Уссурийский эксперимент

Приморье с некоторых пор превратилось по разным причинам в арену политико-экономических опытов. Взять хотя бы последовавшие после выборов нового губернатора шаги, направленные на то, чтобы лишить глав муниципальных образований права распоряжаться коммунальными и прочими бюджетными средствами, а думам контролировать это согласно уставу. Или создание краевого казначейства. Потом – упорное желание губернатора совершить новый административно-территориальный передел края в расчете на то, что к власти в укрупненных образованиях удастся привести послушных ставленников.

21 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1168 от 21 май 2002

Приморье с некоторых пор превратилось по разным причинам в арену политико-экономических опытов. Взять хотя бы последовавшие после выборов нового губернатора шаги, направленные на то, чтобы лишить глав муниципальных образований права распоряжаться коммунальными и прочими бюджетными средствами, а думам контролировать это согласно уставу. Или создание краевого казначейства. Потом – упорное желание губернатора совершить новый административно-территориальный передел края в расчете на то, что к власти в укрупненных образованиях удастся привести послушных ставленников.

К слову сказать, все эти эксперименты встречают неоднозначную оценку не только у правящей элиты, предпринимателей, но и у простых приморцев. Может быть, потому, что делается все это в спешке, без хотя бы формальных объяснений и тем более основательной проработки, о чем сказала депутат Государственной думы Светлана Горячева.

В то же время в крае уже год длится еще один, почему-то мало замечаемый эксперимент, который, на наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания и изучения. Речь идет об Уссурийске и Уссурийском районе, где впервые в Дальневосточном федеральном округе действует принципиально иная система взаимоотношений исполнительной и законодательной власти (которая, кстати, давно используется не только в Швейцарии, но и во многих других странах). Там год назад мэр прошел не через всенародное голосование, а был избран депутатами местной думы из собственного состава. Корреспонденты «В» выехали на место эксперимента.

Царя назовет вече

...…Уссурийск встречает уже традиционной чистотой и ухоженностью. И не только в центре. Спокойная, размеренная провинциальная жизнь. Это – внешне. В действительности у властей и населения, как и во всем крае, проблем выше крыши. Но решаются они теперь не единолично мэром и его аппаратом чиновников, а при помощи и контроле депутатов, которые напрямую подотчетны своим избирателям. Не секрет, что многие главы муниципальных образований в последние годы по всей стране превратились в неких абсолютных монархов местного масштаба, практически ничем и никем не ограниченных. Многие из них давно подмяли под себя местных депутатов и попутно продвигаются в вышестоящие законодательные собрания, приобретая лишние козыри и неприкосновенность. Что произошло позапрошлой зимой, когда многие руководители городов и районов оказались не способны удержать ситуацию под контролем? Да ничего, в сущности. Пострадали люди. Сегодня специалисты признают, что в Уссурийске в ту критическую зиму ситуация складывалась, может быть, еще хуже, чем в печально знаменитых приморских районах и городах. В разгар холодов исполнительная власть уже готова была сливать воду в микрорайонах. Все это происходило на фоне конфронтации местных депутатов и главы администрации. Тогда, рассказывают в Уссурийской думе, депутаты и «проснулись». Взяли, что называется, власть в руки и вытянули. Договорились с пограничниками, привезли уголь из Китая. Помогли и ближние приморские угольные разрезы, лично Анатолий Васянович, а край выручил с мазутом. В общем, было сделано все, чтобы не заморозить город. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А поверив в то, что они могут изменить что-то в этом втором по величине краевом городе, депутаты решили действовать и пошли по новому пути. Как они считают, даже более демократическому, чем привычные всеобщие выборы. Но все же большинство катаклизмов – и финансовых, и политических – были запрограммированы отношением «центр - окраина», а губернатор и главы городов и районов оказались заложниками этой «системы». 

 Конечно, не уссурийские депутаты были первооткрывателями. «В Саратовской губернии до этой схемы додумались раньше нас, - говорит главный специалист аппарата Уссурийской думы Юрий Рындин. – Что интересно, когда в саратовском городе Энгельс начинался этот эксперимент, за новый метод высказались сами жители. Правда, у тамошней думы большой аппарат, к депутатам прикреплены помощники, а сами они преимущественно работают на постоянной основе».

В Уссурийской думе на освобожденной основе работают только три человека: председатель Юрий Емец, его заместитель Михаил Ветрик и депутат Валентина Усик. Остальные покидают свои основные рабочие места по мере необходимости.

«Мы выбрали главой муниципального образования Сергея Рудицу – до этого он был заместителем председателя думы, - рассказывает Юрий Емец. - Не всем пришлась по душе новая система выборов. Однако теперь мы можем и требовать с главы, хотя наш мэр несколько обидчив. И еще будем подшлифовывать устав в этом направлении - чиновников нужно контролировать. Очень жаль, что с законодательной точки зрения не все еще досконально проработано и выверено. Наша схема выборов и есть реальная демократия. 23 депутатам плюс аппарату вполне по силам справиться с задачей назначения мэра и контроля за деятельностью работников администрации и его самого».

Пусть он в связке в одной с тобой…

Сегодня демократия по-уссурийски делает только первые шаги. Трудно, очень трудно, но все же получается диалог с исполнительной властью. Прежде всего потому, что мэр понимает свою ответственность перед думой. И пока отчитывается перед такими же депутатами, каким был сам. Честно говоря, такое сегодня на местном уровне происходит крайне редко. Тот же пример краевого центра, где между ветвями власти большого понимания нет, говорит о многом. Однако то, что сама жизнь сегодня заставляет объединять усилия исполнительной и законодательной власти ради облегчения жизни людей - признают уже все.

