Должен ли экономист уметь считать?

Современное (высшее) образование характеризуется двумя основными чертами – уровнем и престижем. С престижностью образования все более или менее понятно: престижно то, что востребовано. Популярность той или иной специальности формируется под воздействием запросов времени, или, говоря рыночным языком, спросом со стороны работодателей. Если заглянуть в раздел «Вакансии» в любом периодическом издании, станет ясно – сейчас неоспорим престиж высшего образования как такового.

28 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1172 от 28 май 2002
Современное (высшее) образование характеризуется двумя основными чертами – уровнем и престижем. С престижностью образования все более или менее понятно: престижно то, что востребовано. Популярность той или иной специальности формируется под воздействием запросов времени, или, говоря рыночным языком, спросом со стороны работодателей. Если заглянуть в раздел «Вакансии» в любом периодическом издании, станет ясно – сейчас неоспорим престиж высшего образования как такового.

В результате многие убеждены, что высшее образование – оно и в Африке высшее. И в большинстве своем абитуриенты (а также их родители) ставят своей целью получить (соответственно обеспечить) какое-нибудь образование, лишь бы звучало поприличнее. И лишь немногие понимают, что 5 лет упорного труда (и студента, и преподавателей) должны привести к рождению специалиста.

Безусловно, не существует универсального ответа на вопрос «Где лучше учиться?» Многое зависит от желания учиться и качества образования. И если ответственность за первое полностью лежит на будущем студенте, то второе – головная боль преподавательского коллектива и руководства вуза.

Абитуриент часто не в состоянии самостоятельно оценить уровень образования, ибо те специальности, что сейчас идут на ура, через пять лет могут оказаться никому не нужными. Спасти положение должен уровень образования: к моменту окончания вуза нынешний абитуриент должен стать высококлассным специалистом в своей области – именно тогда даже при падении престижа специальности он выдержит борьбу за рабочие места, соперничая с остальными.

Сказанное выше целиком относится и к образованию экономическому. Ситуация в данной области осложняется еще и тем, что до сих пор в средней школе экономика не преподается в качестве отдельного предмета. Образовательный стандарт отвел ей очень скромное место – несколько уроков в рамках курса обществознания – мизер по сравнению с физикой, химией, биологией, литературой и другими предметами, которые изучаются в течение нескольких лет. В результате школьники лишь подозревают, что «экономика – это круто!» А дальше появляется богатый выбор вузов, специальностей и специализаций.

При поступлении в вуз окончательный выбор чаще всего делается родителями абитуриентов, и в этом нет ничего страшного. Их опыт в большинстве случаев позволяет избежать нежелательных последствий – пустой траты пяти лет жизни их отрока, а также (немалых порой) денежных средств, отданных за обучение. Что же необходимо знать, чтобы не совершить ошибку, которая обойдется вам слишком дорого? Чтобы ответить на этот вопрос, уделим несколько слов новейшей истории экономического образования в России.

Экономическая наука как наука о современном рыночном хозяйствовании не является плодом творчества российских (советских) ученых. Многие достижения в этой области по понятным причинам принадлежат европейской и американской экономическим научным школам. В результате преподавание данной дисциплины в России полностью опирается на переводные (в основном американские) учебники. Однако учебники бывают разные. За рубежом принято издавать несколько вариантов одного и того же учебника одного автора, различающихся уровнем изложения. При этом самые простые варианты, предназначенные за рубежом для школьников, стали в России эталоном преподавания экономической теории во многих вузах. Дело в том, что американский стандарт образования допускает незнание основ высшей математики, что и приводит к появлению изданий типа «экономика для домохозяек». С другой стороны, большинство научных работ в области экономики, изданных за последний век, активно используют математический аппарат в качестве языка описания. Потому и все серьезные учебники в этой области также избирают математический язык для изложения материала. Проблема в том, что большинство экономистов доперестроечного образца не в состоянии использовать язык математики – они просто не владеют данным языком, так как основой их образования в лучшем случае являются политэкономия социализма и научный коммунизм.

Математика – строгий и лаконичный язык, на котором легко и подробно описываются практически все стороны нашей жизни, в том числе и большинство современных экономических проблем. Российский уровень школьного образования ничуть не хуже, а во многом и лучше американского. Так зачем же копировать их опыт по упрощению знаний? Не лучше ли преподавать экономику сразу на том высоком уровне, который позволит без труда разобраться в современных экономических проблемах на практике и в теории?

В России есть учебные заведения экономического профиля, в которых качество образования ценится выше количества выпускников. Одним из примеров является Российская экономическая школа (РЭШ, www.nes.ru), располагающаяся в Москве. Это учебное заведение нового типа, финансируемое зарубежными инвестиционными и образовательными фондами, уровень которого признается такими мировыми лидерами в области экономического образования, как Гарвард, Массачусетский технологический институт, Лондонская школа экономики и др. Основанная на базе Центрального экономико-математического института, РЭШ проводит целенаправленную политику по распространению современных экономических знаний в регионах России. В частности, в Приморском крае в рамках гранта «Программа поддержки кафедр», финансируемого «Институтом Открытое общество – Фондом Сороса», тесные связи с РЭШ поддерживаются кафедрой прикладной математики и информационных технологий Института математики и компьютерных наук ДВГУ (kpmit.wl.dvgu.ru). В течение 2000–2001 гг. преподаватели данной кафедры прошли стажировку в РЭШ, не только пополнив и обновив свой багаж знаний, но и изучив современные методы преподавания экономических дисциплин. Открытая на этой кафедре специальность «Математические методы в экономике», первый выпуск которой состоялся в 1999 году, призвана пополнить российскую (и приморскую) экономику настоящими специалистами. Спектр деятельности выпускников кафедры достаточно широк. Это производственные и торговые компании, банки, биржи, страховые компании, государственные и коммерческие предприятия. Лучшие выпускники кафедры имеют возможность продолжить образование в РЭШ и за рубежом по магистерской и докторской программам.

Уже сейчас тезис «экономисты нужны всем» дополняется вопросом «а все ли экономисты нужны?» Безусловно, ответ на этот вопрос сможет дать только время, но уже сейчас можно предпринять шаги, оберегающие от нежелательных последствий. Для тех родителей, кто озабочен уровнем образования, небезразлично, что будут знать и уметь их сын или дочь. Пять лет – большой срок, и за это время конъюнктура рынка труда может существенно измениться. Работодатель уделяет все более пристальное внимание не только и не столько специальности и названию вуза, сколько способности потенциального работника к самостоятельному мышлению, способности анализировать, прогнозировать и принимать решения. Остается пожелать разумно использовать «основное завоевание демократического общества» – право выбора – в столь сложной задаче поиска достойного образования.

(Примечание. Расширенный вариант статьи опубликован на сайте kpmit.wl.dvgu.ru.)



Д. Давыдов окончил с золотой медалью среднюю школу, с отличием - Дальневосточный государственный университет по специальности «Математические методы в экономике», стажировался в Российской экономической школе и Центральноевропейском университете по специальности Master of arts in Economics, является сотрудником Дальневосточного центра экономического развития.

Автор: Денис ДАВЫДОВ, аспирант ДВГУ