Страсти по «Москиту»

Авиастроители Арсеньева вновь буксуют. Абсолютно на ровном месте. Совершив пару лет назад рывок с первым китайским контрактом на «Москиты», когда объемы произведенной продукции по сравнению с любым годом минувшего десятилетия выросли почти в 100 раз, они частично вернулись к рабочей трехдневке.

11 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1180 от 11 июнь 2002

Авиастроители Арсеньева вновь буксуют. Абсолютно на ровном месте. Совершив пару лет назад рывок с первым китайским контрактом на «Москиты», когда объемы произведенной продукции по сравнению с любым годом минувшего десятилетия выросли почти в 100 раз, они частично вернулись к рабочей трехдневке.

В результате валовый объем производства в прошлом году упал почти в шесть раз. Доля экспортной продукции снизилась на треть, тогда как прежде приближалась к 100 процентам. Доля оборонной продукции, чем как раз и силен завод, составила всего 49,1 процента.

Как подтвердил мне один высокопоставленный чиновник из правительственных источников, в ближайшие годы госзаказы на новую вертолетную технику даваться оборонным предприятиям России не будут. По крайней мере, лет пять - шесть. В федеральной казне на это нет денег. Следовательно, о «Черной акуле», этой легенде мирового ударного вертолетостроения, авиакомпании «Прогресс» придется на долгое время забыть. Равно как и об «Аллигаторе» - ее спаренном варианте. На международный же рынок вооружений, находящийся под контролем США и НАТО, наш боевой геликоптер не допускают. Так, те же турки, объявившие тендер на закупку армейских вертолетов и водившие фирму Камова и «Прогресс» за нос в течение двух лет, в итоге, как и предсказывали эксперты-политики, остановились на американской «Кинг-кобре» фирмы «Белл». Ведь Турция - страна НАТО, и ее правительство не захотело попасть под обструкцию Североатлантического военного альянса. Хотя заметим, что официально итоги конкурса еще не объявлены. В то же время затеявшие было в прошлом году аналогичный тендер южнокорейцы вдруг странно замолчали.

В условиях бесперспективности работы на внутренний рынок руководство «Прогресса» еще в 1997 году взяло курс на экспортное производство. А в нем - на изделия морской тематики. Поиск инопартнеров и усилия кабинета министров привели авиакомпанию к сотрудничеству с российскими кораблестроителями, работающими по международным договорам. Так, в конце прошлого десятилетия появился первый «китайский контракт», в котором прогрессовцы, укомплектовав своими «Москитами» пару эсминцев, построенных для КНР питерской «Северной верфью», зарекомендовали себя не только поставщиком супероружия, но и надежным партнером. Что особенно ценится на мировом рынке.

Теперь «Прогресс» живет развертыванием второго контракта. Но и Россия, и Китай надолго замерли в ожидании исхода схватки между крупнейшими кремлевскими и правительственными чиновниками вокруг этого судостроительного проекта.

Уж больно кругленькая сумма завертелась призраком в карманах не только Отечества, но и всякого, кто хоть как-то может поучаствовать в дележе этого пирога - 1,4 млрд. долларов!

И поехало... Ни у кого не было сомнений, что строительство двух эсминцев для зарубежного партнера, как и в первый раз, будет вестись на питерской «Северной верфи». Но вдруг громом среди ясного неба прозвучало: Балтийский завод! Таким образом, как указывает журнал «Военно-техническое сотрудничество» в одном из своих последних номеров, дележ заказа на эсминцы проекта 956ЭМ вызвал самый громкий скандал в российском ВПК за последний год. Ведь еще весной 2001 года договором между правительственным Российским агентством по судостроению и «Северной верфью» было определено, что именно последняя является исполнителем заказа. Но следом так называемая межведомственная комиссия провела тендер, который выиграл Балтийский завод, снизив цену на строительство судов на 80 миллионов долларов и пообещав обойтись без субподрядчиков. Решение в пользу балтийцев было принято под руководством первого вице-премьера и главного «оборонщика» страны Ильи Клебанова, похоже, пролоббировавшего их интересы, за что, в частности, он и стал в начале февраля нынешнего года «бывшим».

В эту междоусобную войну высших чиновных кланов, тесно связанных с банковским капиталом, почувствовавшим вкус жареного, невольно втянут и «Прогресс». Вспомним: 30 декабря прошлого года был заключен контракт между представителем государства - «Рособоронэкспортом» и китайской стороной на постройку эсминцев. Минуло много месяцев - а заказу все так же не дано хода. Долго не подписывалось, как положено, межправительственное соглашение. И лишь 10 мая визы наконец были наложены. Появилось и постановление кабинета министров, в котором расписаны конкретные задания. Но еще немало времени уйдет на заключение договора комиссии между «Рособоронэкспортом» и авиакомпанией «Прогресс», без чего невозможно открыть стабильное инвестирование ракетостроительного производства. Проект такого документа в принципе подготовлен, но в нем государственный посредник выдвинул совершенно неприемлемые для «Прогресса» условия, увеличив размер своих комиссионных за счет уменьшения доли экспортной выручки производителя «Москитов» на несколько десятков процентов. Все должно решиться при рассмотрении протокола разногласий.

