Простой, как Путин

Пресс-конференция Путина показала, что впервые после Ленина и Сталина глава государства трезво мыслит и ясно говорит. Конечно, речи Путина не хватает той бойкости, что была у Хрущева и Горбачева, но зато в ней нет ни угроз, ни желания влиться в «общий европейский дом». Принципиальное же отличие путинской речи в том, что он первый лидер страны, который не был партийным функционером, поэтому он счастливо избежал указаний на новые рубежи, горизонты и перспективы.

28 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1190 от 28 июнь 2002

Пресс-конференция Путина показала, что впервые после Ленина и Сталина глава государства трезво мыслит и ясно говорит. Конечно, речи Путина не хватает той бойкости, что была у Хрущева и Горбачева, но зато в ней нет ни угроз, ни желания влиться в «общий европейский дом». Принципиальное же отличие путинской речи в том, что он первый лидер страны, который не был партийным функционером, поэтому он счастливо избежал указаний на новые рубежи, горизонты и перспективы.

Проще говоря, ничего нового не сказал. Перед нами нормальный средний человек, без признаков величия. Правда, культ личности вокруг него уже раздувается. Бюсты, портреты… “Путинский” ресторан недавно открылся в Челябинске, где можно попробовать шашлык “Вертикаль власти” или молочный коктейль “Когда был Вова маленький”….

Особенно умилило, что Путин сам подчеркнул, что он такой же, как все: «Моим значительным преимуществом было то, что я до сих пор, мне кажется, и сейчас еще очень хорошо чувствую, чем живет рядовой российский гражданин. …Я проживаю в президентской резиденции два года, но почти 30 лет я прожил в коммунальной квартире Ленинграда, даже когда уже был офицером КГБ. И я очень хорошо знаю и чувствую, чем живет рядовой российский гражданин. Это очень большое преимущество при принятии каких-то решений, это помогает».

Сначала о самой пресс-конференции. Читателю надо пояснить, что даже за самым глупым, на первый взгляд, вопросом стоит не просто идиот-журналист, а может быть, такая интрига, что в ней целый регион завязан. Например, на прошлой пресс-конференции вопросы среди журналистов распределялись заранее. Рассказывают, что представителю «Комсомолки» досталось спросить, как зовут собаку Путина. Он поморщился и стал искать выход. И нашел. Рядом была журналистка из Калининграда-Кенигсберга. У нее был свой наказ с родины - спросить у президента о дальнейшей судьбе свободной экономической зоны в Калининграде. От ответа на этот вопрос зависело очень многое, судьба региона, миллионные прибыли или убытки, чья-то жизнь. Наш герой подсел к этой отчасти знакомой девушке и спросил: «Ната, хотите сотрудничать с «Комсомолкой»? Я знаю, что у вас есть свой вопрос, но ведь журналистов много, и до вас очередь просто не дойдет. А если вы от имени читателей «Комсомольской правды» спросите, как зовут собаку президента, то потом сможете смело утверждать, что брали у Путина интервью». Девушка сломалась. Вся Калининградская область увидела в теленовостях, как встает ее посланница и спрашивает о собачке. Представляете, какой вздох разочарования прокатился по области?

На этот раз отличился журналист из «Белгородских Известий». Он спросил, как президент относится к тому, что там строится птицефабрика. Как, как? Конечно, положительно! Но, кто знает, какие интриги были связаны с этой птицефабрикой, а теперь ее строители могут однозначно сказать, нас поддержал сам Путин!

Что же важного сказал Путин своей стране?

О выборах, которые всем уже надоели и превратились в скупку голосов

ВОПРОС: Не пора ли уже как-то упразднить процедуру выборов глав местного самоуправления, глав улиц и глав дома и так далее? Может быть, просто уже как-то закончить выборы на уровне губернатора. А дальше пусть он сам назначает, потому что это у нас каждые выборы происходит.

В. ПУТИН: Вы знаете, вопрос в том, где остановиться? …Ваша позиция очень совпадает с позицией губернатора, что на уровне губернатора надо все прекратить. Вот пусть барин всех назначит. Неплохо. Но тогда пускай другой барин назначит всех губернаторов. Если логика дальше такая. Не думаю, что это правильно. Мы проехали эту станцию. Может быть, слишком быстро поезд пробежал, может быть, и стоило бы остановиться. Но уж так случилось. Возвращаться назад вредно.

О сельском хозяйстве

«Нужно ввести плоскую, единую шкалу налогов для сельского хозяйства, так же, как мы сейчас это делаем для малого и среднего бизнеса. Не такой уж большой доход сегодня имеет страна и казна от налогов из сельского хозяйства. Есть смысл дать вздохнуть им полной грудью».

О Чечне

«Чеченский народ ни в чeм не виноват. Я думаю, что это вина федерального центра. Чеченский народ в свое время бросили на произвол судьбы. …Ясно, что государственная машина России не сработала. …К сожалению, не часто об этом пишут и говорят в федеральной прессе, о героизме чеченского ополчения, чеченской милиции, причем на первых этапах борьбы с экстремистами, еще в середине 99-го года, когда чеченских милиционеров хватали, пытали, отрубали им руки и так далее, и так далее. И наша задача, имея в виду, что мы сами виноваты, состоит в том, чтобы этот образ врага, террориста в лице чеченца развеять».

О милиции

«Что касается милиции общественной безопасности, она должна быть ближе всего к региональному уровню управления. Только что мы обсуждали эту проблему с главой МВД. Он принял решение, согласно которому не только заместители руководителя ГУВД и ОВД будут согласовываться с губернаторами, но и ГАИ. Их назначение будет напрямую зависеть от регионального уровня управления».

О Белоруссии

«На мой взгляд и на мой вкус, объединение таких близких народов, как русский и белорусский, должно быть проведено в рамках единого государства. А это значит, что не должно быть ни Государственной думы РФ, ни белорусского парламента, ни российского правительства, ни белорусского правительства. Должен быть единый союзный парламент, можно назвать его Союзной думой, можно как угодно. Должно быть единое правительство и единая страна».

О Дальнем Востоке

«Очень часто говорится об основных проблемах, прежде всего это тарифы и транспортные тарифы. И я тоже высказывался по этому вопросу. Не может быть никакого другого решения, кроме как переложить часть тарифной нагрузки на МПС в целом, то есть на все другие регионы так, чтобы бизнес Дальнего Востока, экономика Дальнего Востока не были в худшем положении, чем в других регионах страны».

О реформе ЖКХ

«Реформа действительно развивается очень медленно. В общем, понятно почему. Потому что вопрос очень чувствительный для населения. Затягивать тоже вредно - это только усугублять болезнь. О том, как лечить, уже много раз говорили. Какое лекарство применять - об этом многократно высказывались на самом разном уровне. Я согласен и с терапией, и с лекарством, а помощь должна быть адресной: не предприятиям ЖКХ, а населению напрямую. И сегодня миллиарды рублей направляются предприятиям ЖКХ, которые занимают монопольное положение на рынке. Они слопают еще в два раза больше, только давай: лопатой наваливай, мешками носи им деньги - они все будут так же поглощать их, а качество улучшаться не будет. Вот поэтому нужно создавать рыночную среду и дотировать население напрямую. Повторяю, поскольку это очень чувствительная тема, то правительство действует здесь осторожно».

Сложилось впечатление, что Путин говорил то, что думал. Совсем не огрызался на обидные вопросы и почти не шутил. Не сыпал заготовленными афоризмами. Удивительно и то, что у него почти не было обычных в устной речи ошибок и нестыковок фраз. Он говорил просто и безыскусно. Но порадовал все-таки новым перлом. Третьим по счету. Первый: «Мочить в сортире». Второй, отвечая на вопрос американского телеведущего о «Курске»: «Что случилось с вашей подлодкой?» - «Она утонула». А вот и свеженький, нынешний о зачистках в Чечне: «Зачистки нельзя совершенствовать, их нужно прекратить».

Этот парень понимает, в чем сила его рейтинга: он думает так же, как большинство.

ВОПРОС: Владимир Владимирович, говорят, что вы самый уединенный человек в России, потому что крепкие структуры не понимают и не любят вашу политику - мидовцы, силовики, даже правительство, которое вы остро критиковали в последнее время. Вы не можете нам назвать одного крепкого политического лидера, который стоит за вами, с вами?

В. ПУТИН: Российский народ. (Аплодисменты.)

ЖУРНАЛИСТ: Кроме этого.

В. ПУТИН: Достаточно.

Автор: Андрес КАЛАЧИНСКИЙ, специально для "В"