В Чечне приморский «Лидер» охранял «бандитов» от бандитов, или Откровения офицера спецназа

Во время только что прошедшей командировки на войну на Северный Кавказ отряду специального назначения «Лидер» главного управления исполнения наказаний Приморья доверили охрану правительственной резиденции главы временной администрации Чечни Ахмада Кадырова. И если раньше в наших земляков боевики целились только за принадлежность к федеральной власти, то нынешней зимой и весной к ним присоединились кровные враги Кадырова (некоторые в глаза себя называли его друзьями).

6 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1178 от 6 июнь 2002

 Во время только что прошедшей командировки на войну на Северный Кавказ отряду специального назначения «Лидер» главного управления исполнения наказаний Приморья доверили охрану правительственной резиденции главы временной администрации Чечни Ахмада Кадырова. И если раньше в наших земляков боевики целились только за принадлежность к федеральной власти, то нынешней зимой и весной к ним присоединились кровные враги Кадырова (некоторые в глаза себя называли его друзьями).

Сейчас бойцы и офицеры «Лидера» вернулись домой. К счастью, все живы и без ранений. Восемь человек представлены к наградам. Это доктор Дмитрий Ковалев, капитан Александр Цымбал, старший лейтенант Александр Матвейко, майор Виктор Дударик, старший лейтенант Сергей Нещета и другие. С заместителем начальника отдела спецназа майором внутренней службы Юрием Красотой состоялся разговор о второй чеченской войне. Хотя он полностью прошел и первую кампанию на Северном Кавказе. Тогда командовал оперативно-следственным отрядом МВД на освобождаемых территориях и группой СОБРа. Награжден именным оружием – пистолетом Макарова, орденом Мужества (к этой награде представлялся три раза), медалями «За отвагу», «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и многими другими. Одним словом, ВОИН. Разговор с Юрием Феофановичем шел о нынешнем состоянии войны в мятежной республике, о союзниках и врагах, о перспективах мира на Северном Кавказе.

- Мне пришлось воевать практически во всех районах Чечни - в Грозном и Шали, в горах и пустыне (мало кто знает о существовании пустыни на границе с Дагестаном). Причем приходилось заниматься всем: налаживать агентурную сеть, устраивать зачистки, выискивать ваххабитов, устраивать засады на «духов» и самим пробиваться через засады, обезвреживать мины и фугасы на дорогах, вступать в прямые боевые столкновения и оборонять блокпосты, всего не перечесть. Башку могли отстрелить в шесть секунд, еще быстрее можно было подорваться на минном поле.

7 января нынешнего года майор Красота во главе «Лидера» отправился в Грозный.

- В этот раз приказали охранять правительство Чеченской республики. Приходилось охранять «бандитов» от бандитов. В моральном плане минувшая командировка оказалась самой тяжелой. Ведь кадыровцы не скрывают, что воевали против федералов. Сомнений не возникает. Профессионализм и выучка, снаряжение и оружие у этих ребят значительно лучше, чем у бестолковых милицейских отрядов, собранных на убой со всей России. Довелось мне как-то взять в плен наемника, так его выкладка, разгрузка, форма тянут на сотни «зеленых». У наших армейских разведчиков такая разгрузка одна на роту. Кадыровцы все поголовно имеют такую выкладку. Оружие у всех одинаковое - советско-российского образца, оно лучшее в мире.

Зато «духи» каждый день и каждую ночь учатся воевать, 10-12-летних пацанов в обязательном порядке прогоняют через учебный центр «Кавказ» Хаттаба. У одного ребенка нашли блокнот, а там есть запись о ведении стрельбы в горах сверху вниз при всех температурных режимах с поправками на ветер и разряженную атмосферу со всеми точками прицеливания. А для наших ментов даже перед вводом в республику в очередную командировку не могут организовать полевой сбор с полноценным обучением. На российских милицейских отрядах обучают чеченских детей тактике, ведению боя, стрельбе. Взрослый дядька приводит к блокпосту местных пацанят, и те учатся воевать, отрабатывают приемы атаки, отступления, прорывов, обороны, передислокации. На армейских блокпостах все серьезнее: внезапная атака, но без задачи занять блокпост, назад, три минуты на перегруппировку, атака с другой стороны, назад, перегруппировка две минуты, рассредоточение, обстрел из всех видов стрелкового оружия. Как в кино. Отзанимались, разошлись по домам. Вдумайтесь в истинное положение вещей.

Но если наш рядовой состав хоть знает, как держать оружие, и может правильно устроить схрон, то милицейские начальники - полковники и генералы сплошь и рядом бестолковые. Они приезжают в Чечню за орденами и медалями. Заметьте, я не веду речь о СОБРах, некоторых ОМОНах и армейцах. Наши комендантские, саперные или разведроты – ребята 18-20 лет – сражаются на равных с «духами». И побеждают их. Даже когда умирают, то каждый тащит на тот свет с десяток «чехов». Вспомните псковских десантников. Вот настоящие герои, а не те в папахах, что кичатся своим пребыванием в Ханкале под охраной брони и вертушек.

На общем фоне «Лидер» смотрится неплохо. Здесь есть до полутора десятков офицеров, прапорщиков – настоящих подготовленных бойцов, остальные тянутся за ними. В материальном плане хорошо обеспечены ГУИНом, другим милицейским отрядам и не снилось. Конечно, деньги на войне играют не последнюю роль для тех, кто может вернуться домой «грузом-200». Но есть и те, кто отправляется в Чечню воевать за идею. Вот про армейцев, получающих в отличие от боевиков крохи, можно именно так сказать. Выйдет сегодня армия из Чечни - завтра хозяевами станут «духи», милиция самостоятельно не справится.

- В Чечне все как на войне. Отправляясь туда, надо быть готовым, что тебя хотят убить 24 часа в сутки. Но федерал обязан выстрелить первым, чтобы остаться в живых, чтобы убить своего невидимого врага. К сожалению, так происходит не всегда. Есть такие, которые приедут, отсидятся, потом отрапортуют, получат награды. Но ведь работа не сделана. И «духи», как призраки, бродят в горах и по селам. Работа остается только что призванным в армию. За победными реляциями забыты прописные истины – маршевая выносливость, обстрелянность, чувство локтя. Опять же нельзя заниматься шапкозакидательством. Противник все еще очень силен, его надо уважать. Только в этом случае в каждом поединке можно рассчитывать на успех.

Нынешняя война в Чечне напоминает игру в шахматы. Необходимо предугадать следующий ход врага, обойти расставленные ловушки, самому загнать «духа» в угол и уничтожить. Некоторые наши комендатуры работают в горах и «зеленке» так, что «чехам» и не снилось. На общевойсковой, специальной и инженерной разведке сейчас все держится в Чечне. Их умению вести партизанскую и диверсионную войну учатся полевые командиры во главе с Масхадовым. Чеченцы уважают только силу. И они считаются только с сильным противником – значительная часть федеральных войск эту силу представляет. Определить, воин ты или нет, можно одним беглым взглядом – как держишь оружие.

Охрану Кадырова и его штаба в Грозном в местечке под названием Ключи доверили «Лидеру». Это очень знаковое событие.

- В его личной охране только бывшие боевики. Вряд ли они сознательно перешли на сторону Москвы. Один из них на совместном блокпосту рассказывал, как пленил и допрашивал в первую войну нашего летчика. Какие еще нужны комментарии? Поэтому нынешнее союзничество только на словах. Кадыровцы хотят захватить власть в Чечне, а без федеральной помощи им масхадовцев не уничтожить. Только поэтому они сейчас не стреляют нам в спину. А до 1999 года имам в своих проповедях призывал резать «русских свиней».

Опять же кадыровцы не ходят в рейды в горы. Так, охраняют своего лидера, готовы вступить в бой в случае нападения. Но самостоятельно вести операции на уничтожение – такого нет. Вот гантемировцы – злые, бесшабашные и безбородые ребята, те идейно воюют. Они сами, принципиально, сражаются с бандитами. Почему у них и неприязнь к кадыровцам. Кадыров с Гантемировым ненавидят друг друга, такие же отношения и у сторонников. Местное население больше поддерживает Гантемирова.

У Кадырова очень большая и хорошо вооруженная охрана. Тем не менее для усиления были приданы приморский и кемеровский спецназы. База была на территории двух районов – Заводского и Ленинского. Мы держали мощную огневую точку на крыше ангара, зоной обстрела наглухо перекрывали все подходы к резиденции. Боевики это знали и тупо не лезли на рожон. Хотя по мелочи были и нападения, и обстрелы. Специально охотились за снайпером и старшим поста. Справедливости ради отметим, что в один подрыв колонны мы попали. Но ребята моментально растянулись в цепь и плотным огнем заставили «духов» отступить. Во время командировки несколько раз приходилось работать в самом Грозном совместно с армейской разведкой. Они часто обращались за помощью, поскольку собственных сил иной раз не хватает. Самое главное – удалось взять под контроль большую часть территории ночного – подчеркиваю, ночного – города.

Простая Чечня устала от войны. За последние несколько месяцев бандиты потерпели целый ряд сокрушительных поражений. Меньше поступает денег боевикам, выбивается из-под ног идеологическая почва. Поэтому война перестает быть патриотическим делом.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»