Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

Разбитое окно

Давно признано, что Приморье для России – знаковый регион. Подобно Петербургу, ставшему в свое время “окном в Европу”, Приморье осваивалось как подобное “окно в Азию”. Тихий океан, АТР, взорвавшийся экономическим бумом, роль торговых и военных восточных ворот ставят перед Владивостоком и Приморьем задачу, заложенную, словно генетический код, в самом названии нашенского города – владеть востоком. Однако в последнее время справляться с этой задачей становится труднее и труднее. “Окно в Азию” все пошло трещинами…

Давно признано, что Приморье для России – знаковый регион. Подобно Петербургу, ставшему в свое время “окном в Европу”, Приморье осваивалось как подобное “окно в Азию”. Тихий океан, АТР, взорвавшийся экономическим бумом, роль торговых и военных восточных ворот ставят перед Владивостоком и Приморьем задачу, заложенную, словно генетический код, в самом названии нашенского города – владеть востоком. Однако в последнее время справляться с этой задачей становится труднее и труднее. “Окно в Азию” все пошло трещинами…

Владивосток versus Сингапур?

Ставшая в последние годы популярной синтетическая наука геополитика говорит, что вес государства зависит от нескольких основных факторов. Это, во-первых, размер территории со всеми природными ресурсами, во-вторых, налаженное хозяйство, без которого эти ресурсы остаются, условно говоря, в земле, в-третьих, демографический потенциал, то есть здоровое многочисленное население, способное удерживать и осваивать свой “ареал обитания”. Наконец, в наш гуманный век остается очень важной военная мощь страны.

Еще четверть века назад СССР по всем параметрам мог тягаться со второй крупнейшей державой мира – США. Полтора десятилетия реформ изменили расклад не в нашу пользу, и в XXI век Россия вступила весьма и весьма ослабленной.

Приморье за свою пока еще короткую, но бурную жизнь из края оборонного превратился в разносторонний “полюс силы”. Во многом из-за стратегически выгодного расположения именно здесь сосредоточились военные, пограничные и таможенные структуры российского Дальнего Востока, портовые мощности, рыбохозяйственные и судоремонтные предприятия. К этим “мускулам” государства прибавился мощный мозг – сеть научно-исследовательских институтов ДВО РАН как фундаментального, так и чисто прикладного характера.

Именно поэтому Приморье с его Владивостоком на российском Дальнем Востоке по-прежнему играет первую скрипку, не имея в своей области конкурентов. Согласно данным Тихоокеанского института географии ДВО РАН по демографическому потенциалу Владивосток превышает значения любого другого города Тихоокеанского побережья России как минимум в 3,5 раза, по валовому региональному продукту – в 4-5 и более раз. Производственная и социальная инфраструктура (включая вузы, театры, объекты торговли) здесь также развита несопоставимо мощнее. Численность иностранных граждан, работающих во Владивостоке, говорит сама за себя: город зовет…

Однако эту оптимистичную картину развеивает поистине ураганное развитие стран АТР. По сравнению с иностранными полюсами роста Владивосток явно проигрывает, вынужденный вести бой с противниками иных весовых категорий. И сегодня востоком владеют другие - Сингапур, Пусан, Шэньян…

Болезнь запущена, но шансы есть

Неравнодушные бьют в рельс: еще немного – и Россия, как заплывшая в теплые воды полярная льдина, начнет крошиться, таять, обламываться по краям Курилами, Калининградом, Чечней, Приморьем. О таком сценарии политологи и ученые говорят открыто, правда, в зависимости от политической позиции или ангажированности по-разному оценивая такую перспективу.

Лечению, как известно, предшествует постановка диагноза. Специалисты выделяют несколько геополитических угроз для Приморья, связанных с тем, что выгоды своего положения край сегодня использует, мягко говоря, не полностью. До начала 90-х Владивосток был закрыт, из-за чего в развитии внешних связей мы здорово отстали от предприимчивых азиатских соседей. В то же время многие хозяйственные гиганты в реформенное время оказались замороженными. С другой стороны, мы почувствовали деловое оживление приморского центра, но в нынешних географических границах Владивостоку уже тесно развиваться. Здания теснятся на склонах сопок, а дороги превращаются в сплошные пробки – при том, что городу еще далеко до “миллионника”.

