Коммунальное лото

Обывателю кажется, что коммуналка наша давно умерла, а чиновники только и знают, что сидеть в мягких креслах и получать большую зарплату. Ан нет! Здесь, что называется, жизнь бьет ключом. Тому подтверждение – прошедший недавно конкурс на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и техническому ремонту жилищного фонда. Проще говоря, эксплуатационники пытались доказать свое право на существование, конкурсная комиссия строго отслеживала тех, кто еще способен что-то сделать на благо родного города.

19 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1184 от 19 июнь 2002

 Обывателю кажется, что коммуналка наша давно умерла, а чиновники только и знают, что сидеть в мягких креслах и получать большую зарплату. Ан нет! Здесь, что называется, жизнь бьет ключом. Тому подтверждение – прошедший недавно конкурс на выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и техническому ремонту жилищного фонда. Проще говоря, эксплуатационники пытались доказать свое право на существование, конкурсная комиссия строго отслеживала тех, кто еще способен что-то сделать на благо родного города.

 этом году на право обслуживания жилья претендовали 17 предприятий. Обладателями заветных лотов стали лишь девять. Казалось бы, честная конкуренция и естественный отбор все расставят по своим местам – победит достойнейший, закипит работа по восстановлению коммунальной разрухи на выигранных территориях (лотах). Однако не будем раньше времени обольщаться. Мы уже «проходили» это. По результатам первого конкурса, который прошел во Владивостоке в 1999 году, мы жили все это время. Теперь вот новый передел. На его итоги смотрят по-разному. Но практически все специалисты, с которыми корреспонденту «В» удалось пообщаться, утверждают, что самый главный «минус» в том, что в этой сфере напрочь отсутствует конкурсная среда.

- Считаю, что критерии, по которым проводился отбор, не совсем верно отражают ситуацию, которая сложилась в коммунальном хозяйстве Владивостока, - говорит управляющий муниципальным предприятием «ПЖРЭТ-2» Александр Безручко. – Прежде чем спрашивать с предприятия, нужно помнить и о своей ответственности за невыполнение договора. У нас заказ не подкрепляется финансированием. Долги администрации перед эксплуатационниками тянутся уже на протяжении нескольких лет. Мы, со своей стороны, стараемся выполнять договор с администрацией. Пытаясь вернуть деньги, которые ПЖРЭТ должен был получить за выполненные работы, мы приняли крайние меры: подали в суд на городскую администрацию.

Результатами нынешнего конкурса Александр Николаевич недоволен:

- Мы потеряли два участка. Три ушли еще после первого конкурса. На момент его проведения состояние владивостокской коммуналки было плачевным: несколько лет подряд прежняя администрация совершенно не финансировала ЖКХ. На сегодняшний день, я считаю, наш трест способен обслужить 1000-1500 кв. м жилья. Для этого у нас имеются материально-техническая база и специалисты. Многие работы мы вполне способны выполнить без привлечения подрядчиков, что позволяет экономить деньги внутри треста, пуская их на развитие. Себестоимость обслуживания 1 кв. м жилья отсюда ниже, нежели мы бы нанимали подрядчика со стороны. Практически любой трест способен выполнять сегодня не только текущий, но и капитальный ремонт (чем, впрочем, мы и занимались в былые времена), который хорош тем, что подкрепляется «живыми» деньгами. Считаю, что тресты намного больше заинтересованы в качественном ремонте, нежели фирмы–подрядчики, поскольку многие из них – однодневки. У меня есть примеры того, как через год после выполнения работ такие подрядчики исчезали с рынка и некому было предъявить претензии за некачественный ремонт.

Кроме того, уменьшение объема работы для крупных предприятий губительно – уменьшается финансирование, нет развития, перспективы. Не забывайте о людях. Под сокращение попадает достаточное количество специалистов. Представьте, что страдают не только те, кто вынужден искать другую работу. А предприятие, которое обязано сделать все надлежащие выплаты? В некоторых трестах после первого конкурса сокращение прошло на 30 – 35 процентов. Это же огромный удар по казне предприятия.

В целом я, со своей стороны, не вижу реальных результатов такой системы работы коммунального хозяйства, кроме того, что разрываются крупные опытные предприятия и на их развалинах создаются более мелкие.

- Необходимо изменить систему управления ЖКХ в городе Владивостоке, – таково мнение члена конкурсной комиссии, начальника жилищной инспекции департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации Приморского края Владимира Самарина. – Необходимо создать управляющую организацию, которая отслеживала бы весь процесс по содержанию, эксплуатации и ремонту жилого фонда, занималась бы муниципальным заказом и, самое важное, контролировала качество предоставляемых услуг и поступление соответствующей оплаты от квартиросъемщиков. А ЖЭУ (предприятия различных форм собственности, выигравшие конкурс) превратились бы в подрядные организации и занимались выполнением работ, объем и перечень которых должен быть четко определен договором. Пока процесс разделения обязанностей не произойдет, вся коммунальная машина будет пробуксовывать.

 Считаю, что и при нынешней организации управления коммунальным хозяйством необходимо более эффективно работать с неплательщиками. Это тот резерв, неиспользование которого отрицательно сказывается на состоянии жилищного фонда и предоставлении услуг населению в полном объеме.

Что касается нынешнего конкурса, то я, как участник предыдущего, могу судить о некоторых изменениях. Как положительный момент отмечу упорядочение лотов. Прежнее разделение территорий встретило немало нареканий от эксплуатационников. Однако лоты значительно укрупнили, что, на мой взгляд, лишило возможности участвовать в конкурсе небольшие предприятия, которым обслуживание огромных лотов явно не под силу. Я, как специалист, категорически против расширения зоны обслуживания предприятий, укрупнение которых не способствует улучшению качества предоставляемых услуг, снижению их себестоимости, оперативности действий в локализации и устранению аварийных ситуаций. Кстати, практика показывает, что натуральные показатели у предприятий, обслуживающих около 500 – 700 тыс. кв. м жилья, гораздо выше, чем у тех, у кого эта площадь превышает 1 млн. кв. м. Конечная цель отбора предприятий на конкурсной основе заключается в том, чтобы значительно улучшить качество и снизить себестоимость предоставляемых услуг.

Любой конкурс сам по себе неплох: конкуренция организует, дисциплинирует поставщиков услуг, но конкурсную среду необходимо создавать. А предприятия, получившие муниципальный заказ, должны быть финансово защищены, а не влачить жалкое существование, вызывая справедливые нарекания у граждан.

От автора

Понятно, что любой конкурс предполагает наличие недовольных его результатами, а значит, критика и обжалование решения комиссии в судебном порядке неизбежны. Понятно, что с момента проведения первого конкурса еще не наработан опыт в их проведении и организации. Однако действующее федеральное законодательство устанавливает ряд предпосылок, только при условии соблюдения которых возникают правовые основания и возможность для перехода на данную систему. Речь идет прежде всего о тех самых договорах найма между наймодателями и нанимателями жилых помещений, а также о необходимости разработки и утверждения стандартов качества ЖКУ. На территории Владивостока до сих пор действуют договоры, заключенные ранее жилищно-эксплуатационными организациями. Не разработаны и не утверждены и те самые стандарты, по которым можно судить о качестве ЖКУ. Что это означает для простого обывателя? Только то, что конкурс проводится в нарушение законодательства, а значит, все его результаты можно поставить под сомнение.

Автор: Елена МАНИНА, «Владивосток»