В последнее время пошли разговоры о том, что власть должна быть прозрачной и открытой. Что это значит? Прежде всего это бюджет: все расходы должны быть просчитаны до копейки, а отчитываться за сделанное надо публично. Где на местах такое встретишь? В Уссурийске последний год это стало нормой. Хотя не всем это нравится. Или возьмем собственность: захочет сегодня избиратель узнать, каким образом и за какие деньги передается муниципальная собственность в частные руки, - никогда ясности не добьется. Потому что именно здесь та самая почва для волюнтаризма и коррупции. В Уссурийске постепенно депутаты наводят порядок в этом деле. Хотя даже председатель думы Юрий Емец, депутат со стажем, признается, что до сих пор не может добиться ясной картины ни с арендой земель и собственности в городе и районе, ни даже с тем, кому принадлежат многие строения в городе. Все настолько запутано, что просто диву даешься. Тем не менее в этом направлении уже сделаны шаги. Городу будут возвращены отдельные помещения, сейчас пересматриваются результаты незаконной «прихватизации» многих городских объектов.

Для того чтобы профессионально наладить контроль и за расходованием бюджетных средств, и за прочей чиновничьей самодеятельностью, при Уссурийской думе создается особый орган наподобие счетной палаты, на который и будут возложены эти обязанности. Хотя в его организации заинтересованы немногие.

Кто сегодня поверит, что Уссурийск еще недавно был центром пищевой, легкой и перерабатывающей промышленности края? А ведь, между прочим, никуда все эти заводы и фабрики не делись. Работают под частным руководством. Только вот налоги платят уж очень маленькие. Многие депутаты считают, что если бы город имел какое-то влияние на эти производства, скажем определенный пакет акций, то куда проще было бы контролировать реальную прибыль, а значит - пополнять скудный местный бюджет. Тогда был бы и прямой смысл помогать этим производителям. Но на местах сегодня мало что решается. «Как увеличить собираемость налогов, если ни во что нельзя вмешаться и практически все окутано коммерческой тайной?» – озадачиваются в местной думе.

Традиционно больной темой остается коммуналка. Тут не обошлось без споров мэрии и думы. Время показало, что депутаты были правы, когда не дали чиновникам протащить в Уссурийске навязываемый 90-процентный уровень оплаты за услуги ЖКХ. Отстояли пусть не так много – сейчас в Уссурийске платят 80 процентов, - но и это стоило большого напряжения.

Нынче в Уссурийске продолжается полномасштабная ревизия всего хозяйства. Город погашает долги, сделанные еще при Владимире Ведерникове. И все это не в последнюю очередь из-за того, что здешняя дума работает с мэром в жесткой связке.

Не дадим древу власти засохнуть?

Уссурийский эксперимент только в начале пути, и не все на нем гладко. Например, до конца еще не отлажена процедура отстранения думой от власти мэра и председателя думы - дело доходит даже до судебных разбирательств. Поэтому депутаты намерены четко прописать процедуру снятия не только мэра, но и председателя думы - чтобы все были в равных условиях и чтобы избиратели знали: нет неприкасаемых личностей. 

 Кроме того, многие депутаты считают, что система выборов главы исполнительной власти муниципального образования может совершенствоваться и дальше. Хотя уже сегодня, по утверждению Юрия Емеца, в составе думы есть минимум три - четыре готовых мэра, вовсе необязательно находить специалиста в депутатском корпусе. Почему бы не нанять главу из числа просто способных и опытных управленцев-менеджеров? Примеров этому - хоть отбавляй. Призывало же в древнем Новгороде вече князей на царство. К тому же в области управления не у всех депутатов имеется достаточный опыт.

Да и сама схема, при которой избранные населением депутаты полностью должны контролировать деятельность нанятых чиновников, тоже имеет свои подводные камни. Юрий Емец, например, считает, что нынешняя практика, при которой уже неважно, сколько людей пришло голосовать за депутата, лишь бы было большинство, недемократична. Пусть лучше депутатов будет меньше, но они будут чувствовать за собой поддержку. Кроме того, уссурийский опыт показывает, что лучше, активнее и независимее работают те народные представители, которые не обременены большой собственностью, личным капиталом, высокой должностью и финансовыми связями. При нынешней системе власти почти никогда независимый малоимущий гражданин не станет депутатом.

В этом смысле деятельный депутат-пенсионер, грамотный специалист среднего звена или учитель больше заряжены на продуктивную работу и менее подвержены давлению, чем директор фирмы или высокопоставленный чиновник.

В Уссурийске, расположенном на пересечении всех краевых коммуникаций, часто проходят всякие «кустовые» совещания и встречи. И многие из тех, кто встречается с представителями местной власти, до сих пор не могут понять, как там делят эту самую власть – кто, мол, все-таки главный? И сильно удивляются, когда им толкуют про совсем другой подход к взаимоотношениям этих самых «ветвей». Поживем и, надеемся, увидим, какие плоды взрастут на этом дереве. Хотя не секрет, что некоторым сильным мира сего хочется, чтобы это дерево засохло.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Виктор СЕРДЮК, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»