятии до сего дня так и не принято. Напротив, на многих из них упразднены службы охраны труда, и инструктажи по технике безопасности для вновь принятых зачастую проводятся лишь для галочки. Почему?

Просто начальников всех рангов ни одно несчастье на их предприятиях не коснулось лично. В противном случае низкая трудовая, производственная и технологическая дисциплина не стала бы главной причиной большинства смертельных и тяжелых случаев. Тем более что ее поддержание не требует никаких финансовых вложений. В отличие, скажем, от фондов охраны труда, которые должны быть созданы на каждом предприятии. И должным образом наполнены в соответствии с коллективным договором.

Впрочем, и городской фонд охраны труда должен располагать достаточно солидными средствами. Дабы хватило и на проведение силами сотрудников экспертизы труда профилактической работы по предупреждению нарушений техники безопасности, и на улучшение условий и охраны труда на предприятиях краевого центра, и на проведение ежегодных медицинских осмотров трудящихся. При этом целевой взнос городских властей, конечно же, не может ограничиваться 6,5 млн. рублей (их едва хватило, чтобы данный фонд зарегистрировать). Да и предприятия в соответствии с постановлением главы администрации краевого центра должны ежегодно направлять в него 15 процентов средств собственного фонда охраны труда.

В противном случае расходы городского бюджета и организаций всех форм собственности, связанные с предоставлением льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, пособий в связи с профзаболеваниями, пенсий при потере кормильца, а также оплатой дней нетрудоспособности из-за травм на производстве, несомненно, будут расти не по дням, а по часам. А они только за 1995 год составили свыше 400 млрд. рублей.

Впрочем, рассчитывать сегодня на проявление здравого смысла в вопросах охраны труда, увы, не приходится. И поэтому остается опять-таки уповать лишь на силовые методы. А они заключены в краевом законе об охране труда, который сейчас находится на подписи у губернатора. И чем быстрее он будет утвержден, тем скорее будут возобновлены ежегодные профосмотры горожан, восстановлены должности специалистов либо структурные подразделения по охране труда на предприятиях (в зависимости от численности работающих), а также - практика лицензирования рабочих мест в соответствии с условиями труда. Нам остается надеяться, что так и произойдет, а те, кто не понимает важности охраны труда, просто перестанут быть руководителями. Ибо ими не вправе быть безответственные люди. В первую очередь по отношению к своим подчиненным.

Автор: Владимир НИКИФОРОВ, “Владивосток”