Чтобы душа не засыхала

На одной из стен в фойе детского сада – как раз перед кабинетом природы – раскинулось настоящее морское царство: огромный осьминог среди волн, акула-катран, морская звезда, краб, морской конек… Все они сделаны из природного материала: самых разных ракушек, гальки, окатанного морем стекла, чечевицы, семян клена… Дошколята, посещающие работающий при детсаде кружок “Юный эколог”, сделали эти картины своими руками – вместе со своим руководителем.

14 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1181 от 14 июнь 2002

На одной из стен в фойе детского сада – как раз перед кабинетом природы – раскинулось настоящее морское царство: огромный осьминог среди волн, акула-катран, морская звезда, краб, морской конек… Все они сделаны из природного материала: самых разных ракушек, гальки, окатанного морем стекла, чечевицы, семян клена… Дошколята, посещающие работающий при детсаде кружок “Юный эколог”, сделали эти картины своими руками – вместе со своим руководителем.

Моя семья и другие звери

Звонкое “ку-ка-ре-ку!”, гулким эхом разносившееся по комнате, то и дело прерывало нашу беседу. “Петя – очень капризный, разбалованный петушок, - улыбается Татьяна Черных. – Но какой голос!” Между прочим, компанию петуху составляют пара курочек, крыса, хомяк, попугайчики, голубь, морская свинка и черепаха.

К близкому звериному соседству Татьяне не привыкать. Когда ее муж служил на Новой Земле, Таня не выходила из дому без банки сгущенки в кармане. Общежитие стояло на границе тундры: “Как на Большой земле женщины боятся хулиганов, у нас боялись столкнуться нос к носу с белым медведем. Я думала – швырну ему сгущенку и отвлеку внимание”.

Семья вернулась во Владивосток, и Таня (по профессии она – учитель русского языка и литературы, окончила Уссурийский педагогический институт) устроилась на работу чуть ли не в первый день - в детский сад № 28. С тех пор Татьяна Владимировна Черных и работает там воспитателем-экологом.

Литорины, чечевица, стеклышки

Материалы для мозаик Татьяна собирает сама, когда семья выбирается отдохнуть на природу. Так и возник ее осьминог – на берегу острова Попова она набрала целую гору раковин-пуговиц, а потом дома, пристроившись в узенькой прихожей-кухне гостинки, творила вечерами (в 18-метровке их ютится шестеро: Татьяна с мужем, дочери – 18 и 17 лет, сын 10 лет да ласковый кот), когда наконец-то освобождался стол.

“Ребята делают свои работы самостоятельно, я им только чуть-чуть помогаю. На каждую мозаику уходит 2-3 месяца, - объясняет Татьяна технологию. - Сначала вместе с ребятами мы рассматриваем разные книги, фотографии. Делаем основу для мозаики, затем покрываем ее гуашью - создаем фон. Рисуем на листе бумаги будущего героя мозаики, вырезаем, наклеиваем на фон и начинаем выкладывать. Потом раскрашиваем. Сколько приходится смешивать красок, чтобы найти верный тон! Последний штрих – покрытие лаком. Это я делаю сама”.

Первые шаги как преподаватель Татьяна делала, опираясь на разработанную Т. Шпотовой, О. Трушкиной и Л. Старых программу “Цвет природы”. Занималась с подготовишками. Сегодня в ее активе несколько программ, в том числе и игровых. Не так давно Татьяна разработала собственный учебно-методический комплекс по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста “Лучик”. Вышла с этой программой на краевой конкурс “Учитель года-2002” и дошла до суперфинала, войдя в шестерку лучших.

Какого цвета дождик?

“Когда Татьяна Гавриловна Чистякова, заведующая садом, предложила мне организовать кабинет природы, я даже не задумалась: конечно да! Теперь у меня здесь филиал дома, - Татьяна обводит взглядом аквариум, “огород” (самые разные растения, этакая мини-оранжерея), живой уголок, стеллажи с книгами, красками, игрушками, камушками… – Сюда выпускники мои прибегают после школы – животных покормить (вот и сегодня 10-летние Гриша Ястреб и Алеша Васецкий принесли охапки травы для свинки и кур), приносят раковины, песок, камни… Мне кажется, что природа дает нам материал для творчества, чтобы тоже могли создавать красоту, чтобы душа и мозги не засыхали… Если человек еще в детстве своими руками создал нечто прекрасное, он уже не сможет вытоптать клумбу, срубить дерево – убить красоту. Вот хочу в будущем году сделать серию мозаик с животными Уссурийской тайги – леопарда, оленя-цветка…”

На занятиях по экологическому воспитанию в саду дети знакомятся с окружающим миром, познают, как все в нем устроено, взаимосвязано и едино. Занятия коротенькие, по 20 минут, да при этом нельзя просто прочесть лекцию, нужно обязательно менять виды деятельности, играть… Воспитанники Татьяны Владимировны вместе с ней зимой кормят птиц (даже в Ботанический сад возили кормушки), весной, летом и осенью следят за тем, как каждый сезон меняется жизнь, например, одуванчика, рисуют радугу такой, какой она отражается в капле воды, и могут сказать, какого цвета дождик…

“Сегодня мы говорили с ребятками о русской березке. Сидя на ковре у свечи, читали сказку о том, как плакали половицы, сделанные из березы. Держали в руках кусочек коры, прижимали его к щеке. Думали, чем питается березка, чем дышит. Рисовали ее, делали крону из зеленой бумаги. Я надеюсь, что мои малыши, узнав о том, как питают корни все дерево и его листву, никогда не потеряют своих корней. Корней жизни, любви к Родине…”

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото),"Владивосток"