Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Экономика, финансы

Амнистия - флоту

Длительная борьба Дальневосточного морского пароходства против государственного диктата по налогообложению новых судов завершилась успехом ФЕСКО. Премьер-министр Михаил Касьянов несколько дней назад подписал постановление, по которому теплоходы, временно заходящие на российскую таможенную территорию, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Речь идет о судах валовой вместимостью свыше 1000 тонн, зафрахтованных отечественными предприятиями и используемых для международных перевозок грузов и пассажиров.

 Длительная борьба Дальневосточного морского пароходства против государственного диктата по налогообложению новых судов завершилась успехом ФЕСКО. Премьер-министр Михаил Касьянов несколько дней назад подписал постановление, по которому теплоходы, временно заходящие на российскую таможенную территорию, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Речь идет о судах валовой вместимостью свыше 1000 тонн, зафрахтованных отечественными предприятиями и используемых для международных перевозок грузов и пассажиров.

В свое время газета «Владивосток» опубликовала серию материалов под общим названием «В нашу гавань не заходят корабли», в которых подробно рассказывала о конфликте между приморскими судовладельцами, в первую очередь ОАО «ДВМП», и государственными структурами. Тогда автора публикаций таможенные органы даже собирались через суд привлечь к административной ответственности. Теперь ясно, кто был прав в той спорной ситуации.

«Владивостоку» был заказан заход во Владивосток

Поскольку государство не помогает обновлять флот, а собственных средств у судовладельцев не хватает, то предприятия вынуждены заказывать постройку каждого теплохода под кредиты западных банков. Залогом становилось само судно на стапелях. По требованию банков-кредиторов транспортное средство регистрируется на офф-шорную компанию. После чего за погашение кредита отвечает уже офф-шорная структура. Она может сама эксплуатировать теплоход под иностранным флагом либо передает его заказчику на условиях бербоут-чартера – аренды с правом последующего выкупа. В этом случае на судне можно поднимать флаг РФ, что дает льготы по портовым сборам на территории страны и право захода на внутренние водные пути.

Однако при временном заходе в родные порты с теплоходов, находящихся в бербоуте, у российского владельца требовали оплаты в размере 26,2 процента от стоимости в виде таможенной пошлины, НДС и других сборов. Выходило от 5 до 10 миллионов долларов США. С какой стати государство претендовало на сумму в четверть от вложенных денег в постройку теплохода? Не вложив ни копейки, оно обирало своих же транспортников, вынуждая их сворачивать бизнес на родине.

Полностью и в числе первых испытало на себе «любовь» отечества ФЕСКО. Наши земляки в Щецине построили в конце 90-х годов прошлого века три красавца контейнеровоза. Каждый стоимостью 28,5 миллиона долларов США. Нужно было гордиться ДВМП, потому что в тяжелейших рыночных условиях предприятие, ужимаясь, еще и обновляет флот. Однако фискальные органы устроили охоту за всеми теплоходами, построенными и прошедшими капитальный ремонт за рубежом. Первый же контейнеровоз польской постройки, зашедший в приморский порт, был арестован. Таможня потребовала уплатить 7,2 миллиона американских долларов. К тому же пришлось платить большие штрафы. Руководство ФЕСКО было вынуждено искать справедливости в ГТК, Минтрансе, правительстве. Чтобы избежать таких проблем в дальнейшем, новый флот перестал заходить в российские порты. Так во Владивостоке и не увидели единственного морского тезку – контейнеровоз «Владивосток». Лишь теперь появилась возможность вернуть флот в собственные порты за отечественным грузом. Сколько денег потеряла страна, даже не подсчитать. Но лучше поздно, чем никогда.

Трехцветный флаг вернется с бербоут-чартером

Морской транспорт наряду с железнодорожным и автомобильным является краеугольным камнем в экономике страны. Однако позиция государства вытесняла отечественные судоходные компании с рынка каботажных и международных перевозок. За последние семь лет общий дедвейт судов под российским флагом сократился почти в два раза с 9,5 до 4,8 миллиона тонн. Соответственно и валютные поступления от работы морского транспорта уменьшились с 508,7 миллиона долларов США до 195 миллионов в прошлом году. Российских судовладельцев вынудили заказывать и регистрировать за рубежом подавляющее большинство теплоходов новой постройки. Для примера: из 117 судов, спущенных на воду в последнее время, на 105 был поднят чужой флаг. Таким образом, происходило старение собственного торгового флота. А наша судостроительная отрасль при высоком технологическом уровне и качестве продукции остается без заказов.

