Социальные грабли

Сегодня обновленная приморская власть упорно продолжает наступать на экономические грабли в своей социальной политике. Проще говоря - экономят не на том. В результате попытки за счет урезания социальных программ прослыть спасителями могут привести к еще большему социальному напряжению в крае. Пока оно сдерживается лишь постоянными обещаниями ближайшего процветания или полным отсутствием информации. Пока.

18 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1183 от 18 июнь 2002

Сегодня обновленная приморская власть упорно продолжает наступать на экономические грабли в своей социальной политике. Проще говоря - экономят не на том. В результате попытки за счет урезания социальных программ прослыть спасителями могут привести к еще большему социальному напряжению в крае. Пока оно сдерживается лишь постоянными обещаниями ближайшего процветания или полным отсутствием информации. Пока.

Великие социалэкономы

22 августа прошлого года “Белый дом” выступил со следующим программным заявлением: “Мы можем тратить только столько, сколько у нас есть средств. Предстоит пересмотреть финансирование социальной сферы, придется закрыть некоторые социальные проекты”. В открытую предлагалось избавляться от лишнего балласта – лишних школ, музеев, библиотек, здравниц.

31 августа Сергей Дарькин высказал уверенность в том, что финансирование школ, выплата заработной платы учителям и, конечно, ответственность за состояние образовательных учреждений должны передаваться с муниципального на краевой и федеральный уровень. Главы схватились за голову. Им стало понятно, что теперь и денег не дадут, и про школы забудут. Губернатор также заявил, что в крае будет осуществлен переход на нормативы финансирования учреждений образования в расчете по числу учащихся. Такой подход, дескать, помимо контроля за расходованием средств на образование послужит стимулом для руководства образовательных учреждений сохранять и увеличивать с учетом демографии число учеников.

В сентябре Дарькин настоял на том, что отдельные инвестиционные программы вроде “Школьного автобуса” должны сокращаться, поскольку “у властей нет иных источников, как эту дыру закрыть”. Расходы на социальную сферу должны быть сокращены на 10-30 процентов. Школьный автобус на целый квартал заглох на деревенской обочине.

Ближе к зиме такого рода угрозы получили еще более “убедительную” платформу – “регион сегодня вынужден отказаться практически от всех социальных программ ради сохранения тепла и света в домах и на предприятиях”. Администрация говорит о мифических дополнительных источниках финансирования социалки, в числе которых - что бы вы думали? - 30 процентов суммы от вырученных на московских аукционах рыбных квот!

Тем временем в декабре 2001 года коллегия федеральных органов исполнительной власти при главном федеральном инспекторе по Приморскому краю, понимая, что новички могут наломать дров, пытается осадить пыл размахавшихся шашкой новаторов и отмечает, что администрация края и администрации муниципальных образований “не обеспечили в полном объеме конституционное право граждан на оплату труда и социальную защиту”. В справке из ДВФО говорится, что установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, получаемых краем на безвозвратной и возвратной основе; не обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и так далее.

Может быть, поэтому целевые социальные программы, прежде всего касающиеся здравоохранения и образования, до сих пор не ликвидированы новой администрацией. Зато они под благовидным предлогом экономной экономики были значительно урезаны в финансировании. Это коснулось, в частности, таких программ, как “Одаренная молодежь” (программа для “золотых медалистов”), “Охрана здоровья матери и ребенка в Приморском крае в 2001-05 годах”, программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией, туберкулезом, сахарным диабетом и т. д.

Вот лишь один пример новаций команды. Соратник губернатора от медицины, руководитель департамента здравоохранения и большой знаток аптечного дела во Владивостоке Борис Гельцер вовсю толкает программу реформы сельского здравоохранения. Что предлагается: поскольку заниматься сельскими больницами в глубинке накладно и канительно – не хватает специалистов, оборудования, лекарств, то надо, по его мнению, все это закрыть, с краевого финансирования снять, а народ пусть порой за сотню километров ездит к специалистам в межрайонные центры. Которые и предполагается оснащать. На местах же останутся, как в Израиле или Америке, - семейные врачи. Для того, чтобы сделать из такого сельского фельдшера врача общей практики с навыками узких специалистов, администрация планирует потратить миллионы рублей. Отрицательный результат такой реформы даже не в том, что люди в районах, и так лишенные нормальных медицинских услуг, будут чаще и больше болеть. Их просто не смогут довезти до больницы.

