Бабушкино горе

Простенькое платьице, очки на резинке, трясущиеся руки и мутные от слез глаза. К моему удивлению, Анна Сидоровна оказалась простой старушкой, которая жарит отличные пончики, получает обычную пенсию и живет в одной квартире с дочкой, зятем и двумя внуками. А я-то думала, что увижу престарелую мамашу нового русского, обвешанную мехами и драгоценностями.

12 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1198 от 12 июль 2002

Простенькое платьице, очки на резинке, трясущиеся руки и мутные от слез глаза. К моему удивлению, Анна Сидоровна оказалась простой старушкой, которая жарит отличные пончики, получает обычную пенсию и живет в одной квартире с дочкой, зятем и двумя внуками. А я-то думала, что увижу престарелую мамашу нового русского, обвешанную мехами и драгоценностями.

Ведь сумму, которую эта женщина проиграла в лохотрон за несколько минут, многим из нас не под силу заработать за год. Только вдумайтесь: 19 тысяч долларов! Как, спросите вы.

Анна Сидоровна и еще три пенсионерки согласились рассказать корреспонденту «В», как они стали жертвами лохотрона. И на откровение женщины пошли не для того, чтобы утереть носы уличным проходимцам, этих ребят, как им кажется, ничего не проймет, а для того, чтобы помочь владивостокцам не попасть на их крючок.

Я готова сесть в тюрьму

Звонок в дверь.

- Соседка ключи принесла на сохранение, - вернувшись в кухню, объясняет худенькая Анна Сидоровна, - вот так же родственники несколько месяцев назад мне доллары доверили, а я их не уберегла. Что я скажу, когда придут за деньгами? Мне никогда, слышите, никогда, не отдать долга. Ну что мне делать? Продать квартиру и жить в подвале? Сесть в тюрьму? Я ко всему готова. Как я могла… чужие деньги?

Молчу: все «успокойтесь» и «не расстраивайтесь» напрочь застревают в горле. Старушка, всхлипывая, продолжает:

- Это случилось на прошлой неделе. Я на днях похоронила маму и от горя была сама не своя. Несколько лет ее выхаживала и на улице почти не бывала. А тут мне нужно было справку о смерти матери в собес отнести, вот и вышла, как говорится, в народ. Сходила, куда собиралась, иду, еле ноги передвигаю, так тяжело на душе, что ничего вокруг не замечаю. Ко мне подходит молодой человек приятной наружности, пластиковую карту сует, говорит, что ее проверить нужно и что у меня есть все шансы выиграть. Не хотела я ничего проверять и выигрывать, но он схватил меня за руку и отвел за киоск. Там красивая брюнетка в юбке с разрезами показала мне и еще двум подставным пенсионеркам целый ворох документов с печатями и подписями, подчеркивая тем самым солидность своей фирмы. Да только я их не разглядела, потому что без очков совсем слепая. Красавица разложила большую карту и начала наши карточки сверять.

- Ой, - так ласково говорит она мне, - вам всего 500 рублей не хватает, чтобы главный приз получить.

- Нет у меня таких денег с собой, - отвечаю, - и вообще понять не могу правил вашей игры.

- Ничего, - вмешался парень, - вы позже поймете, а дома у вас деньги есть?

- И тут я почему-то сказала, что есть, и даже сумму назвала.

Он тут же подогнал машину, и мы поехали за деньгами.

- Соберите все ваши деньги, - сказал парень, остановившись у моего подъезда, - ни с кем не разговаривайте и спускайтесь.

Не соображая, что творю, я подчинилась. Как робот, понимаете? Мы вернулись, что было потом, помню смутно. Кажется, больше не играли. Хватилась денег только дома и тут же позвонила в милицию.

Вот уже десять суток Анна Сидоровна толком не спит, по нескольку раз в день она звонит своему следователю и каждое утро отправляется на поиски своих обидчиков на городские рынки и в другие людные места. Эта милая добрая старушка верит, что справедливость должна восторжествовать. И мне тоже хочется верить в это, поэтому, когда Анна Сидоровна спросила на прощанье: «Как вы думаете, их поймают?», я уверенно ответила: «Обязательно поймают» и про себя подумала: «Наверняка бабушкин случай типичен своей нелепостью. Вот бы еще найти пострадавших». В этом нелегком поиске мне помогли сотрудники управления внутренних дел Советского района города Владивостока: они переговорили не с одним простаком, пока нашли троих желающих прийти в милицию и рассказать о том, как они опростоволосились.

Помогли море и муж

- В апреле я лечила на Второй Речке зубы, - рассказывает Лидия Николаевна, научный сотрудник одного из институтов ДВО РАН, кандидат энных наук и просто очень интеллигентная женщина. – Возле киоска стоит милая девушка, волосы у нее льняные, а голубые глаза так и светятся. Этот ангелок протягивает мне карточку от магазина «Шанс» и щебечет:

- Теперь вы сможете приобретать у нас бытовую технику с 15-процентной скидкой. Да, кстати, все карточки у нас разыгрываются, если хотите попытать счастья, подойдите вон к той женщине.

