Образование подведут под стандарт

Пока школьники наслаждаются законным отдыхом, государственные мужи ломают головы над тем, как бы облегчить (или осложнить?) им жизнь. Так уж сложилось, что важные перемены в народном образовании приходятся на летний период. Не исключение и этот год. Некоторое время назад в Государственной думе началась работа над законопроектом «О государственном стандарте общего образования».

16 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1199 от 16 июль 2002

Пока школьники наслаждаются законным отдыхом, государственные мужи ломают головы над тем, как бы облегчить (или осложнить?) им жизнь. Так уж сложилось, что важные перемены в народном образовании приходятся на летний период. Не исключение и этот год. Некоторое время назад в Государственной думе началась работа над законопроектом «О государственном стандарте общего образования».

Специалисты склонны считать, что это главный законопроект, касающийся коренных перемен в народном образовании за последние 10 лет. Что готовит российским школьникам и педагогам новый проект, стань он законом? В чем его эксклюзивность? Об этом наш разговор с заместителем руководителя департамента образования и науки администрации Приморского края Константином Межоновым:

- Применительно к образованию госстандарт включает в себя три составляющих: образовательный минимум, допустимую нагрузку на учащегося, финансовые затраты на одного ученика для обеспечения образовательного минимума.

Например, образовательный минимум – это тот объем знаний, который ребенок должен получить обязательно, единый для всего российского образовательного пространства. Это важно при условии переезда семьи из одного региона в другой. Этот федеральный компонент займет в программе 75 процентов. Еще 10 процентов отпущено на региональные программы (к примеру, курс «История Приморья»). Еще 10 процентов предметов вводится по усмотрению школы.

- Как вы относитесь к тому, что есть предложения от министерства образования о включении информатики и английского языка в обязательную программу обучения уже со второго класса?

- Если говорить о полезности изучения компьютера с начальной ступени школы, то я вижу в этом только плюс. По опыту педагогической работы знаю, что в этом возрасте дети достаточно восприимчивы к обучению. Кроме того, знание компьютера как носителя информации, а не как предмета оргтехники, а нынешние уроки информатики в старших классах практически к этому сводятся, поможет детям уже на средней ступени обучения.

То же касается иностранного языка. Вопрос не в том, под силу его изучение младшему школьнику или нет. Важно не перегрузить ребенка. Здесь уже выступает второй компонент госстандарта в образовании – допустимая нагрузка на учащегося. Есть определенные санитарные нормы, которые учитывают количество времени, проводимое ребенком за партой. Скажем, максимально это 6 уроков при 5-дневном обучении. Если какой-то предмет будет введен в школьную программу как обязательный, то это будет не в дополнение к уже существующему списку, а вместо иного.

- У «компьютеризации всей страны» есть другая сторона. Если информатику введут как обязательный предмет, значит, вопрос о техническом оснащении кабинетов должен быть решен обязательно. Это при нашей-то нищете в образовании?

- Сейчас развернута федеральная программа «Информатизация образовательной среды», рассчитанная до 2005 года. По этой программе в прошлом году мы поставили компьютерную технику практически во все сельские школы. В этом году на очереди школы поселков и малых городов края. Финансирование программы предусматривает долевое участие федерального, регионального бюджетов.

- То есть если «запад» не поможет, то краевому бюджету обеспечить школы техникой будет крайне сложно.

- По крайней мере, до 2005 года, как предусматривает программа.

- А значит, «обязательность» информатики во втором классе останется на бумаге?

- К сожалению, это так.

- Константин Анатольевич, есть информация, что и к проблемам физвоспитания теперь будут подходить иначе. В частности, планируется введение трех часов физкультуры вместо двух, а также обязательный экзамен по физкультуре в выпускных классах. Специалисты объясняют это тем, что здоровых школьников сегодня насчитывается не более 10 процентов, а 40 процентов детей страдают хроническими заболеваниями по два-три на брата.

- Вы говорите о заседании Госсовета с участием представителей Минобразования, Минздрава, Госкомитета по физкультуре и спорту и других.