“Повезло” не только районам, но и городам. В числе прочего под обрезание Гельцера попали и так называемые койко-места. И в крае, и во Владивостоке уже ликвидированы под предлогом “незаполняемости” сотни мест для больных. Интересно, в какой больнице лечат насморк наши руководители?



Взрывная волна коммунальной реформы

Продолжающееся реформирование жилищно-коммунального хозяйства уже начало вызывать в народе масштабные акции протеста, что мы видели на примере Воронежа. В Приморье до такого пока не дошло, но воздух накален и здесь. За пространными популяризаторскими пассажами авторов реформы простой человек видит одно – всю стоимость “коммуналки” постепенно переваливают на его финансово очень некрепкие плечи. В прошлом году Москва настойчиво требовала с мест обеспечить оплату уже 90 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). И эти непопулярные правительственные решения принялись рьяно проталкивать приморские власти. Слепо взяв под козырек, наши администраторы проявили еще и местные инициативы.



Реформаторы-стрелочники

Губернатор Сергей Дарькин, руководствуясь правительственным постановлением от 19 ноября прошлого года “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год”, издал собственное постановление. В нем “органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать уровень платежей граждан в целом по всем видам предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в 2002 году в размере 90 процентов”.

Однако рекомендация – еще не директива. В отдельно взятых муниципальных образованиях этапы жилищно-коммунальной реформы реализуются по-разному. Показатель “90” обязателен лишь для межбюджетных отношений: отныне дотации ограничатся десятью процентами. Но если местное руководство найдет способ сэкономить имеющиеся средства или заработать сверхплановые, жителям вполне может выйти послабление, благодаря чему в Приморье до сих пор и не было массовых протестов. По информации комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Приморья, только несколько муниципальных образований перешли на 90-процентную оплату ЖКУ – Владивосток, Большой Камень, Партизанск, Анучинский район. Большинству удается держаться на уровне 80 проц., а в Чугуевском и Хасанском районах население платит соответственно 60 и 50 проц. Разница должна покрываться из муниципальных бюджетов, но представители жилищно-коммунальных служб нередко говорят, что “финансовый разрыв” ложится на их плечи. Поэтому и состояние жилого фонда близко к аварийному.



Павел Девятинин, председатель некоммерческого партнерства собственников жилья г. Владивостока:

- Реформа ради реформы не нужна. Как таковой проблемы ЖКХ не существует. Проблема в другом – у жилья должен быть собственник. Муниципалитеты с этим давно не справляются. Значит, заказ на качество жилья должны делать собственники, объединенные в домовые товарищества.

Но вот ведь какая штука. Начиная уже с этого года центр вдруг резко изменил тон. Москва уже не собирается форсировать события и говорит о преждевременности резких и односторонних коммунальных шагов. Президент вообще считает, что реформа ЖКХ должна завершиться только к 2008 году! А в Приморье словно заткнули уши.

Виктор Бабухин, заведующий отделом социально-трудовых отношений федерации профсоюзов ПК:

- За годы проведения реформы ЖКХ реальные доходы населения снизились на 20-25 процентов. Мы неоднократно требовали неукоснительного соблюдения концепции реформы ЖКХ в РФ, предусматривающей повышение уровня платежей, тарифов на ЖКУ с учетом роста доходов населения, его платежеспособности. Однако эти требования игнорируются как правительством, так и администрацией края. В крае за период с апреля 2000-го по 2002 год темпы роста тарифов во много раз опередили рост среднедушевого дохода и заработной платы. Что очень важно – у нас до сих пор нет единого порядка и сроков установления тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям – законодательством это не определено, а самостоятельно проявлять инициативу в администрации не спешат. Единый порядок в этом вопросе, за который ратует федерация профсоюзов, позволял бы регулировать, а главное – контролировать рост тарифов.