Я обычно в такие игры не играю. А тут как назло совпало: у меня поломался телефонный аппарат, и срочно нужно было купить новый. Я и подошла… к симпатичной кореянке. Тут же подтянулись добропорядочная семейная пара и солидный мужчина в кожаной куртке - тоже с карточками. Ведущая открыла красивый журнал, каждая страница там была под пленкой, и чуть не подпрыгнула:

- Ну надо же какая удача! Все выиграли. Правда, мужчина всего пять рублей. Зато кто-то из вас, милые дамы, может получить эти 400 долларов, - и достает из кармана четыре зеленые купюры. - Или если хотите, можете их поделить.

- Да, - в унисон говорим мы с женщиной, - мы поделим их поровну.

- Но есть одна маленькая загвоздка, - продолжает азиатская красотка, - на кого мы оформим эти деньги? Предлагаю вам вытянуть по жетончику, у кого будет больший номер, на того и запишем.

Вытягиваем. Моя партнерша вдруг меняется в лице, молча переворачивает свой жетончик так, чтобы никто не увидел цифру, и вытаскивает из сумочки 50 рублей.

- Вот, - шипит она, - это страховой взнос. Не хочу я с этой бабкой делиться, зачем такой старухе деньги. Я доплатила и забираю весь выигрыш, баста!

- Люся, не позорь меня, - злится муж, - что, я тебе видеокамеру не куплю? Мы сюда приехали подарок выбирать, вот и пойдем, куда шли.

- Вы не правы, - говорит ведущая бунтующей тете Люсе. - Почему вы думаете, что эта женщина не может заплатить этот мизерный взнос? А ведь она вытянула «шанс», и у нее преимущества перед вами.

«Пятьдесят рублей - это тьфу по сравнению с выигрышем», - подумала я и вытащила деньги.

- А я сотню кладу, - заревела моя нервная конкурентка.

Я тоже выложила сто рублей, больше денег у меня не было. Мужчина, выигравший пять рублей и до сих пор не проронивший ни слова, шепнул мне на ухо:

- У нее деньги заканчиваются, мы непременно выиграем, - и вынул из дорогого бумажника 200 рублей.

- Ой, - вцепилась в свои редкие волосенки хамка, - у меня больше нет денег. Можно я позвоню Марье Петровне?

- Нет, - категорично ответила кореянка, - а вот эта женщина (то есть я) имеет право на материальную помощь от родных и друзей. Эх, говорили мы вам, у вас не то положение, чтобы хорохориться.

- А доллары вы берете, сто долларов даю, - не унималась дамочка. Ведущая, скривив недовольную гримасу, сказала:

- Нам это невыгодно, потому что с рубля мы берем пятипроцентную надбавку, а с доллара нет, но все равно давайте.

Мой галантный спонсор вытащил стодолларовую купюру и отвел меня в сторонку:

- Какими средствами вы располагаете?

- А почему вы спрашиваете? - удивилась я.

- Да всякое может случиться, - загадочным голосом ответил он. Тут я как дурочка сказала, что дома у меня припасены 3 тысячи рублей на протезы зубов, да еще в сберкассе 10 тысяч целковых. Между тем игра продолжается. Совсем ополоумевшая тетка ставит еще 200 долларов. А у моего «спасителя» осталось только сто. Я в полной растерянности спрашиваю его:

- Может быть, мы где-нибудь достанем сто долларов?

- Да где уж там, - махнул он рукой. – Ведь ни у меня, ни у вас больше денег нет.

И вот кульминация трагедии. Отличная актриса тетя Люся хватает выигранные деньги и отчаливает вместе с довольным муженьком. Подставной магнат подходит к нашей ученой и чуть не плача говорит:

- Деньги-то не мои, мне их сегодня же вернуть нужно, отдавайте, дорогуша, должок немедленно.

- Но я на работу опаздываю, - пытается увильнуть Лидия Николаевна.

- Сжальтесь надо мной, - просит мужчина.

- Хорошо, - соглашается та, - через пять минут подойдет электричка.

Но он как истинный джентльмен платит таксисту 500 (!) рублей, и парочка едет за сберкнижкой домой, а потом в кассу.

- Всю дорогу этот обаяшка рассказывал о себе, и мне даже в голову не могло прийти, что он грабитель. Потом уже мне муж объяснил, что обманули меня. В ту трудную минуту он здорово меня поддержал, а еще помогло море. Я круглый год купаюсь в море, вот и в тот злосчастный день занырнула в холодную водичку, и на душе как-то отлегло.

Подкупают холодильником

Нина Александровна и Валентина Петровна, тоже женщины рассудительные, попали в подобные ситуации, только одной пророчили в призы холодильник, а другой телевизор, и одна оказалась менее азартной и проиграла тысячу рублей, а другая разошлась так, что выложила 30 тысяч «деревянных». Все мои собеседницы почти хором говорят: «Люди, будьте бдительны, бесплатный сыр только в мышеловке, не играйте в эти уличные игры!» А что посоветуют горожанам опытный психолог и многое повидавшие сотрудники милиции?

Частичная месть

Ага, вот они, родимые работнички! Что, говорите, карта дает право на скидки? «Спасибо», - хватаю ее - и наутек. «Девушка!» - неистово орет лохотронщик и несется за мной, но бегаю я хорошо, и карта остается у меня. А значит, хоть немножко, но мне удалось отомстить за Анну Сидоровну, Лидию Николаевну, Нину Александровну, Валентину Петровну и всех-всех жертв проклятого лохотрона.

Имена всех пострадавших изменены.

Редакция газеты «Владивосток» благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников УВД Советского района города Владивостока и женщин, согласившихся рассказать о своем горе.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»