Прибавьте сюда то, что Приморье существует не в безвоздушном пространстве. Здесь пересекаются интересы нескольких государств, которые с ослаблением внешнеполитической линии России все чаще пренебрегают дипломатической осторожностью. Официально на территории РФ посягает только Япония, однако, по мнению московского политолога Олега Арина, “и Пхеньян, и Сеул будут содействовать переселению российских корейцев на территорию Приморья из других районов бывшего СССР, всячески помогая им обустроиться. Несмотря на возможное соперничество между северными и южными корейцами за влияние на приморских корейцев, оно тотчас же прекратится после объединения двух Корей… В данном случае я ничего не утверждаю, а предлагаю очень тщательно взвесить эффект миграции российских корейцев в Приморье с точки зрения стратегических интересов России”.

В этом контексте Приморье представляется этакой зоной вакуума, куда согласно законам физики могут устремиться силы более населенных и экономически развитых соседей. Но адекватные стратегии развития у нас если и есть, то только на бумаге.

Все в Приморье!

Ориентиры для федеральных и краевых властей в отношении Приморья ясны: производство нужно реанимировать и развивать, а сам край заселять людьми. В Тихоокеанском институте географии ДВО РАН считают, что для ныне 2,2-миллионного Приморья была бы вполне по силам планка в 5 миллионов человек (если учесть, что только в трех северо-восточных провинциях Китая проживает около 100 миллионов человек, то это даже немного). Сфер занятости у Приморья хватит: морские биоресурсы, судостроение, полезные ископаемые, лес. В 1979 году на советском Дальнем Востоке экономическая плотность была в 8 раз выше, чем в пограничных провинциях Китая. Словом, объективных предпосылок развития у нас больше чем достаточно.

А что мы видим? Переселенческая политика у нас в крае почему-то никого не волнует. Считается, что если нет директив из центра, то и проблемы нет. Зато в последнее время власти пытаются убедить нас в том, что в сельских районах идет отток населения, падает рождаемость. И оправдывают этим сворачивание социальных программ, закрытие школ, медучреждений. Так не констатировать вымирание наших окраин нужно, а разрабатывать меры по возрождению, проводить свою переселенческую политику. Или у нас собственных трудовых ресурсов завались?

Простой пример. В крае после военных осталось несколько военных городков. Вполне пригодных для новых поселенцев. Но часть из них уже разграблена, часть вот-вот растащат. Кто мешает на этой базе попробовать привлечь в край русскоязычное население из бывших республик?

На кого работает время?

Чтобы Приморье достойно вошло в мир ХХI века, нужно внимание не только федеральной, но и краевой власти. А тут не все безоблачно. Член-корреспондент РАН Петр Бакланов, по нашей просьбе оценивая итоги последнего года для Приморья, был по-научному взвешен. Наряду с позитивными моментами (без серьезных осложнений прошла зима, снижена острота в политической сфере, в целом своевременно выплачиваются зарплаты и пенсии) отметил: “К сожалению, как и во многих других регионах России, основное внимание руководства и губернатора сосредоточено на текучке. Все сиюминутные проблемы, а их действительно немало, захватывают и захлестывают. Поэтому пока не видно, чтобы губернатор и его команда начали последовательно реализовывать свою программу развития края. Не выделены приоритеты в развитии Приморья, недостаточно активно включаются инструменты региональной политики, не видно, чтобы в городах и районах края всерьез начали развивать малый бизнес. Не ощущается сдвигов в трансформации теневой экономики. Не осваиваются наукоемкие технологии”. Пожелав сдвигов в лучшую сторону, директор Тихоокеанского института географии также отметил, что основные рычаги управления находятся в Москве. А в центре “такой же стиль управления – решение острых проблем при минимальном последовательном решении стратегических задач. До сих пор у России нет не только долгосрочной, но и среднесрочной программы”.