Если еще учесть, как долго Россия торговалась с Поднебесной по цене контракта, держась за назначенную нашим правительством (против первого совершенно аналогичного контракта) запредельную сумму, то получается, что только из-за сомнительной возни высших московских чиновников арсеньевские авиастроители простояли целый год.

До сих пор нет кредитной линии, что многое означало бы и для завода, и для города. «Прогресс» бы действительно заработал: и приступил бы к комплектации сборки собственными деталями, и открыл бы финансирование заводов-поставщиков для закупки у них нужных узлов и агрегатов. А в казну муниципального образования пошли бы налоговые отчисления, пополняя скудную доходную часть местного бюджета.

Понятно, что в любом случае авиакомпании простаивать осталось недолго: контракт имеет не только денежное выражение, но и временное. В противном случае России придется платить инопартнеру немалую сумму за срыв сроков его выполнения.

Насколько нам стало известно, возня крупнейшего российского капитала идет не только вокруг указанных главных верфей страны, но и вокруг любого мало-мальски дееспособного оборонного предприятия страны. Вон уже забеспокоились и комсомольчане: под предлогом разработки истребителя 5-го поколения их лишили права быть головным исполнителем заказа КНР на 40 самолетов «Су-30МКК», «весящих» полтора миллиарда долларов. Вместо КнААПО постановлением Михаила Касьянова таковым назначен авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой», головная фирма которого базируется в столице. В одной из телепрограмм губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявил о своем несогласии с такой «рокировкой» и о намерении добиваться справедливости.

К чести Приморья, несмотря на экономические и политические катаклизмы, «Прогресс» в смысле научно-технического и кадрового потенциала остается гордостью отечественного ВПК. Но, как говорится, кому война, а кому мать родна. С точки зрения экономических интересов олигархических групп страны арсеньевская авиакомпания - предприятие тоже весьма привлекательное.

Вот данные журнала «Экспорт вооружений», издающегося «Центром анализа стратегий и технологий», называющего рейтинги предприятий российского оборонно-промышленного комплекса в различных сферах экономики.

«Прогресс» по объему продаж уже в 1999 году занял 20-е место. А в 2000 году был восьмым! Арсеньевская авиакомпания показывает пример другим и в уровне производительности труда - здесь у нее почетнейшее 5-е место. Высший показатель у «Прогресса» за этот период в динамике развития предприятия: 2-е место, при этом остались позади такие известнейшие фирмы оборонки, как «Антей», Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, «Пирометр». Но, конечно, главное, что интересует наши дирижирующие экономикой кланы, - это объем прибылей. Так вот, по итогам 2000 года, когда «Прогресс» всего-то по сути работал на китайский контракт, он по этому показателю на пятом месте!

И кому-то неймется прибрать его к рукам. На завод следуют одна за другой высокие комиссии - их только в этом полугодии было уже более десятка. Сейчас здесь работает налоговая полиция, проверяющая правильность расходования средств, вырученных от предыдущего иноконтракта. В общем, всяческие инспектора вдруг стали изучать все - от финансового и производственного состояния предприятия до утилизации отходов драгметаллов. Поговаривают о замене на более лояльных к крупному капиталу гендиректора авиакомпании Виктора Печенкина и представителя государства на заводе Александра Смирнова, заместителя начальника управления «Росавиакосмоса». Но пока в открытую схватку за смену руководства предприятия никто не идет.

- Я остаюсь представителем государства в совете директоров на очередной период, - сказал мне в недавней беседе А. И. Смирнов. - Да и Печенкин получил сертификат управляющего таким предприятием, так что в правительстве речь о замене не идет.

Как бы то ни было, но завод, обладая мировыми технологиями, все еще представляет собой уникальный авиастроительный комплекс. Важно и то, что его коллектив находится в самом работоспособном среднем возрасте - 46 лет, против 54 в целом по отрасли.

И, как засвидетельствовала недавняя серьезная комиссия под руководством главного федерального инспектора по Приморскому краю Сергея Шерстюка, «Прогресс» способен выполнить заказ не только на «Москиты», но и на ряд других изделий оборонки.

- И вообще, кажется, разум стал побеждать, - говорит Виктор Печенкин. - На днях в Москве состоится совещание, на котором должна быть поставлена точка в вопросе по китайскому контракту. Но мы и не ждали окончания спорной ситуации, завод, насколько позволяют средства, уже работает на этот заказ. К примеру, изготовлено собственных деталей на сотни миллионов рублей.

Есть и другие интересные проекты, связанные с прогрессовскими «Москитами». В российских да и мировых корабельных вооружениях «Москит» все еще остается оружием морского боя № 1. И в этом смысле «Прогресс», как единственный в России его серийный производитель, непотопляем. Разве что удар нанесут свои же...

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»