Наша экология – это онкология

По числу проживающего здесь населения Владивостоку до статуса мегаполиса далековато. Однако все основные симптомы главных болезней урбанизации налицо.

20 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1185 от 20 июнь 2002

 По числу проживающего здесь населения Владивостоку до статуса мегаполиса далековато. Однако все основные симптомы главных болезней урбанизации налицо.

При всех стараниях властей «почистить» город, его экологическое состояние явно оставляет желать лучшего. Воздух, которым мы дышим; вода, которую мы пьем; земля, по которой ходим; море, которое омывает наши берега, – их состояние является постоянным поводом нарастающей тревоги для специалистов. Выживем ли мы в этом городе и выживет ли город вместе с нами?

Обилие машин во Владивостоке давно стало большой проблемой. Дело тут не только в пробках и непродуманной транспортной схеме. Легкие города чернеют от автомобильных выхлопов.

Опухоль из выхлопной трубы

Мы, конечно, уже привыкли, принюхались - вроде бы воздух как воздух. А читаешь отчет с полным раскладом всех загрязнителей, и хочется дышать через раз. Что только не выплевывают автомобили в атмосферу! Угарный газ, соединения азота, углеводородов, бензопирен и еще 200 (!) веществ, некоторые из них являются сильнейшими канцерогенами. Поэтому автомобильные выбросы считаются самыми опасными по составу и количеству (они поставляют в воздух более половины всех токсичных веществ).

Это уже совсем не пустяки. Мы больше не можем позволить себе равнодушия. Мы уязвимы. Это надо хорошенько запомнить особенно тем автомобилистам, которые предпочитают проходить техосмотр за взятки. Их неисправные автомобили ежедневно отравляют жизнь сотням людей. Онкологи методично ведут статистику роста раковых заболеваний легких, гортани, трахеи. За каждой цифрой стоит смерть. Люди болеют и умирают, не зная, что породило сжирающую их опухоль. По словам Сергея Юдина, кандидата медицинских наук, главного врача Приморского краевого онкологического диспансера, причина 90-95 процентов злокачественных опухолей кроется в природных условиях и наших дурных привычках. Все идет по кругу: мы убиваем внешнюю среду, а она мстит нам.

По данным государственного доклада федерального госсанэпиднадзора за 1999 год, в 26 городах из 29 Дальневосточного региона было замечено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ, в двух из 26 - в 10 раз. В семи городах зафиксировано значительное превышение безусловно канцерогенных веществ: бензопирена, формальдегида, двуокиси азота. Владивостоку не повезло изначально. Наш влажный климат способствует развитию астмы и различных заболеваний легких, а тут еще автомобильный угар. Фактор влажности увеличивает вредное воздействие на легкие отравленного выхлопами воздуха.

Свинцовый бензин

Бесстрастные цифры статистики говорят, что по сравнению с 1999 годом выбросы от автотранспорта увеличились на 23 тысячи тонн. И это напрямую связано с ростом числа автомобилей. Уже сейчас во Владивостоке насчитывается около 220 тысяч транспортных средств (помимо автомобилей в это число входят автобусы, мотоциклы и другие виды транспорта). А жителей в краевом центре примерно 600 тысяч, то есть на каждого третьего приходится по машине, техническое состояние которых нередко далеко от идеала.

Да, ежегодно Владивосток включается в краевую акцию “Чистый воздух”, во время которой проверяются выбросы в атмосферу от передвижных источников. Кроме того, для контроля за автотранспортом на дорогах края установлены специальные посты технического диагностирования (всего - 38, из них 15 находятся во Владивостоке). С их помощью отлавливают неисправные автомобили и обязывают владельцев произвести ремонт. Но, конечно, такие проверки проходят далеко не все автомобили с неисправной и неотрегулированной топливной системой.

По словам Виктора Бутенко, ведущего специалиста отдела охраны атмосферы комитета природных ресурсов по Приморскому краю, нам еще повезло, что в Приморье в основном ездят на иномарках. Отечественные машины гораздо сильнее загрязняют атмосферу, у иномарок выбросы меньше. Хотя очень сомневаюсь. Когда они были новенькие, наверное, так и было. А те “дрова”, что ездят сегодня по улицам краевого центра, вряд ли так уж безопасны.

Проблему усугубляет использование плохого по экологическим показателям топлива. Самым токсичным видом является АИ-76. Использование этого бензина приводит к загрязнению воздуха таким канцерогеном, как свинец. Жители Приморья об неэтилированном топливе пока даже не мечтают. Мы, как и вся страна, живем согласно международной конвенции по экологическим требованиям “Евро-1”, Россия подписала ее совсем недавно. Для вашего сведения: вся Европа давно живет по “Евро-3”, и ездят там, кстати, преимущественно на газе.

Люди болеют и умирают, но экологи пока не спешат приравнивать ситуацию к катастрофе. Собственно, критериев того, что можно считать экологической катастрофой, вроде бы и нет. Владивосток задыхается тихо. 
 

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, «Владивосток»