Вернусь из Чистоводного, надену сарафан

В заложниках у кожных заболеваний - 300 тысяч приморцев, а в спецбольнице только 120 мест Чистоводное – это не благословенный Кипр, не Мертвое море и не Крым. Это – лучше! Лучше, несмотря даже на то, что в таежном местечке Лазовского района не респектабельный курорт, а специализированная больница, имеющая статус краевой. Бесспорные преимущества местной лечебницы в том и заключаются, что человеческий организм чувствует себя комфортнее в родной стихии, именно здесь лечение идет впрок.

4 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1193 от 4 июль 2002

В заложниках у кожных заболеваний - 300 тысяч приморцев, а в спецбольнице только 120 мест Чистоводное – это не благословенный Кипр, не Мертвое море и не Крым. Это – лучше! Лучше, несмотря даже на то, что в таежном местечке Лазовского района не респектабельный курорт, а специализированная больница, имеющая статус краевой. Бесспорные преимущества местной лечебницы в том и заключаются, что человеческий организм чувствует себя комфортнее в родной стихии, именно здесь лечение идет впрок.

Супруги Сергей Васильевич и Альбина Альбертовна, в палату к которым мы заглянули, каждый год в мае-июне приезжают в Чистоводное. Хотя «проходили» и Черное море, и Израиль в надежде на чудодейственность разрекламированных курортов. Но уже на обратном пути все лечение шло насмарку. Нервотрепка с билетами, длительный перелет, смена климата – и неминуемо начиналось обострение.

- Муж давно страдает псориазом, - не скрывает Альбина. – И на этот раз, когда мы сюда собирались, на него было страшно смотреть. Теперь – никаких высыпаний на коже. Обычно этого хватает чуть ли не на весь год.

Сергей Васильевич и сам хорошо понимает, что «обручен» с Чистоводным навсегда. Да и просто любит он этот уголок на лоне природы, на берегу горной речки.

- У меня была угроза инфаркта, но я сбежал из стационара. А теперь чувствую себя чудесно, рыбачу, хожу по сопкам, ну и отсыпаюсь, конечно, на всю катушку.

Что касается «сердечных дел», то тут ни главный врач больницы Николай Тычков, ни доктор медицинских наук Александр Юцковский, к которому мы обратились за комментариями после возвращения во Владивосток, горячиться не стали, мол, исследовать это еще надо. Но вот благотворное воздействие воды в целом на организм, а не только на его кожные покровы подтвердили. В том, что вода нормализует артериальное давление, мы убедились и сами, не удержавшись от соблазна принять ванну.

«Чистых» больных легализовали

Лечебница в Чистоводном существует с 30-х годов, и всегда главным ее направлением было кожное. В штате больницы работают одни дерматологи. Но слаборадоновая термальная вода из здешнего источника оказывает целебное воздействие не только на пораженные экземой, атопическим дерматитом, псориазом и другими заболеваниями участки кожи. Не меньший эффект дает она при лечении суставов, причем именно они благодарно реагируют в первую очередь.

- Это мы наблюдаем при формах псориаза, сопровождающихся поражением суставов, - говорит профессор медицинского университета Александр Юцковский. – Семь - десять ванн – и исчезает ограниченность в движении, снимается резкая болезненность. Важно, что при этом медикаментозная терапия практически не применяется.

В свое время пациенты с остеохондрозом, полиартритом, другими суставными патологиями приезжали в спецбольницу нелегально, прикрываясь каким-нибудь сомнительным «кожным» диагнозом. С прошлого года за такими пациентами официально закреплено несколько мест. В ванном корпусе для них обустроено «чистое» отделение. Нам рассказали, что нередко больных на носилках выносят из машины, некоторые передвигаются на костылях, но большинство из них уже через неделю-полторы начинают «бегать».

И крысы принимают ванны

Минеральную воду из Чистоводненского источника пить нельзя, но не из-за радона, а из-за содержания фтора, кремния, мышьяка. Поднимается вода с глубины примерно 600 метров, по пути омывает залежи урана и поэтому на выходе содержит его от четырех до шести миллиграммов на литр. Присутствует в ней и другой радиоактивный элемент – радий. Если измерить радиоактивный фон над приготовленной для пациента ванной, то он составит в среднем 60 микрорентген – в три раза больше, чем фон естественный.

