Кинопроцесс пошел…

Похоже, российские кинематографисты всерьез взялись за возрождение отечественного кино. Один фестиваль сменяет другой, открывая новые имена, поднимая престиж некогда широко известных создателей фильмов. При этом совершенно очевидно, что вернуть прокат в прежнее русло, а зрителя в кинотеатры возможно только при создании постоянного притока на экраны кинолент, способных стать альтернативой кинотовару американской фабрики грез.

4 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1193 от 4 июль 2002

Похоже, российские кинематографисты всерьез взялись за возрождение отечественного кино. Один фестиваль сменяет другой, открывая новые имена, поднимая престиж некогда широко известных создателей фильмов. При этом совершенно очевидно, что вернуть прокат в прежнее русло, а зрителя в кинотеатры возможно только при создании постоянного притока на экраны кинолент, способных стать альтернативой кинотовару американской фабрики грез.

Недавно завершивший свою работу XIII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» представил на суд жюри и зрителей 30 художественных кинолент и 24 художественно-публицистических короткометражки исключительно российского кинопроизводства. И пусть не каждый из этих фильмов достоин комплементарного анализа, зато вполне может рассчитывать на своего зрителя.

Какие темы волнуют сегодняшних создателей кино? Какие герои могут претендовать на симпатии зрителей? Ответить на эти вопросы можно, посмотрев хотя бы некоторые из новых отечественных кинофильмов.

Кто кого?

Фильм «Пер-р-рвокурсница» режиссера Юрия Рогозина, показанный в основной конкурсной программе «Кинотавра», вызвал недовольное ворчание критиков: опять стареющий господин соблазняет нимфетку? Сам же автор картины в шутку назвал свое творение - «Анти-Лолита». Поскольку в «Пер-р-рвокурснице» самодостаточный взрослый мужчина в отличие от Гумберта, встретив подобную девочку, начинает откровенно ненавидеть ее за вызывающую наглость, и это чувство помогает ему найти путь к некоему собственному возрождению.

В основе сценария вроде бы банальная история взаимоотношений студентки и преподавателя. Она – двоечница, но дочь влиятельного папаши. Он – зануда, но не желающий потакать подобным девицам. Подружки предлагают ей завести романчик с вредным педагогом – глядишь, и поставит трояк. Обиженный доцент, став случайным свидетелем сговора, вступает в поединок, вынашивая коварный план: довести дело до интимных отношений, но в самый последний момент бросить неумелой соблазнительнице: «Пошла вон!» Однако сюжет принимает непредвиденный оборот, где есть место и комедийным, и лирическим, и даже мистическим ситуациям. Роль главной героини исполнила двадцатилетняя Маша Шалаева – бывшая студентка ВГИКа, которой на взгляд не дашь больше четырнадцати. А бывшая - потому что Машу выгнали из солидного вуза… за профнепригодность. Между тем это третья киноработа молодой актрисы.

На фестивале «Кинотавр» фильм «Пер-р-рвокурсница» был удостоен награды за лучший сценарий.

Непотопляемая Атлантида

В сюжете фильма «Атлантида» есть все, что необходимо для хорошей житейской драмы, претендующей на глубокие философские обобщения. По мнению режиссера Александра Павловского (постановщика «Зеленого фургона», «Треста, который лопнул»), в ней нашли отражение реальности человеческих отношений, в которых претензия обладать соперничает с потребностью жертвы, приносимой любимому человеку, а самоутверждение обретает парадоксальные формы…

Но все эти сложные сентенции легко укладываются в пересказ сюжета. На берегу моря в легендарном поселке под названием Атлантида много лет соседствуют две семьи. Между отпрысками этих семейств Александром (Дмитрий Харатьян) и Настей (Ольга Сутулова, знакомая зрителям по телесериалу «Зал ожидания») еще в далеком детстве сложились трогательные, романтические отношения. Судьба красиво разбросала их: Саша стал художником, нашедшим пристанище в Италии. Настя вышла замуж за американского бизнесмена. В один из приездов в родную Атлантиду они встречаются. Прежняя любовь вспыхивает с новой силой, способной разрушить столь благополучные судьбы. Трагические события не заставляют себя долго ждать…

Фильм был показан в рамках конкурса «Зрительский взгляд» и удостоен приза с весьма неожиданной формулировкой: «За романтическое отображение постсоветского пространства».

Смешение мыслей и чувств

Однажды муж вернулся домой с охоты, а там… А там начинается фильм «Смеситель», в котором в соответствии с названием смело перемешаны жанры и стили, так что ничего здесь не поддается однозначным определениям, не вписывается в привычные схемы и не может быть предвиденным заранее. Вместо аварийной службы запросто приезжает бригада из психушки, юноша-модельер оказывается беременным (!), пионер Вася гасит приступы вампиризма поеданием бутербродов с колбасой… И в то же время «Смеситель» - это фильм о таких вечных коллизиях, как любовь, предательство, месть.

Главный герой картины – молодой человек (Дмитрий Марьянов, знакомый зрителям по фильму «Любовь») не склонен к рефлексии и не ожидает от судьбы никаких сюрпризов, но «милая» шутка его возлюбленной, решившей проверить его чувства, инсценируя сцену надругательства над собой, круто меняет как его жизнь, так и судьбы попавших в эту историю. Даже прежний приятель (Гоша Куценко, телеведущий программы «Партийная зона») становится заклятым врагом.

«Меня часто спрашивают о жанре фильма, называют его абсурдистским трагифарсом или чем-то в этом роде, - прокомментировал свою ленту режиссер Александр Шейн. - Я придумал ему свое определение: это SOS-арт, такое пограничное кино о пограничном состоянии сознания. Я так и ощущаю жизнь как нечто нервозное и неустойчивое, без почвы под ногами».

В конкурсной программе «Дебют» фильм молодого режиссера Александра Шейна «Смеситель» был отмечен призом «За поиск нового киноязыка».

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора)