У реформы свой часовой механизм

Памятуя о начале пенсионной реформы, окрещенной Путиным “более понятной и справедливой”, нельзя было не заметить приезда в Приморье ее главного идеолога. Молниеносный визитер Михаил Зурабов, председатель правления Пенсионного фонда России, прибыл во Владивосток всего на день. В плотном графике визита масса встреч. Но не нам судить, вполне возможно, что и за столь непродолжительное время можно провести контроль подведомственных учреждений – пенсионных фондов.

21 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1186 от 21 июнь 2002

Памятуя о начале пенсионной реформы, окрещенной Путиным “более понятной и справедливой”, нельзя было не заметить приезда в Приморье ее главного идеолога. Молниеносный визитер Михаил Зурабов, председатель правления Пенсионного фонда России, прибыл во Владивосток всего на день. В плотном графике визита масса встреч. Но не нам судить, вполне возможно, что и за столь непродолжительное время можно провести контроль подведомственных учреждений – пенсионных фондов.

Итак, главной темой визита стало создание в крае Единой пенсионной службы. Почувствовать, что это такое, многие еще не успели, но изменения в положительную сторону, по словам чиновников, должны быть заметны. ЕПС (единая пенсионная служба) дает возможность вести все начисления, расчеты и перерасчеты пенсий в одном учреждении. Самим пенсионерам тоже не придется более бегать по разным организациям, дабы утрясти все вопросы. Основной показатель того, что ЕПС Приморья состоялась – досрочная выплата пенсий в мае. Со всеми трудностями служба справилась за два дня.

О самой реформе говорилось много и долго. И нужно это, и хорошо, и трудно. На презентации ЕПС Михаил Зурабов преподнес пенсионные нововведения как дело практически со всех сторон положительное. Однако с каких сторон в этом деле могут быть шероховатости, узнать не удалось. Единственное, о чем поведал главный идеолог пенсионной реформы на пресс-конференции, это о так называемых технологических сложностях – информационный обмен с населением, система персонифицированного учета и создание в 2004 году негосударственного Пенсионного фонда. На пресс-конференции говорил Михаил Зурабов недолго, около получаса. Зато пространно и не совсем по существу, практически не отвечая на вопросы журналистов. А один из своих ответов увенчал фразой “Не знаю, насколько то, что я вам сказал, соответствует тому, что вы ожидали от меня услышать, но говорил я это сам для себя”.

- Можно считать, что целью реформы является формирование новых механизмов для обеспечения устойчивого экономического роста, - задумчиво отвечал Михаил Зурабов. - Для нас это - улучшение качества жизни пенсионеров. Если бы у меня спросили, будет ли эта реформа успешна, то я бы ответил – несомненно, она будет таковой с организационно-технологической точки зрения. Но успех реформы можно будет определить через несколько лет. Тогда станет ясно, удалось ли нам заметно повысить уровень пенсионного обеспечения. Когда я говорю “заметно”, предполагаю, что доходы пенсионеров в ближайшие годы реально возрастут. Когда я говорю “реально возрастут”, я имею в виду рост доходов, реально превышающих рост цен.

Однако все мы знаем, что в жизни бывает иначе. И рост пенсии становится лишь компенсацией скачка цен, а об улучшении качества жизни говорить не приходится. В этой связи Михаил Юрьевич упомянул о создании дополнительных программ для пенсионеров. Причем приоритетным в этом направлении господин Зурабов назвал медицинское и лекарственное обеспечение. По данным массового социологического опроса, проходившего в мае нынешнего года, расходы на лечение – одна из важнейших статей в бюджете пожилых людей. Из всех опрошенных 24 процента ежемесячно тратят на лечение более 500 рублей. Около половины отметили, что пенсии им не хватает даже на самое необходимое, а другая половина живет в режиме строгого самоограничения. Специальные программы должны позволить пенсионеру не беспокоиться о возможности приобретения базовых продуктов питания и товаров, необходимых для нормальной жизни. Говорилось и о возможности компенсации стоимости жилищно-коммунальных услуг. Пенсионная система сделать это в состоянии.

Кстати, с приходом мая многие ожидали очередной индексации пенсий, однако этого не произошло, потому как не выросли цены. Инфляция должна составить шесть процентов, сейчас же она на отметке 5,4. Очередного перерасчета, минимум на семь процентов в сторону увеличения, можно ожидать в августе. В следующем году Пенсионный фонд ставит перед собой задачу достигнуть средней пенсии в размере 150 процентов от прожиточного минимума пожилого человека. Базовая пенсия должна составить 600 рублей, плюс за год могут произойти три индексации.

Нынешних пенсионеров мало волнует технологическая сторона реформы, им важнее, чтобы на столе всегда был кусок хлеба, а после визита в аптеку не приходилось оплакивать последние копейки. На пенсию сейчас выходят поздно, поэтому несколько лет ожидания положительного результата перемен могут стать слишком долгими. Но реформа идет своим ходом – не быстрее и не медленнее. Как стало понятно из ответов Михаила Зурабова, в силу экономических причин быстрее двигаться реформа не может. А если торопить искусственно, то это будет смахивать на легкомысленное отношение к своим обязательствам правления Пенсионного фонда России. А потому остается только ждать, не зная чего.

Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, «Владивосток»