Философия кулака, или Зачем русскому УШУ

Сразу признаюсь, раздирали меня противоречивые мысли, когда шла на встречу с сотрудником кафедры философии ДВО РАН, аспирантом Андреем ПОПОВКИНЫМ, написавшим работу о философском осмыслении практики ушу. С одной стороны, восточными единоборствами увлекаются ныне и стар и млад, причем во всем мире. Значит, действительно находят в них что-то близкое своей душе, своим потребностям.

21 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1186 от 21 июнь 2002

Сразу признаюсь, раздирали меня противоречивые мысли, когда шла на встречу с сотрудником кафедры философии ДВО РАН, аспирантом Андреем ПОПОВКИНЫМ, написавшим работу о философском осмыслении практики ушу. С одной стороны, восточными единоборствами увлекаются ныне и стар и млад, причем во всем мире. Значит, действительно находят в них что-то близкое своей душе, своим потребностям.

Может быть, даже определенную философию. С другой – судя по боевикам, мелькающим чуть ли не каждый вечер на экране телевизора, это элементарная драка. Крутится вокруг собственной оси безмозглый (на взгляд многих) человек, раздавая крепкие удары направо-налево. Кости трещат, из разбитого носа кровь хлещет. Какая уж тут философия.

В чем сила, брат?

Своеобразным толчком для философского осмысления ушу стал для Андрея известный фильм, герой которого ищет ответ на этот вопрос. В правде? Возможно. Еще Александр Невский утверждал: “Бог не в силе, а в правде”. Только наш народ, по убеждению молодого философа, запутался именно тогда, когда у него украли Бога. Неважно, как его называть – Христос, Будда, Аллах… Главное – идею отобрали, некий абсолют, с которым не страшно жить. А, может, и не отобрали – сам народ отдал его. Не в этом суть. Главное – кинулся человек на поиски силы. Один взял в руки пистолет, другой рукопашному бою стал учиться. Сейчас ведь кто силен и богат, тот и прав. Вот и началось увлечение восточными единоборствами. Прикрываясь словами о необходимости оздоровления, наш человек стремится приобрести силу. Чтобы выжить в сегодняшнем жестоком мире. Так объяснил мне Андрей свое видение причины небывалого бума восточных единоборств. Скорей всего он прав.

Наверное, важно еще и то, что живем мы в непосредственном соседстве с великой и загадочной страной, представители которой все больше заполоняют наше жизненное пространство. Нужно хотя бы попробовать понять их. Ведь далеко не все китайцы – рыночные торговцы, очумело сидящие долгими часами под палящим солнцем или проливным дождем со своим ширпотребом. Они еще и хранители восточных тайн, древнейшей культуры, изучению которой посвятили свои жизни самые умные люди мира.

Я – шар, ты – кий

Образное сравнение избиваемого с шаром, а избивающего с кием мне понравилось. Как-то сразу стали понятными, на первый взгляд хаотичные, движения соперников. Пытаются поколотить меня как грушу, а я кручусь и увертываюсь от злодея, который, как бильярдный кий, лишь проскальзывает по мне и проваливается в пустоту. Но это ведь только видимая часть айсберга – спортивная сторона единоборства. До философии-то когда доберемся?

И тут рассказал мне Андрей такую историю. Пришел как-то к учителю ушу чемпион по кикбоксингу. Мол, я такой крутой, но если можете меня еще чему-нибудь научить, я готов. Старичок его спрашивает: “Что будешь делать, если на темной улице на тебя с ножами и кастетами нападут?” Естественно, чемпион ответил, что никого не боится и готов всех врагов раскидать своими железными руками и ногами. “Ну что ж, - сказал учитель, - а я тебя научу не ходить по темным улицам”. Не поймите превратно: не к трусости старик призывал – к реальной оценке ситуации.

В критическом положении человек должен отказаться от нажитого опыта, который будет прогнозировать страшные картины, а оказаться здесь и сейчас. И это уже школа жизни, в которой чаще всего выручают не кулаки, а разум. Конечно, и без сильного кулака порой не обойтись. Но что интересно – Андрей утверждает, что в бою иногда действительно происходит замедление времени, о котором пишут фантасты. Человек видит и оценивает себя как бы со стороны и успевает принять единственно верное решение. Своему собеседнику я верю. Потому что он уже не первый год занимается различными видами единоборств, а в известной школе Валерия Елизарова даже получил звание инструктора. Вот только как и почему происходит замедление времени, Андрей не знает. Как, впрочем, и другие ученые. “Не все можно объяснить словами, - говорит он. – Сознание иногда только наблюдает, подсознание – совершает”.

