Семейные тайны «партии власти»

Насколько далеко от приморского народа региональное отделение «Единой России»?

9 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1195 от 9 июль 2002

Насколько далеко от приморского народа региональное отделение «Единой России»?

В Приморье «Единая Россия», обозначенная на политической палитре веским званием «партия власти», появилась совсем недавно - 16 марта, слившись из «Единства», «Отечества» и «Всей России». Сегодня вокруг партии ходит много слухов, намекающих на хитрые подковерные лобби и сугубо прикладную, «инструментальную» роль единороссов. Корреспондент «В», напросившись на чай поочередно к Владимиру Закамову (председатель Приморского регионального отделения «Единой России») и Александру Смирнову (глава департамента социального развития краевой администрации, совмещающий руководящую должность с исследованием политических процессов), задал им одни и те же вопросы и получил возможность сравнить их ответы.

КТО ПЕРЕТЯНУЛ ОДЕЯЛО?

«В»: Создается впечатление, что в Приморье «отечественники» перетянули одеяло на себя – лидером ПРООПП «Единая Россия» стал Владимир Закамов (до того – глава местного «Отечества»). С учетом того, что за спинами двух других претендентов на этот пост – Антонины Романчук и Николая Крецу – предположительно стояли соответственно председатель Госкомрыболовства Евгений Наздратенко и дальневосточный полпред Константин Пуликовский, напрашивается вывод о том, что Сергею Дарькину удалось переиграть оппонентов, добившись избрания партийным лидером своего ставленника.

Говорят и о некой дискриминации бывших «единщиков» - в политсовет «Единой России» не вошел такой крупный деятель, как бывший лидер приморского «Единства» Юрий Селютин. Да и партийный статус депутата Госдумы Антонины Романчук не совсем ясен…...

Владимир ЗАКАМОВ: Никакого участия названных фигур не было. Наверное, по деловым, политическим, моральным качествам было отдано предпочтение моей кандидатуре. В силу каких-то причин - точно не знаю, я в краевой администрации ни с кем незнаком, - в Москву было направлено письмо за подписью первого вице-губернатора Александра Линецкого в мою поддержку. В столице за меня высказывались Володин, Лужков, Шойгу.

В краевом политсовете у нас сейчас 27 человек плюс 24 председателя местных отделений. Была установлена и выдержана квота, согласно которой в составе этих 27 должно быть 12 человек из «Единства», 12 из «Отечества» и трое из «Всей России». Что касается Селютина - тут я не участвовал: «Единство» представило 12 человек, его среди них не было. Я в хороших отношениях с Юрием Абрамовичем, но есть нюансы, которые я бы не хотел обсуждать.

С Романчук была трудность - соратники Антонины Ивановны по «Единству» не хотели ее видеть в партийном активе «Единой России», но сейчас она у нас заместитель председателя политсовета.

Александр СМИРНОВ: Закамов единственный из руководителей трех структур, составивших приморское отделение «Единой России», смог сохранить боеспособную организацию. Поэтому и ставка была сделана на него.

О СКЛОКАХ И ЧИСТКАХ

«В»: Не беспокоят ли внутрипартийные конфликты? Руководители уссурийского отделения «Единства» считают закамовскую «Единую Россию» незаконной и собираются обособляться.

Владимир ЗАКАМОВ: Я бы не сказал, что конфликты есть. Нету, нету. В Уссурийске – это не более чем личные амбиции. До 16 марта 2002 года приморского отделения «Единой России» не было, а уссурийцы еще в феврале так себя называли. Это нарушение всех уставных требований.

Александр СМИРНОВ: Я свожу все это к личным амбициям, а не к тому, стоит кто-то за уссурийцами или нет.

БРАК ПО РАСЧЕТУ

«В»: Взаимоотношения между «Белым домом» и приморской «Единой Россией» можно сравнить с браком по расчету - краевая власть явно оказывает единороссам предпочтение. Вспомнить хотя бы предвыборную идею опроса по поводу возможного переноса столицы Дальнего Востока во Владивосток – эта инициатива Владимира Закамова с ходу была подхвачена краевой администрацией для повышения явки избирателей. Похоже на то, что в Приморье «Единая Россия» становится партией власти не столько федеральной, сколько местной…

Владимир ЗАКАМОВ: У нас конструктивные, нормальные, рабочие взаимоотношения. Мне очень приятно, что я имею взаимность со стороны краевой администрации.

Что касается опроса, то была такая идея. Правда, администрация края пошла иным путем. Мы ставили вопрос только о статусе Владивостока как столицы Приморья - это даст дополнительные финансовые ресурсы, потому что сегодня Владивосток несет избыточную нагрузку. Вопрос о столице Дальнего Востока мы не ставили, это глупо. Пиар, наверное, чей-то. Не знаю, откуда инициатива, - наверное, выдумка журналистов. Пресс-релиз я не видел, поэтому мне сложно говорить (пресс-релиз краевой администрации, в котором идея переноса столицы ДВ во Владивосток приписана Владимиру Закамову, в природе действительно существует. – В. А.). Может быть, в администрации сделали пиар.

