Правосудие для народа

Неужели, чтобы добиться того, что тебе положено по закону, нужно сначала нарушить закон? Несколько лет работники «Дальморепродукта», впрочем, как и многих других предприятий, не получали заработанные деньги вовремя и в полном объеме. И обеспечить их право на зарплату правоохранительные органы не могли. Ни прокуратура, ни суды.

24 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1171 от 24 май 2002

 Неужели, чтобы добиться того, что тебе положено по закону, нужно сначала нарушить закон? Несколько лет работники «Дальморепродукта», впрочем, как и многих других предприятий, не получали заработанные деньги вовремя и в полном объеме. И обеспечить их право на зарплату правоохранительные органы не могли. Ни прокуратура, ни суды.

Но когда люди, перебравшие все законные способы своей защиты, решились на крайнее средство – бунт – перекрытие дороги, с ними справились моментально. Теперь зачинщиков будут привлекать к ответственности.Кого же защищают закон и правоохранительные органы?

Ответ на этот вопрос есть в докладе генерального прокурора Устинова президенту и Федеральному собранию.

Устинов сообщил, с кем же на самом деле борется милиция. Возьмем такую больную проблему, как коррупция. Так вот, самые страшные коррупционеры в нашей стране – это учителя, преподаватели вузов, врачи. Именно против этих категорий населения возбуждается до 70 процентов дел по взяткам.

А вы, наверное, думали, что взяточники - это в первую очередь люди из органов управления?

Ничуть не бывало, представители органов госуправления составляют меньше одного процента от общего числа выявленных взяточников.

Устинов посетовал, что и милиция, и ФСБ располагают оперативной информацией о взяточниках-чиновниках, но не реализуют ее.

«Наиболее масштабные нарушения - причем имеются в виду именно взятки, коррупция и воровство - выявлены: в министерстве обороны, в министерстве имущества, в министерстве промышленности, науки и технологии, министерстве путей сообщения, министерстве по чрезвычайным ситуациям, Государственном таможенном комитете, Минтранспорта, Минприроды, “Газпроме” и “Росвооружении”.

Например, руководители компании “Росвооружение” передали в подставные компании государственные ценные бумаги на сумму в 40 млн. долларов.

Устинов жалуется, что с расхитителями государственной собственности трудно бороться, потому что они отличаются “полной непрозрачностью действий и поведения”.

Устинов знает, о чем говорит, когда сетует на то, что милиция ловит не тех.

Но в искренность его очень плохо верится.

Я хочу рассказать две истории о взятках.

В 1984 году некий гражданин сдал свою машину в ремонт. Он ее очень любил и попросил мастера, чтобы тот «сделал все хорошо», и в поощрение дал ему 20 рублей. Трое сознательных рабочих, которые мастера не любили, сообщили об этом возмутительном факте в милицию. Человека, который «дал взятку», осудили на 3 года. …Прошло 17 лет, этот гражданин до сих пор не считает себя виноватым. А государство продолжает считать его преступником, наказанным по заслугам.

Еще одна история. Про гражданина по фамилии Ковалев. Он занимал пост министра юстиции страны. Потом враги засняли его голым в бане с девками. Потом он был арестован, но не за распутство, а за то, что «шантажировал свидетелей и пытался влиять на руководство следственного комитета». Следствие расследовало дело о хищении денег и ценностей из фонда общественной защиты прав граждан.

В феврале 1999 года господина Ковалева арестовали. Выпустили его в апреле 2000 года, уже перед судом.

Суд длился девять месяцев. Приговор занял почти сотню листов. Судья читал этот приговор шесть часов подряд. Все это время зал стоял.

Суть дела в следующем.

Минюст учредил фонд. Его возглавил министр Ковалев. Он звонил руководителям крупнейших фирм и предлагал жертвовать деньги на защиту прав граждан. За три с половиной года такие богатые компании, как “ЛУКОЙЛ”, “Русский сахар”, Монтажспецбанк и прочие, перечислили в фонд в общей сложности 9 млрд. неденоминированных рублей. Как установили в следственном комитете МВД, только 11 процентов этой суммы было потрачено по назначению. 1,29 млрд. рублей были разворованы. «Деньги уходили в фиктивные фирмы под договоры об информационном, консалтинговом и справочном обслуживании и обналичивались».

Суд также счел доказанным, что ближайшие родственники Валентина Ковалева получили от Московского управления инкассации в качестве взяток квартиры в Москве и садовые участки в пригороде. Все это им было передано в благодарность за содействие в решении ряда финансовых проблем. Дело в том, что одна из швейцарских фирм задолжала Московскому управлению инкассации 3,2 млн. долларов. И Ковалев помог вернуть долг.

Результат? Ковалев был признан виновным во взяточничестве и хищении денег. Он был даже наказан. Жестоко, страшно и беспощадно, чтобы другим было неповадно. Он получил 9 лет условно.

Сравните эти две истории сами.

И вот что меня еще смущает. Не верится мне в искренность Устинова, когда он говорит о решительной борьбе с коррупцией в государственных ведомствах. Я напомню еще один случай.

Главное контрольное управление при президенте установило, что генеральный прокурор Владимир Устинов бесплатно получил квартиру стоимостью 430 тысяч долларов. Этот подарок генпрокурору преподнесло управление делами президента по указанию Павла Бородина.

И все, кто думает, что сделка была совершена незаконно, пусть выкинут такие мысли из головы. Прокуроры в нашей стране – вне подозрений. Удивительно ли, что потом Устинов не нашел никакой вины Павла Бородина в завышении стоимости работ по реставрации Кремля?

И немного статистики напоследок.

В тюрьмах России сейчас находятся почти 2 миллиона людей.

За прошлый год в стране было зарегистрировано 3 миллиона преступлений.

Более 70 тысяч людей погибло от рук убийц. Еще 30 тысяч исчезли – не найдено ни живыми, ни мертвыми.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