В этом искусстве-науке-спорте-философии под названием “восточные единоборства” есть еще одна интересная сторона – сублимация сексуальной энергии. Как утверждают психологи, ее можно перенаправить в творческую деятельность. После определенных упражнений человек “разгоняется” и начинает свободно решать сложные проблемы, творить. При этом, правда, возникает вопрос: “Не жалко ли сексуальную энергию так безудержно расходовать?” И опять Андрей приводит образный пример. “Представьте, - говорит он, - что у паровоза слабый клапан – машина будет ехать медленно. Если клапан слишком тугой, котел взорвется. Так что во всем нужно меру соблюдать”. По мнению ученого, либидо должно поддерживаться на определенном уровне – тогда творческие и боевые способности будут оптимальными.

Хорошую религию придумали даосы

Можно научиться виртуозно драться – для этого достаточно пойти в спортивную секцию, которую возглавляет какой-нибудь бывший омоновец. Можно посвятить себя теоретическому изучению восточных единоборств, надеясь при этом на духовное перерождение. Но медитация с плошкой риса не самая приемлемая модель развития человека в наше время. Как утверждает мой собеседник, его учитель Елизаров тоже не приветствует отрыв от земли, хотя в этой школе главной целью является духовное развитие учеников, при котором техника ушу играет вспомогательную роль. Приверженцы этого стиля убеждены, что монастырь должен быть внутри каждого из нас, что даосизм – это искусство жизни. Однако на взгляд человека непосвященного, все это лишь слова. На самом деле это та же религия. Только чуждая русскому человеку. Даосизм, являющийся доктриной школы Елизарова, иногда называют народной религией, он похож на шаманизм. Правда, за пределами Китая поднимает голову другое его направление – элитарное, приверженцы которого занимаются претворением внутренней энергии в творческую.

Закономерен вопрос: почему бы не изучать православие и не заниматься при этом русской борьбой? “Я не против православия, - поясняет ученый, - но к нему трудно прийти. Я в свое время был пионером, комсомольцем и не понимаю тех, кто быстро перестроился и стал выполнять роль подсвечников в церкви. “Перестроить можно рожу, свою душу никогда”, - пел Тальков. Мне (в силу личных особенностей) оказалось легче прийти к даосизму, он оказался ближе. Но через него я постепенно начинаю понимать православие”.

Маленький мальчик в школу пришел

Взрослые, конечно, могут делать все, что им заблагорассудится. Могут подсвечниками стоять, а могут под китайского монаха гримироваться. Дети в духовном перерождении не нуждаются, но благодаря сильной воле наставника могут превратиться в агрессоров. “Не могут”, - твердо говорит Андрей, 8-летний сын которого тоже занимается ушу, но в драчунах не ходит.

Для большинства жителей России привлекательны в ушу все же не философские аспекты, а оздоровительные и боевые. И если ребенок несколько раз в неделю посещает спортивную секцию, а потом участвует в соревнованиях, это можно только приветствовать. По крайней мере слабаком не вырастет, что в наше время немаловажно. Ведь в таком жестоком мире живем, что Христа могли бы прямо на улице убить, не дожидаясь хотя бы видимости суда. Дети, которые занимаются ушу, не только могут за себя постоять – у них развивается неприятие алкоголя и наркотиков, они начинают быстрее мыслить и, следовательно, лучше учиться. Кому из родителей этого не хочется? Правда, говорят, что прямолинейные движения вырабатывают прямолинейные мысли, а ушу – это мягкий, обволакивающий стиль. И если следовать этой логике, маленький спортсмен может вырасти в виртуоза интриги. Но хоть не в агрессора, и то слава богу, скажет обыватель. А настоящий даос возразит – по крайней мере эгоист из такого ребенка не вырастет.

До философского осмысления ушу детям, конечно, расти и расти, ведь лишь через 15-20 лет занятий стиль жизни, диктуемый ребенку школой, становится его мировоззрением.

По мостику, по мостику…

Выслушав популярное изложение философского осмысления ушу и во многом согласившись с автором, я все же с маниакальным упорством нерадивого ученика повторила свой вопрос: “Но нам-то это зачем?” Андрей, не удивившись, вежливо уточнил: “Западная цивилизация переживает кризис. Взоры многих людей обращены на Восток в надежде, что его тысячелетняя мудрость поможет решить насущные проблемы. Я же хочу проложить мостик между современной наукой и даосской метафизикой. Конечно, я не первый в этой области, но большинство ученых работают лишь с первоисточниками. А эту науку нельзя постичь за столом –необходимо общаться с живыми мастерами. Нужно не изучать, а постигать”.

Молодого аспиранта лучше всех понимает его учитель и наставник профессор Анатолий Арлычев. Ну а если есть двое, будет и больше. И, возможно, именно владивостокские ученые помогут миру понять философию ушу.

Автор: Галина КУШНАРЕВА,Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"