Амнистия - флоту

Длительная борьба Дальневосточного морского пароходства против государственного диктата по налогообложению новых судов завершилась успехом ФЕСКО. Премьер-министр Михаил Касьянов несколько дней назад подписал постановление, по которому теплоходы, временно заходящие на российскую таможенную территорию, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Речь идет о судах валовой вместимостью свыше 1000 тонн, зафрахтованных отечественными предприятиями и используемых для международных перевозок грузов и пассажиров.

9 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1195 от 9 июль 2002

 Длительная борьба Дальневосточного морского пароходства против государственного диктата по налогообложению новых судов завершилась успехом ФЕСКО. Премьер-министр Михаил Касьянов несколько дней назад подписал постановление, по которому теплоходы, временно заходящие на российскую таможенную территорию, освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Речь идет о судах валовой вместимостью свыше 1000 тонн, зафрахтованных отечественными предприятиями и используемых для международных перевозок грузов и пассажиров.

В свое время газета «Владивосток» опубликовала серию материалов под общим названием «В нашу гавань не заходят корабли», в которых подробно рассказывала о конфликте между приморскими судовладельцами, в первую очередь ОАО «ДВМП», и государственными структурами. Тогда автора публикаций таможенные органы даже собирались через суд привлечь к административной ответственности. Теперь ясно, кто был прав в той спорной ситуации.

«Владивостоку» был заказан заход во Владивосток

Поскольку государство не помогает обновлять флот, а собственных средств у судовладельцев не хватает, то предприятия вынуждены заказывать постройку каждого теплохода под кредиты западных банков. Залогом становилось само судно на стапелях. По требованию банков-кредиторов транспортное средство регистрируется на офф-шорную компанию. После чего за погашение кредита отвечает уже офф-шорная структура. Она может сама эксплуатировать теплоход под иностранным флагом либо передает его заказчику на условиях бербоут-чартера – аренды с правом последующего выкупа. В этом случае на судне можно поднимать флаг РФ, что дает льготы по портовым сборам на территории страны и право захода на внутренние водные пути.

Однако при временном заходе в родные порты с теплоходов, находящихся в бербоуте, у российского владельца требовали оплаты в размере 26,2 процента от стоимости в виде таможенной пошлины, НДС и других сборов. Выходило от 5 до 10 миллионов долларов США. С какой стати государство претендовало на сумму в четверть от вложенных денег в постройку теплохода? Не вложив ни копейки, оно обирало своих же транспортников, вынуждая их сворачивать бизнес на родине.

Полностью и в числе первых испытало на себе «любовь» отечества ФЕСКО. Наши земляки в Щецине построили в конце 90-х годов прошлого века три красавца контейнеровоза. Каждый стоимостью 28,5 миллиона долларов США. Нужно было гордиться ДВМП, потому что в тяжелейших рыночных условиях предприятие, ужимаясь, еще и обновляет флот. Однако фискальные органы устроили охоту за всеми теплоходами, построенными и прошедшими капитальный ремонт за рубежом. Первый же контейнеровоз польской постройки, зашедший в приморский порт, был арестован. Таможня потребовала уплатить 7,2 миллиона американских долларов. К тому же пришлось платить большие штрафы. Руководство ФЕСКО было вынуждено искать справедливости в ГТК, Минтрансе, правительстве. Чтобы избежать таких проблем в дальнейшем, новый флот перестал заходить в российские порты. Так во Владивостоке и не увидели единственного морского тезку – контейнеровоз «Владивосток». Лишь теперь появилась возможность вернуть флот в собственные порты за отечественным грузом. Сколько денег потеряла страна, даже не подсчитать. Но лучше поздно, чем никогда.

Трехцветный флаг вернется с бербоут-чартером

Морской транспорт наряду с железнодорожным и автомобильным является краеугольным камнем в экономике страны. Однако позиция государства вытесняла отечественные судоходные компании с рынка каботажных и международных перевозок. За последние семь лет общий дедвейт судов под российским флагом сократился почти в два раза с 9,5 до 4,8 миллиона тонн. Соответственно и валютные поступления от работы морского транспорта уменьшились с 508,7 миллиона долларов США до 195 миллионов в прошлом году. Российских судовладельцев вынудили заказывать и регистрировать за рубежом подавляющее большинство теплоходов новой постройки. Для примера: из 117 судов, спущенных на воду в последнее время, на 105 был поднят чужой флаг. Таким образом, происходило старение собственного торгового флота. А наша судостроительная отрасль при высоком технологическом уровне и качестве продукции остается без заказов.

Министерство транспорта на основе расчетов Дальневосточного пароходства подготовило пояснительную записку к постановлению правительства «О временном ввозе судов». В документе говорится, что усиливается зависимость России от мирового фрахтового рынка и увеличивается импорт транспортных услуг. Наши морские предприятия становятся неконкурентоспособными, снижается мобилизационная способность торгового флота, что создает реальную угрозу национальной безопасности страны.

Специалисты в один голос утверждают, что внедрение в экономику отечественного морского транспорта и судостроения современных рыночных механизмов с использованием элементов государственного регулирования может быстро изменить ситуацию и помочь в возрождении, пополнении и развитии отечественного торгового флота.

Реальным шагом в этом направлении станет использование обычной мировой практики в виде бербоут-чартерной или тайм-чартерной схемы с регистрацией судов под российским флагом. Она позволит привлечь эффективные инвестиции для строительства флота на российских и зарубежных верфях с дальнейшим использованием его для перевозки наших внешнеторговых грузов. Максимально задействовав отечественных и зарубежных инвесторов, привлекая крупных российских грузовладельцев как гарантов обеспечения долгосрочной грузовой базы, уже в этом году можно начать строительство от пяти до 10 судов среднего и крупного тоннажа. Через пять лет на воду будут спускать до 25 теплоходов в год. Таким образом, к 2010 году наш флот пополнится на 130-150 единиц. Еще столько же современных судов вернет флаг РФ. Это несколько тысяч стабильных рабочих мест, дополнительные налоговые поступления составят от 8 до 12 миллионов долларов в год по нарастающей.

Наверняка часть флота будет строиться на отечественных верфях. Это позволит привлечь в судостроительную промышленность до 1 миллиарда американских долларов и создать на ближайшее десятилетие не менее 50 тысяч рабочих мест. ОАО «ДВМП» уже подало пример, разместив часть своих заказов на Амурском судостроительном заводе и его филиале в Большом Камне.

Необходимо отметить, что подобная «амнистия» для современной части российского флота, работающего сейчас под иностранными флагами, достигнута благодаря настойчивости лидера отечественного морского транспорта – компании ФЕСКО. Доказывая на уровне правительства и Государственного таможенного комитета целесообразность освобождения судов, построенных или отремонтированных на заграничных верфях, от таможенных пошлин и НДС, Дальневосточное пароходство сумело дать шанс всему торговому флоту морской державы на возрождение его былого могущества.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»