Министерство транспорта на основе расчетов Дальневосточного пароходства подготовило пояснительную записку к постановлению правительства «О временном ввозе судов». В документе говорится, что усиливается зависимость России от мирового фрахтового рынка и увеличивается импорт транспортных услуг. Наши морские предприятия становятся неконкурентоспособными, снижается мобилизационная способность торгового флота, что создает реальную угрозу национальной безопасности страны.

Специалисты в один голос утверждают, что внедрение в экономику отечественного морского транспорта и судостроения современных рыночных механизмов с использованием элементов государственного регулирования может быстро изменить ситуацию и помочь в возрождении, пополнении и развитии отечественного торгового флота.

Реальным шагом в этом направлении станет использование обычной мировой практики в виде бербоут-чартерной или тайм-чартерной схемы с регистрацией судов под российским флагом. Она позволит привлечь эффективные инвестиции для строительства флота на российских и зарубежных верфях с дальнейшим использованием его для перевозки наших внешнеторговых грузов. Максимально задействовав отечественных и зарубежных инвесторов, привлекая крупных российских грузовладельцев как гарантов обеспечения долгосрочной грузовой базы, уже в этом году можно начать строительство от пяти до 10 судов среднего и крупного тоннажа. Через пять лет на воду будут спускать до 25 теплоходов в год. Таким образом, к 2010 году наш флот пополнится на 130-150 единиц. Еще столько же современных судов вернет флаг РФ. Это несколько тысяч стабильных рабочих мест, дополнительные налоговые поступления составят от 8 до 12 миллионов долларов в год по нарастающей.

Наверняка часть флота будет строиться на отечественных верфях. Это позволит привлечь в судостроительную промышленность до 1 миллиарда американских долларов и создать на ближайшее десятилетие не менее 50 тысяч рабочих мест. ОАО «ДВМП» уже подало пример, разместив часть своих заказов на Амурском судостроительном заводе и его филиале в Большом Камне.

Необходимо отметить, что подобная «амнистия» для современной части российского флота, работающего сейчас под иностранными флагами, достигнута благодаря настойчивости лидера отечественного морского транспорта – компании ФЕСКО. Доказывая на уровне правительства и Государственного таможенного комитета целесообразность освобождения судов, построенных или отремонтированных на заграничных верфях, от таможенных пошлин и НДС, Дальневосточное пароходство сумело дать шанс всему торговому флоту морской державы на возрождение его былого могущества.

Автор : Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»

В этом номере:
Банкротом больше или меньше?

Хозяйственная деятельность одного из крупнейших в России рыбопромышленных предприятий – открытого акционерного общества «Дальморепродукт» вот уже несколько дней находится под наблюдением «со стороны». Такое решение 4 июля принял Арбитражный суд Приморского края. Напомним, что данное заседание должно было состояться раньше, но губернатор края Сергей Дарькин попросил суд отложить дело, чтобы дать возможность руководству холдинга «поработать над ошибками» и решить самые острые проблемы.

Рекорды декларационной кампании

В период декларационной кампании 2002 г. налоговыми инспекциями края принято 42 тысячи деклараций физических лиц, в том числе от предпринимателей 32 тысячи деклараций. К декларированию доходов за 2001 г. привлечено 78 процентов предпринимателей, что соответствует уровню прошлого года.

Лето. Отдых. А таможня работает

14 миллиардов 158 миллионов рублей – именно на такую сумму пополнили федеральный бюджет сотрудники Дальневосточного таможенного управления, сумев выполнить план за первое полугодие 2002 года на 102 процента (это на 67 процентов выше прошлогодних показателей).

Вали кулем, потом разберем

На 1,33 миллиона тонн возрос грузооборот с начала года в сравнении с таким же периодом прошлого года в порту Восточном. На предприятии за шесть месяцев перевалено 7,13 миллиона тонн.

Амнистия - флоту

Длительная борьба Дальневосточного морского пароходства против государственного диктата по налогообложению новых судов завершилась успехом ФЕСКО. Премьер-министр Михаил Касьянов несколько дней назад подписал постановление, по которому теплоходы, временно заходящие на российскую таможенную территорию, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Речь идет о судах валовой вместимостью свыше 1000 тонн, зафрахтованных отечественными предприятиями и используемых для международных перевозок грузов и пассажиров.

Последние номера