Дети деградируют! - это беспокоит многих педагогов

В средних школах 11 городов и сел Приморского края комитетом по изучению общественного мнения администрации края по инициативе губернатора было проведено любопытное социологическое исследование. На вопросы отвечали школьники, их родители и учителя. Пожалуй, данные этого исследования наиболее точно характеризуют современных школьников. Цифры говорят сами за себя, выводы можете сделать сами…

11 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1180 от 11 июнь 2002

В средних школах 11 городов и сел Приморского края комитетом по изучению общественного мнения администрации края по инициативе губернатора было проведено любопытное социологическое исследование. На вопросы отвечали школьники, их родители и учителя. Пожалуй, данные этого исследования наиболее точно характеризуют современных школьников. Цифры говорят сами за себя, выводы можете сделать сами…

Отравляют жизнь уроки и учителя

Итак, сегодня учеников больше всего привлекает в школе возможность общения со сверстниками. Так ответили 87 процентов опрошенных. Особенно важным этот мотив посещения школы оказался для владивостокских школьников, которые все меньше и меньше видятся со своими друзьями во дворах. Каждый четвертый ученик заметил, что нравится ему и «общение с любимыми учителями», но так считают в основном ученики младших классов.

Что касается собственно обучения, то только 67,8% школьников выбрали среди положительных факторов посещения школы «возможность узнать много нового на уроках». При этом практически каждый третий родитель, участвовавший в опросе, отметил, что дети не хотят учиться и приходится их заставлять. Отсутствие интереса к учебе, к получению новых знаний подчеркнули 44,5% учителей.

Исследование показало, что 92,4% одиннадцатиклассников края собираются поступать в вузы. У ребят сформировано устойчивое желание иметь высшее образование, но в вузы их ведет не жажда знаний, а стремление иметь статус человека с высшим образованием.

Больше всего школьников тяготит объем задаваемых на дом уроков, на это указала почти половина подростков. В 6-8-х классах на этой проблеме сделали акцент 40,2% опрошенных, а в 11-м классе уже - 51,5%. Старшеклассникам приходится высиживать за партой в школе не менее шести часов в день, еще минимум 4 часа ежедневно тратить на домашние задания.

Заметным фактором, «отравляющим» школьную жизнь, ребята назвали «несправедливые придирки отдельных учителей». Именно это более всего не нравится в школе практически трети учеников. В среднем каждый десятый школьник заметил, что необходимо улучшение отношения учителей к ученикам. Особенно важно это для ребят из старших классов. Отчуждение усугубляется тем, что в школах, по мнению ребят, крайне мало молодых педагогов, которые лучше понимают подростков и их интересы.

Родители (58 процентов опрошенных) и учителя (32,6%) часто акцентировали свое внимание на проблеме «школьных учебников». Родители считали, что комплект учебников стоит очень дорого и он нередко не под силу семейному бюджету, особенно, если школьников в семье несколько. Учителя на эту проблему смотрят с другой стороны: они не удовлетворены тем, что школьные библиотеки не укомплектованы необходимым набором учебников.

Как очень острую проблему учителя рассматривают то, что «родители мало внимания уделяют учебе и воспитанию детей», тревожится по этому поводу половина педагогов. Опрос показал, что в большинстве случаев воспитанием школьников в семье занимаются матери. Только в 27,7% случаев ученики назвали отцов среди других членов семьи, интересующихся их успехами в школе, а 5,6% - бабушек. При этом с возрастом контроль за учебой детей в семье ослабевает: из учеников 11-х классов так ответили 14,4%.

Родителям пора снять «розовые» очки

Один из разделов исследования был посвящен тому, как школьники проводят свободное время. Ребята отметили, что «после уроков в школе ничего интересного не проводится» (16,8% ответов), особенно такой ответ характерен для сельских школьников. Однако в среднем каждый четвертый ученик занимается в школьных спортивных секциях, а во Владивостоке - даже каждый третий, каждый шестой из опрошенных участвует в творческих коллективах (во Владивостоке - каждый пятый). Очень мало ребят, только 2,4% в среднем по краю занимаются в кружках по интересам. В селах на дополнительные занятия и факультативы ходят более половины ребят, тогда как во Владивостоке - только 35,3%.

Практически треть всех школьников, участвовавших в опросе, помимо обучения в школе, не занимаются ничем. Не случайно половина (51,8%) учителей и 31,7% родителей, принявших участие в исследовании, среди проблем, связанных с подрастающим поколением, подчеркнули «беспринципность и бездуховность молодых». Тревожит учителей низкий культурный (25,3%, а в селе - 37,2% ответов) и интеллектуальный (21,6%, а в селе - 30,8%) уровень учащихся. Педагоги обеспокоены тем, что у ребят зачастую отсутствуют интересы и увлечения.

В крае встала проблема «роста наркомании и алкоголизма» среди подростков и молодежи. 80% всех учителей и родителей обеспокоены масштабами развития этого явления в обществе. В ходе опроса 2,7% школьников от 12 до 17 лет признались в том, что «пробовали наркотики», «употребляют наркотики постоянно» - 0,5%. «Пробовали алкоголь» 53% ребят, «принимают алкоголь постоянно» 2,9% школьников старше 12 лет. С возрастом эти показатели растут, среди учащихся 11-х классов с наркотиками знакомы (пробовали) 10,6% ребят, а с алкоголем - 84,2%. Несколько выше эти показатели среди сельских школьников (возможно, за счет большей искренности ответов сельских ребят). Что касается курения, то в 11-х классах постоянно курит практически каждый пятый ученик.

Родители своих детей явно недооценивают. Только 4,4% из них обеспокоены тем, что их собственный ребенок «возможно, пробовал алкоголь или наркотики». Более реально смотрят на эту проблему учителя, 39,4% участвовавших в опросе педагогов выразили беспокойство по этому поводу.

Вызывает беспокойство у родителей (36,2%) и учителей (19,7%) проблема ранних половых связей школьников. Причем учителя достаточно адекватно оценивают ситуацию, а вот родители наивно полагают, что, несмотря на остроту проблемы в общем, она не затрагивает лично их детей-подростков. Опасения по этому поводу относительно своих детей высказали только 2% родителей.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, «Владивосток»