Не раз приходилось говорить с модными московскими политсценаристами. Сейчас многие взялись за написание прогнозов развития страны до 2010, 2015 годов. Некоторые всерьез заявляют о том, что опасаться Приморью нечего. Вы переварите всех этих китайцев и прочих азиатов, пророчествуют они. Правда, когда узнают, какое число иностранцев уже практически осело в наших краях, несколько удивляются.

Примером того, насколько у нас сегодня в крае отсутствует хотя бы какое-то подобие позиции в “иностранном” вопросе, может служить тот факт, что Уссурийск превратился в своеобразный центр неприкрытого китайского проникновения во все сферы жизни Приморья. Именно через этот стратегический транспортный центр начинаются все движения китайских капиталов и интересов. Прежде всего они устремлены в сторону краевого центра и многочисленной армии разрешительных чиновников самого высокого уровня власти. Это и понятно, ведь на месте порой трудно получить какие-то разрешения или поддержку. По утверждению председателя Уссурийской думы, сегодня любой запрет уссурийских депутатов для китайской экспансии ничего не значит. Потому что “добро” всегда можно найти на краевом уровне. Кроме того, приходилось слышать в Уссурийске от депутатов, что в центральной гостинице на китайском языке появляются предложения оформить “младшим братьям” по твердой таксе не только водительские права, брак, но и запросто сделать российское гражданство! Хотя, по официальной статистике, за последние 10 лет всего около 40 китайцев получили вид на жительство, то есть их статус еще далек до полноценного гражданства.

Вспомним о том, как раньше, еще несколько лет назад, смотрели власти на геополитическое положение Приморья. При всем “державном” подходе и криках “ни пяди земли” с теми же китайцами встречались и вели переговоры. Никто их не ущемлял, но и руки распускать не давали. Заезжайте в Дальнереченск и посмотрите, чем там занимаются “инвесторы” из Поднебесной. Скупают ворованный лес.

В последнее время совершенно затихли даже разговоры о такой потенциально серьезной силе, исторически на наших рубежах противостоящей любой экспансии, как казачество. Честно говоря, и раньше в Приморье не сильно-то власти помогали возродить этот уклад и традиции. А нынешние и вовсе напрочь забыли. В то время как в Краснодарском крае, в Ставрополье, на Кубани уже давно спохватились. Не поздно?

«Сначала деньги, потом поговорим»

Местные чиновники и ученые открыто признают, что геополитические возможности края мы не использовали вследствие нестабильности власти, неразвитой культуры общественной жизни, отсутствия внятной внешнеэкономической доктрины.

Едва губернатор края вернулся из Японии, из своей первой зарубежной поездки в статусе главы Приморья, как общественность сразу же услышала, что никакие крупные инвестиции этой страны нам не светят только потому, что у нас нет проектов калибра “Сахалин-2”. Исходя из губернаторской логики получается, что Приморье далеко от эталонов инвестиционной привлекательности?

Сложилось впечатление, что высокопоставленные представители “Белого дома” хотят подняться в этой области на всем готовеньком, не имея в качестве ответного предложения никакой безопасной для бизнеса платформы. Всем иностранным инвесторам дается понять, что без сиюминутных вложений в мифические отрасли промышленности им здесь делать нечего. Кто не согласен сиюминутно вкладывать – извольте “взглянуть на нашу концепцию, что находится на официальном сайте администрации, и сделать выводы”. При этом сами власти уже заранее знают где развернуться. Сегодня от границы и в сторону Уссурийска команда губернатора предполагает создать что-то типа экономических зон свободной торговли с Китаем. Под это дело даже взяли в штат одного бывшего опального, но очень опытного в пригранично-транспортных делах вице-губернатора. Чтобы “тянуть” оттуда дороги, тоже своего человека посадили. Увидев, что с китайским экономическим контрабандизмом им не справиться, краевики решили отфильтровать денежные потоки, превратить границу в полностью контролируемое приграничное мини-государство. В этом случае ежедневные “инвестиции” гарантированы.

