Разрешение на арест будет давать судья

С 1 июля этого года в России начинает действовать новый Уголовно-процессуальный кодекс. Главное отличие нового закона, регламентирующего уголовный процесс, – четко обозначенный приоритет интересов личности над интересами государства, считает заместитель председателя краевого суда Евгений Тренин. О новом законе, о его влиянии на нашу жизнь и о том, как в новых условиях будут работать судьи, которым отныне отводится иная роль в уголовном процессе, он рассказал корреспонденту «В»:

23 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1170 от 23 май 2002
С 1 июля этого года в России начинает действовать новый Уголовно-процессуальный кодекс. Главное отличие нового закона, регламентирующего уголовный процесс, – четко обозначенный приоритет интересов личности над интересами государства, считает заместитель председателя краевого суда Евгений Тренин. О новом законе, о его влиянии на нашу жизнь и о том, как в новых условиях будут работать судьи, которым отныне отводится иная роль в уголовном процессе, он рассказал корреспонденту «В»:

- Старый, советский УПК был рассчитан на иную систему, другую общественную формацию. В основе его лежал приоритет государственных интересов над интересами личности. Допустим, кража личного имущества наказывалась сроком 2–3 года, а вот хищение СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ (государственной) собственности – до 15 лет лишения свободы! При этом за убийство могли дать «десятку».

Роль судьи в старом кодексе сводилась, по сути, к карательной функции. Суд был органом, завершающим уголовное преследование под надзором прокуратуры. Мало того, его задачей была даже борьба с преступностью. На практике это выглядело так: очередной указ Президиума Верховного Совета СССР выносил постановление, в котором судьям предписывалось «усилить карательную практику» по тем или иным видам преступлений. Фактически он ориентировал суды на широкое применение максимальной меры наказания в рамках очередной кампании.

Кстати, в старом УПК не было формулировки «справедливое наказание». Преднамеренно или случайно упустили это слово тогдашние составители – мы уже не узнаем. В любом случае Евгений Николаевич считает внесенный акцент хорошим знаком. Это значит, что суды будут дифференцированно подходить к назначению наказания, учитывая и личные качества преступника, и степень общественной опасности совершенного им деяния.

К задачам суда отнесены, с одной стороны, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения, освобождение от наказания невиновных, а с другой - назначение виновным справедливого наказания.

В целях обеспечения прав участников процесса введен институт мер безопасности к потерпевшему и свидетелю. Если им угрожают убийством, применением насилия или иными противоправными действиями, судебное разбирательство проводится в закрытом заседании, в условиях, исключающих даже визуальное наблюдение за свидетелем других участников процесса.

К числу основополагающих принципов уголовного судопроизводства отнесен принцип состязательности. Это значит, что суд больше не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Он выслушивает все стороны, в совокупности оценивает собранные ими доказательства, аргументы, выносит свой приговор.

- Главное изменение в уголовном процессе – новая роль судьи, который будет участвовать в ходе досудебного производства – давать санкции на арест, проведение обыска, о наложении ареста на имущество, контроле и записи телефонных разговоров, - рассказывает Е.Тренин. - Он же будет продлять сроки содержания подозреваемого под стражей, получать информацию о вкладах и счетах в банках. Задерживать подозреваемого по новому УПК можно будет только на 48 часов. В случае необходимости дальнейшей изоляции лица за 8 часов до истечения этого срока следствие обязано возбудить перед судом ходатайство о заключении подозреваемого под стражу, на основании которого и будет решаться вопрос о его аресте. Большим достижением считаю принятие статьи, говорящей о недопустимости доказательств, добытых с нарушением УПК. То есть, если телефонный разговор подозреваемого лица был прослушан без соответствующего разрешения, суд признает это доказательство недопустимым и не примет во внимание при вынесении приговора.

Дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы), отойдут к мировым судьям. Особо тяжкие статьи, такие, как терроризм, бандитизм, убийство, измена Родине, остаются подсудными краевым (областным) судам, а Верховный суд РФ будет рассматривать дела в отношении членов Совета федерации, депутатов Государственной думы, судей федеральных судов.

- Новый УПК однозначно заставит следственные органы работать эффективнее. Он упраздняет практику направления уголовного дела на дополнительное расследование. То есть, если доказательств недостаточно, суд просто оправдает человека, обвиняемого в совершении преступления. В связи с этим прокурор может в суде отказаться от обвинения. В этом случае уголовное дело производством прекращается.

Конечно, штат судей придется увеличить.

Нагрузка на суды резко возрастет. Облегчить работу судов могли бы мировые судьи. Практика показывает, что в тех регионах, где уже действует этот институт, они рассматривают до 30 процентов уголовных дел. Но в Приморье их попросту нет: депутаты краевой думы никак не могут принять соответствующие документы.

Автор: Ульяна ОСОРГИНА, «Владивосток»