Александр СМИРНОВ: Наши хорошие отношения заметны со стороны, и ничего плохого в этом нет. Кредо нынешней команды краевой администрации - ни с кем не конфликтовать. «Единой России» мы помогли организационно и морально. В отношении других партий держим дистанцию, потому что «Единая Россия» - партия президента, а мы - краевая исполнительная власть.

Что касается опроса, то выборы, которые состоялись 9 июня, катились к полному провалу. На повторных выборах всегда падает явка, к тому же проходили они в городах, которые политически пассивнее сельских районов, и вдобавок был снят порог явки. Не было интриги, поэтому мы и обратились к идее этого опроса.

Сама идея исходила от Закамова. Он действительно говорил лишь о том, чтобы придать Владивостоку статус столицы, а не переносить ее из Хабаровска, но почему-то сместились акценты, и все стали говорить о переезде полпреда. А «Единая Россия» заработала на этом свои пиаровские очки. СМИ начали писать об идее переноса столицы, интервьюировать Закамова, которого до этого никто не знал.

ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ ВЕРТИКАЛЬ?

«В»: Выстраивается некий «властный треугольник»: центральный политсовет «Единой России» в Москве с одной стороны, приморское региональное отделение с другой и краевая администрация с третьей. По поводу этих взаимоотношений и самостоятельности Закамова существуют различные версии: то ли краевая власть через местную «Единую Россию» влияет на Кремль, то ли, наоборот, Кремль через ту же «Единую Россию» на приморские власти.

Владимир ЗАКАМОВ: Никакого треугольника нет, есть очень строгая вертикаль. В то же время мы достаточно самостоятельны - сами строим нашу региональную политику, а Москва получает информацию и вырабатывает позицию по соответствующему вопросу.

Александр СМИРНОВ: На мой взгляд, тут не три стороны, а две - федеральный центр и региональное отделение. «Единая Россия» – партия жестко централизованная, никакие попытки сепаратизма не проходят.

Для нас важно показать, что мы поддерживаем процесс строительства «Единой России» как партии президента. Ведь одной из причин отстранения Наздратенко было то, что выборами президента в крае никто не занимался. На чужих ошибках надо учиться.

В ЛОБ

«Эта партия станет «приводным ремнем», который позволит установить прямую связь между властью и населением (…...). Исполнительной власти всегда легче работать с хорошо форматированным законодательным собранием». Александр Линецкий, бывший первый вице-губернатор Приморья, - о «Единой России».

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВА?

«В»: «Единая Россия» кажется партией декоративной, искусственно созданной сверху при финансовой и административной поддержке власти только для того, чтобы лоббировать в парламентских органах инициативы президента. Она представляет интересы не населения, а прежде всего Кремля. Не является ли партия власти мертворожденной? Какие перспективы у нее сегодня?

Владимир ЗАКАМОВ: «Партия власти» - это громко сказано. Мы – политическая сила, которая поддерживает политику президента и цивилизованным путем стремится к власти. К тому, чтобы быть массовой партией, отражать интересы всего народа.

Никаких административных, финансовых больших ресурсов нет. Сегодня мы вообще не финансируемся из центра, живем за счет собственных ресурсов - членские взносы, партийные мероприятия, спонсорская помощь. Централизованное финансирование начнется, наверное, в конце года.

Опыт всех цивилизованных стран говорит о том, что мощную партийную структуру нужно выстраивать сверху вниз. Сейчас мы создаем фракцию в законодательном собрании Приморья. С учетом того, что у нас сильная фракция в Госдуме, получается вертикаль. Ведь депутаты Госдумы «пропадают» в Москве, обстановку на местах они не знают. Эта вертикаль поможет решать широкий спектр проблем, причем не только на местном уровне.

Александр СМИРНОВ: «Единая Россия» - партия менеджерского типа, созданная для выполнения очень конкретной задачи – переизбрания президента. Сегодня в России политическая конфигурация перекошена – есть правый президент и очень мощное левое крыло, КПРФ. «Единая Россия» выполняет роль «подпорки» под правого президента и строится действительно достаточно искусственно.

Вполне возможно создание фракции единороссов в краевом законодательном собрании. «Партия власти» всегда притягательна, и даже лица, сегодня не состоящие в «Единой России», могут в нее вступить. Кстати, магаданская дума, к примеру, вообще вся состоит из единороссов.

СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ?

Бесспорно, «Единая Россия» краевой администрации нужна. Активное партстроительство с прицелом на президентские выборы-2004 идет во всей стране, и единороссы могут стать решающей политической силой не только в Государственной думе, но и в местных парламентах. Поэтому власти всех российских краев и областей сегодня «наводят мосты» с «Единой Россией» для того, чтобы, с одной стороны, подтвердить свою лояльность президенту, а с другой – обеспечить нормальные отношения с местными думами. Кроме того, те инициативы, которые в силу различных политических и этических причин самим властям неловко озвучивать, могут быть перепасованы региональным лидерам «партии власти».

Автор: Василий АВЧЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»