Химия и жизнь

25 мая Институт химии и прикладной экологии Дальневосточного государственного университета отмечает 45-летний юбилей.

24 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1171 от 24 май 2002
25 мая Институт химии и прикладной экологии Дальневосточного государственного университета отмечает 45-летний юбилей.

- Это только одна из точек отсчета, официальная дата, - говорит директор института, кандидат химических наук Алевтина Капустина. - На самом деле химические исследования велись в Государственном дальневосточном университете еще в 20-е годы: на физико-химическом и естественном отделениях педагогического и на горном отделении технического факультета, где были неплохие, по меркам того времени, лаборатории, именитые преподаватели, студенты, жаждавшие заниматься наукой.

В 1923 году в лаборатории общей, физической и минерально-технической химии ГДУ под руководством профессора Б. П. Пентегова изучались физико-химические характеристики углей различных месторождений Дальнего Востока, химический состав разных видов рыб, морских водорослей и моллюсков.

Объем и качество научных разработок позволили уже в 1931 году создать в университете самостоятельный химический факультет. Регион в то время стал бурно осваиваться, а индустриализация страны требовала все больше квалифицированных кадров для промышленности. Помимо подготовки специалистов-химиков здесь велись полноценные научные исследования и прикладные работы.

Увы, в 1938 году по факультету был нанесен страшный удар: волна репрессий, прокатившаяся по стране, не минула и университетских преподавателей. На химфаке по абсурдным обвинениям были арестованы почти все. Декана Ф. Ф. Юшкевича, к примеру, обвинили во вредительстве: следователи НКВД посчитали, что пожар в одной из университетских лабораторий, приведший, по их формулировке, к «приостановлению развития науки», был делом рук профессора-химика.

После «чистки» факультет так и не оправился – студентов стало просто некому учить, и их перевели в другие вузы – кого в Томский университет, кого в педагогический институт. Развитие химической науки на Дальнем Востоке теперь было действительно приостановлено.

1956-й вошел в историю Приморья как год восстановления университетского образования. 10 сентября 1957-го приказом министра высшего образования СССР № 947 в Дальневосточном государственном университете была вновь открыта специальность «химия» на факультете естественных наук. Помимо нее здесь были биологическое и медицинское отделения (на основе последнего, кстати, потом был создан медицинский институт, а ныне ВГМУ). Еще через год кафедра была разделена на две – неорганической и аналитической химии, что позволило создать самостоятельный химический факультет в ДВГУ.

Сейчас, по прошествии лет, удивительно, как быстро в университете смогли решить проблему с кадрами. Во-первых, преподавать пришли ученые из Дальневосточного научного центра Сибирского отделения Академии наук СССР. Одним из первых работать со студентами начал выпускник ГДУ, ставший к тому времени ученым секретарем ДВНЦ, Всеволод Тихонович Быков. Во-вторых, специалисты приезжали из других регионов. В 1957 году во Владивосток вернулся Михаил Никитич Тиличенко, преподававший когда-то в ГДУ и ставший доцентом Саратовского университета. С собой он привез двоих аспирантов – Владимира Высоцкого и Владимира Каминского. Сейчас оба они известные люди: первый – ученый с мировым именем, заслуженный химик России, действительный член РАЕН, второй – заслуженный работник высшего образования, профессор кафедры органической химии ДВГУ. Годом позже приехал профессор Александр Иванович Шлыгин, оставивший ради Дальнего Востока кафедру в Московском государственном университете. С собой он привез уникальное оборудование, которым полностью была укомплектована электрохимическая лаборатория в ДВГУ. А вскоре после него из Казахстана приехала Зинаида Абдуловна Батырбекова, талантливая химик-органик. Этот костяк и концентрировал вокруг себя молодежь.

В те годы в СССР бурными темпами развивалась химическая промышленность. Никита Хрущев, генеральный секретарь ЦК КПСС и фактически лидер государства, даже модернизировал знаменитую ленинскую фразу, заявив, что «коммунизм есть советская власть плюс химизация всей страны». На Дальнем Востоке тоже строились химические и нефтеперерабатывающие заводы. Специалисты-химики были не только востребованы - их труд хорошо оплачивался. Но была еще и романтика: причастность к будущему, к технологиям ХХI века. Конкурс на химфак ДВГУ был выше, чем в самых престижных вузах. В 1966 году, например, на 100 мест претендовало 105 золотых медалистов!

В 1999 году химический факультет приобрел новый статус и стал Институтом химии и прикладной экологии (ИХПЭ).

В его составе три факультета – химический; прикладной экологии; химических технологий, нефтехимии и углехимии.

Студенты имеют возможность специализироваться в самых разных областях, включая такие новые направления, как медицинская химия или химическая кибернетика.

- Прежде чем ввести новую специализацию, мы прогнозируем, где выпускник сможет применить полученные знания, - говорит Алевтина Капустина. – В сегодняшней науке невозможно провести четкую границу между областями знания. Вдруг оказалось, что химия, физика, медицина, биология и еще целый ряд наук не могут обходиться друг без друга в процессе познания мира. Новые специализации как раз и призваны объединить разные области знания для достижения конкретных целей.

Появление в ИХПЭ некоторых специализаций продиктовано самой жизнью. К примеру, для выполнения федеральной программы развития нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке в ближайшем будущем потребуются высококлассные кадры, и ДВГУ уже начал их подготовку.

Студенты, изучающие сегодня биоорганическую химию и биохимические технологии, завтра будут решать проблемы синтеза биологически активных веществ. Ведь если продолжать получать их из растений и животных, многие редкие виды могут попросту исчезнуть. Выпускников с дипломом химика по специализации «медицинская химия», умеющих и синтезировать новое вещество, и предугадать, как оно подействует на организм человека, ждет интересная работа в фармацевтической промышленности.

Необычные перспективы химия открывает и перед, казалось бы, погибающей угольной отраслью Приморья. Пусть наши угли низкокалорийные и плохо горят в топках ТЭЦ и котельных, зато они представляют интерес как сырье для производства клеящих смол, придающих изумительную прочность строительным материалам и дорожным покрытиям. Кстати, «угольная смола», полученная в лаборатории ИХПЭ, использовалась при реставрации памятника адмиралу Макарову. Она же вошла в состав материала для покрытия взлетно-посадочной полосы Владивостокского аэропорта. Не исключено, что благодаря выпускникам ДВГУ заброшенные шахты вновь заработают, а умирающие шахтерские города обретут новую жизнь.