Пока на границе с Китаем готовится плацдарм для очередной свободной зоны, власти с помпой готовят форум АТЭС, призванный повернуть лицом к геополитически важному Приморью полки иностранных капиталистов. Почему, собственно говоря, для реального привлечения инвестиций нам нужен именно международный форум АТЭС? А если бы Владивосток не утвердили хозяином мероприятия, что, мы бы так и сидели в яме? Кстати, еще никто не застрахован от того, что данный форум не привлечет ни копейки денег. Незаметно, чтобы государства Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества рвались на форум во Владивосток.

Уровень подготовки к форуму АТЭС, проведение которого планируется во Владивостоке в сентябре 2002 года, вызывает опасение в полпредстве. Как заявил главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Шерстюк, “многое в таких условиях зависит от местных властей, ведь Москва далеко, а на границе АТР находится Приморье”. Основания для беспокойства главного федерального инспектора подтвердились, когда стало известно, что из 21 страны, чьих представителей ожидают во Владивостоке осенью, о своем участии в работе инвестиционного форума АТЭС заявили пока только шесть. Strana.Ru

Сегодня общественность убеждают, что данный форум позволит Приморью перенять опыт стран АТЭС в создании благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. К чему эта риторика? Или кто-то забыл, как приморский малый бизнес бился весь год с исполнительной и представительной властью за отмену вмененного налога и послабления административного нажима?! Только благодаря сильно развитой корпоративности приморский малый бизнес отстоял свои интересы и заставил власть деликатнее относиться к своей деятельности: в итоге дело завершилось созданием консультативного совета при губернаторе. Пересекаются с бизнесом и проблемы международных ведомств. Намерение корейских консульств переехать в Хабаровск отнюдь не связано с тем, что дипломатам хочется быть поближе к господину Пуликовскому. Просто иностранцам страшно стало ходить по улицам.

Полтора века понадобилось России для того, чтобы укрепиться здесь, на самом дальнем Дальнем Востоке. Нас признали и еще иногда уважают. В последнее время все меньше. Потому что уважают только сильного и дальновидного соседа. Так что впору решать: нам здесь жить или нет? Или кому?

Справка «В»

ВРП Владивостока с 1985 по 2000 г. сократился (в долларовом эквиваленте) в 6,5 раза. Даже население (это в самом-то южном и сравнительно благоустроенном городе Дальнего Востока, к тому же пользующемся вниманием китайцев) сократилось на 24 тыс. человек. Число работающих в различных отраслях науки сократилось на 750 человек. Численность занятых в сферах, определяющих “морское лицо” города, сократилась. Уменьшилось и число военных моряков.

Автор : Служба аналитики «В»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Депутаты ЗС выбирают председателя

Сегодня состоится первое заседание законодательного собрания третьего созыва, которое по Уставу Приморья откроет старейший из депутатов, ректор ДВГТУ Геннадий Турмов. В повестке дня – организационный вопрос об избрании спикера и его заместителя.

Суд нарушений не нашел

Два дня длился судебный процесс в Советском районном суде по жалобе занявшего третье место кандидата Граца С. В. о признании недействительными итогов голосования по пяти участкам.

Новый взгляд на старый город

Вчера в галерее “Арка” (совместно со студией “Форт Росс”) открылась необычная и внеплановая выставка, посвященная предстоящему дню рождения Владивостока.

Электричка сблизит берега

К Дню города во Владивостоке появится долгожданная городская электричка, которая соединит станцию Владивосток с мысом Чуркина. Эти две городские точки находятся совсем близко друг к другу, однако добраться из одной в другую достаточно проблематично.

«Маяк» продолжает светить

В детском оздоровительном центре «Маяк» Дальневосточного завода «Звезда» открылась первая летняя смена.

Последние номера