Снится мне субсидия…

Всякий раз, когда речь заходит о необходимости полной оплаты “коммуналки”, небогатым жителям советуют оформлять субсидии. Порядок их получения оговорен и в упомянутом выше постановлении губернатора: те, у кого доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает 22 проц., имеют полное право на помощь государства. Но это хорошо только на бумаге. На одном из заседаний краевых депутатов высказывались оценки, согласно которым в Приморье уже целая треть жителей должна получать субсидии. Дело пахнет тупиком – ни упразднение субсидий, ни уменьшение доли населения в оплате жилья и услуг хотя бы до 80 проц. приемлемым выходом не представляются, а хватит ли в казне денег всем малоимущим – еще вопрос. Просто на сегодняшний день субсидии оформлены у очень незначительного числа тех, кому они положены. Кстати, еще и потому, что, продекларировав создание в этом деле системы специальных отделов и пунктов, администрация просто не выполнила в полной мере свои же решения. Те, кто ходил за этой субсидией, знают, сколько всяких справок и объяснений нужно донести, чтобы попасть под обаяние этой системы. Кроме того, при нынешней практике ухода от налогов, когда официальные доходы и зарплаты сплошь и рядом показываются по минимуму, в число получающих субсидии попадает огромное число вполне обеспеченных, но ушлых деятелей.

Мэр Владивостока Юрий Копылов:

“В последнее время на уровне министров нашего правительства высказывается мнение о том, что все-таки трудновато гражданам платить за услуги 90 проц. (10 проц. - государство). А на следующий год - и все 100 проц. Рановато, говорят, было принято такое решение...… Герман Греф говорит: “Население сегодня не потянет эти цифры”. Но ведь это было ясно и вчера, и позавчера!”

Ряд депутатов ЗС Приморского края считает, что население не в силах платить даже 60 проц. стоимости ЖКУ. А значит, административно-командное повышение этой доли будет лишь “бумажным” и не сможет вызвать притока денег в казну. Хотя сам губернатор Дарькин не раз признавал, что приморцы не потянут стопроцентную оплату и нужно искать альтернативные источники, до сих пор ничего внятного по поводу этих самых источников население не слышало. Нельзя всерьез принимать все эти разговоры про субсидии.

Впереди – очередная зима, и похоже, что прогнозы – самые оптимистичные, хотя конкретной информации о том, что уже делается в преддверии сезона, никто не слышал. А что волноваться, ведь в прошлый раз получилось пустить сэкономленные в основном за счет сокращения, в том числе и социальных программ, средства на топливо. Оно даже еще осталось с прошлого сезона. Ну перестраховались, заморозили средства, которые могли бы поработать на восстановление раздерганной коммуналки. Не беда. Штаб по подготовке к отопительному сезону под руководством Владимира Ведерникова работает круглый год, новое топливо закупается централизованно. Одних платежей в этом году с населения собрали в два раза больше, чем в прошлом. И сейчас там ломают голову лишь над одной проблемой – сколько кому дать всех этих денег на отмену зимы?

Комментарии здесь, по-видимому, излишни.

В мае законодательное собрание наконец приняло закон “О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере”. Он в определенной мере защитит интересы потребителей. Правда, этот закон еще должен подписать губернатор. На бумаге там все написано правильно. Сможем ли на деле воспользоваться его положениями?

Краевая власть все время насаждает свою идею о рыночном отношении к социальной сфере. При этом складывается впечатление, что ее не интересует, убедительно ли она звучит. Главное – говорить. Простых приморцев даже не спрашивали, как им эта “социальная экономия” с ее “цивилизованными рыночными стандартами”. Но рано или поздно придется все-таки взглянуть на своего слушателя. Например, на того, у кого пенсия в Приморском крае намного ниже стоимости потребительской корзины. Согласно статистическим выкладкам, у нас таких - 376 тысяч. Жителей. Если следовать логике “Белого дома”, то эти люди не приспособлены к рынку, а следовательно, они не принесут прибыли.

Автор: Служба аналитики «В»