- Однако дальше кожи излучение не идет, - успокаивает сотрудник кафедры кожно-венерических болезней медуниверситета Александр Ступин, объясняя механизм действия воды. – Кожные рецепторы улавливают излучение, мелкое раздражение воспринимается подкорковыми центрами, а от них нормализующее влияние идет на другие органы и системы.

Общее самочувствие человека улучшается, у него начинают «гореть» глаза.

Но вообще-то Александр воочию наблюдал этот механизм не столько по блеску глаз возвращающихся к нормальной жизни пациентов, сколько по реакции иммунной, биохимической и других систем организма… белых крыс, эксперименты с которыми он проводил прошлым летом в Чистоводном. Сейчас молодой сотрудник кафедры заканчивает обрабатывать полученные данные и готовится к защите кандидатской диссертации.

- Мои крыски тоже добросовестно принимали ванны и могли, если что не по ним, укусить. Но зато исследования оказались довольно показательными. Совместно с минеральной водой использовались препараты полинасыщенных жирных кислот, которые выпускает ТИНРО, и мы убедились, что это обоснованно.

Отдохните от мучений

300 тысяч жителей Приморья страдают кожными заболеваниями, 10 процентов населения края, как и во всем мире, мучается от псориаза. Многие из этого числа нуждаются в эффективной реабилитации, какую может дать спецбольница. В том числе – дети, ведь очень тяжелые, хотя бы уже с психологической точки зрения, заболевания в последнее время сильно помолодели. Для детей на каникулах путевки выделяются в первую очередь. Прошлым летом Чистоводное принимало воспитанников детдомов, нынче в июне была организована смена «Мать и дитя».

Возможности лечебницы ограничены – здесь всего 120 коек. Путевки распределяются централизованно, на них устанавливается очередь. Большого ажиотажа нет только потому, что слишком далеко нужно добираться до Чистоводного. А еще: при свободном, отнюдь не больничном режиме здесь все-таки не курорт с его индустрией развлечений и разветвленным сервисом. Но надо отдать должное энтузиазму и настойчивости главного врача больницы, которому при поддержке краевого департамента здравоохранения удается шаг за шагом идти вперед.

Дотянуться бы до курорта

Доводилось с десяток лет назад уже бывать здесь. Та убогая больница и нынешняя вполне цивильная - небо и земля.

Лечебному учреждению перешло здание, которое строила Преображенская база тралового флота как пансионат для своих работников. Тут для отдыхающих есть все удобства. Отреставрирован ванный корпус, где теперь и ванны новые, и кабинки выложены плиткой, и сантехника современная. Горячая вода стала подаваться непосредственно из источника, а не из приемника-накопителя, что позволяет максимально сохранить ее лечебные свойства. Приятно прогуляться по территории больницы – кругом асфальт. Главный врач не скрывает, что заметный невооруженным глазом прогресс не обошелся без заинтересованной поддержки Евгения Наздратенко, тоже пользовавшегося услугами лечебницы.

Сильных мира сего, как и всех смертных, не обходят болячки, горько осложняющие жизнь. Многие из них уже пытались искать здоровья в заморских странах, но убедились, что Чистоводное дает больше пользы. Кое-кто созрел до спонсорской помощи больнице - это тоже путь для ее развития.

Разговоры о том, что путевки в спецбольницу, как и в другие оздоровительные центры, станут платными, идут давно. Пациентам перестали оплачивать больничный лист - этим до сих пор дело ограничивалось. И только 20 коек использовались под платные услуги. Месяц назад больница прошла лицензирование, всем ее врачам присвоены категории, и теперь, как считает Николай Тычков, есть основания для того, чтобы в самое ближайшее время был решен вопрос о введении нового порядка - продаже путевок.

Если это позволит Чистоводненской здравнице пойти в гору – почему бы и нет? Будет наконец восстановлена разрушенная еще в пору Джуди скважина, увеличится забор воды, будут достроены очистные, из-за отсутствия которых приходится без конца платить штрафы, появится возможность вести строительство и расширяться.

Вот только бы не обернулось это недоступностью лечения для самых незащищенных и самых больных. Тех, для кого Чистоводное – единственное спасение.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»