 У нас есть федеральный закон об образовании. Если в него будут внесены дополнения на сей счет, мы будем их выполнять. Но я вижу проблему не в количестве уроков физкультуры. От одного этого здоровья детям не прибавить. Я думаю, что такая постановка вопроса – лишь перетягивание одеяла представителями Госкомитета по физкультуре и спорту на себя. Болезни ребенок может заработать в семье, а в школе они лишь усугубляются. Очень важно, на мой взгляд, элементарно организовать горячее питание. У голодного ребенка страдает иммунная, нервная система, учебные нагрузки дают толчок к развитию болезни, к истощению организма. Сегодня бесплатное горячее питание в школах Приморья получают немногим более 10 процентов детей. А полный охват обедами на платной основе – около 40. Остальные вроде бы не попадают в категорию малоимущих, но зачастую в таких семьях тоже не в состоянии выдавать ребенку деньги на полноценный обед. Кроме того, опыт работы показывает, что как только мы начинаем кормить детей, количество «бегунков» уменьшается как минимум в два раза.

- А кто должен финансировать питание детей в школах?

- По федеральному указу на питание каждого ребенка должно выделяться 3 процента от минимальной заработной платы. Причем 1,5 процента идет из федерального бюджета. Но, к сожалению, центр пока не выделил ни копейки. Муниципальные образования стараются обеспечить хотя бы свою долю. Но посудите сами, на эту сумму можно купить лишь стакан молока и булочку. Я не против той же компьютеризации, в которую вкладываются огромные деньги, я не против улучшения оснащения спортзалов, но пока мы не решим проблему голодных детей, ни о каком здоровье нации говорить не приходится.

- Сколько «стоит» ученик?

- Очень важный компонент понятия госстандарта – финансовые затраты на одного ученика для обеспечения ему того самого образовательного минимума за положенное время. В проекте закона предусмотрены следующие понятия: прежде всего, федеральный норматив на одного учащегося – те деньги, которые гарантирует федеральный бюджет. Согласитесь, затраты в школе Приморья значительно превышают затраты в том же Краснодарском крае в силу климатических и прочих условий. Поэтому законопроектом предусматривается региональная надбавка (региональный норматив). К последнему вводится надбавка конкретного муниципального образования – муниципальный норматив. Это те деньги, которые должны быть предусмотрены на каждого ребенка. Если тот переходит из одной школы в другую, он должен перевести за собой всю сумму.

- Что это даст?

- Это должно повлиять на работу школы и педколлектива: директор создал школу престижную, с качественным обучением, которая пользуется спросом – в этой школе должно быть больше денег, чем в той, из которой все бегут. Введение норматива финансирования – это введение определенных рыночных условий в образовательный процесс, о чем говорили последние годы на разных уровнях.

- А разве раньше подобного не было?

- Попробуйте привести пример, когда ребенок перешел из одной школы в другую, и деньги, заложенные на этого ребенка, были переведены вместе с ним. Такого нет. Введение норматива будет способствовать улучшению качественного процесса обучения, стимулировать работу руководства с коллективом, создавать предпосылки, делающие школу комфортной для детей и педагогов. А пока у нас, к сожалению, существует практика поборов с родителей в принудительном порядке. При этом если родительский комитет решит обеспечить детей горячим питанием или организовать компьютерный класс и предложит родителям на добровольных условиях сделать посильные взносы, то это нормально. Увы, федеральный бюджет пока такие проекты не осилит. В любые времена школа не была самодостаточной.

- Вы имеете в виду то, что сейчас родители вынуждены сдавать деньги в школу на все про все?

- Еще раз отмечу, что родители могут помогать школе только добровольно. Требование «спонсорских» взносов поголовно – это перегиб, и я вновь обращаюсь к родителям – сообщайте нам о подобных нарушениях.

- Будет ли норматив финансирования учащегося изменяться вслед за растущими ценами?

- В законопроекте говорится о том, что он должен приниматься Госдумой каждый год, подписываться президентом и быть обязательным к исполнению.

- В завершение разговора еще одна немаловажная деталь. Если законопроект будет принят в подобном виде, то отпадут все споры о 12-летнем образовании. Документ предполагает закрепить 11-летнее обучение?

- Вопрос не в сроках обучения, а в целях и способах достижения целей. Если мы говорим о цели разгрузить ребенка – то дело это благое. В последние годы нагрузка на школьников возросла в 1,5-2 раза. Это очень высокий показатель, от которого страдает качество обучения. Но дело в том, что никто не знает, как и за счет чего разгрузить детей. Значит, преждевременно было заводить разговор о сроках обучения.

Автор: Елена МАНИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»