Бундестаг по-приморски, или О чем думает дума?

Как известно, функции парламентов всех уровней – представлять интересы народа, пихать в бок исполнительную власть и принимать различные законы. В аккурат перед тем, как выбрать следующий состав законодательного собрания Приморского края, общественные эксперты «В» серьезно задумались: насколько депутаты уходящей в историю думы второго созыва справлялись с возложенной на них ношей?

21 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1168 от 21 май 2002
Как известно, функции парламентов всех уровней – представлять интересы народа, пихать в бок исполнительную власть и принимать различные законы. В аккурат перед тем, как выбрать следующий состав законодательного собрания Приморского края, общественные эксперты «В» серьезно задумались: насколько депутаты уходящей в историю думы второго созыва справлялись с возложенной на них ношей?

Не так давно краевую думу переименовали в законодательное собрание. Тем не менее инерция прошлых лет пока не вычеркивает из речи слово «дума». Не будем избегать его и мы – ведь в ЗС все-таки еще думают…

От сохи и «зелени»

Краевая дума второго созыва, уже отпевшая свое красное лето, была избрана 7 декабря 1997 года. Среднестатистический представитель 39-штыкового депутатского корпуса избирался 47-летним и теперь сдаст свой мандат в возрасте 51 года. Самый юный парламентарий взобрался на думский олимп 33-летним (Сергей Сопчук), а аксакалам Азату Юсупову и Борису Уманцу в 1999 году стукнуло 60.

Статистика статистикой, но на народных представителей депутаты второго созыва тянут с большим трудом. Здесь мало интеллигентов (считать таковыми чиновников от науки и образования трудновато), нет и почвенных выходцев из глубинки или седовласых заводских мастеров.

Так кто же они? Более полутора десятков бизнесменов (не самых мелких – сплошь гендиректора!), полдесятка чиновников ранга главы муниципального образования, несколько редакторов, милиционер, юрист, врач...… В депутаты идут не те, кого выдвигает народ, а те, кому это надо. И у кого для этого есть нужные деньги и подхваты. Полноценного среза общества эта компания представить собой не может – это скорее верхушка, пена, специфический слой успешных и богатых. Я не ратую за то, чтобы проводить в думу бомжей, наркоманов и прочих социальных маргиналов, но единственный учитель на добрых четыре десятка избранников - это явный перебор, вернее, недобор! Примерно так же дело обстояло и с краевой думой первого созыва. Тогда по активности устремлений в депутаты фору нынешним просвещенным бизнесменам давали чиновники, и прежде всего районные главы. Сегодня баланс меняется в сторону больших денег – бизнесмены занимают очередь за мандатами ловко и организованно. Им виднее…...

Для некоторых кресло депутата становится неплохим трамплином. Не зря в депутатах засветились такие впоследствии крупные чиновники краевого калибра, как, например, Николай Садомский, Владимир Ведерников, Александр Кузич.

Иным – иное. Депутатский мандат – еще не индульгенция...…

В очередь!

Тем временем о своих претензиях на место в ЗС Приморья заявили новые кандидаты. Впрочем, не такие уж они и новые. Опять прочно лидируют бизнесмены, радеющие за народное благо, чиновники, не желающие тонуть, депутаты, распробовавшие вкус мандата.

Выдвигаются, конечно, и другие – студенты, машинисты, да кто угодно. Но ясно, что после выборов выживут сильнейшие. А победивший вдруг «бедный студент» окажется марионеткой. Потому что на выборах побеждают не голоса, а ресурсы – административный и финансовый, что, впрочем, почти одно и то же: власть – это деньги, а деньги – это власть. На электоральном поле наши голоса (их, кстати, на 1 января было 1528355) будут лишь орудием в руках «богатырей», в авангарде которых – вечный Черепков, не вполне уехавший Наздратенко и облеченный законной властью Дарькин.

Следующее законодательное собрание будет примерно таким же, как нынешнее. И даже не потому, что метит в него контингент того же разлива. Главное – что обещанные юридические новшества, призванные укоротить руки губернаторам и муниципальным главам, вряд ли успеют воплотиться в реальность.

Не играйте с властью

Те, кто нас представляет в думе, нас и нашу жизнь представляют слабо. Заложенная в основу парламентаризма оппозиционность у краевого ЗС весьма условна (впрочем, это характерно для всех уровней, начиная с Госдумы, где все весомее становится «партия власти»). Поэтому импровизированную общественную экспертизу депутаты проходят с трудом. И все же...…

Сегодня модно делать огульные заявления о том, что депутаты бездельничают. Да, для многих заветный мандат – это неприкосновенность, «фишка» или деньги (даже не зарплата депутатская – большинство избранников на бедность и раньше не жаловались, а какая-никакая возможность пробивать через думу свои интересы).

Все так. Но есть и другие депутаты. Кто был на рабочих заседаниях комитетов ЗС – тот знает. Они худо-бедно, но выполняют свою задачу. Хотя, может быть, это и не всегда заметно. Но амортизатор в машине тоже незаметен – а какой станет езда без него? Лишившись «кнессета», дерево приморской власти стало бы более куцым. Кроме того, без депутатов краевая власть не успевала бы проводить кропотливую работу по изучению хитросплетений приморской жизни.

Идти на выборы или нет – каждый решит сам. Скептикам, не верящим в конструктивность выборного механизма, возражать трудно. Но для меня ясно одно: чтобы власть учитывала не только свой (и вышестоящего начальства) интерес, на нее нужно давить всеми доступными способами. Поставить на власти крест и устраниться от политической жизни сегодня – значит поставить крест и на нас самих.

Отражательная способность – под вопросом

Азат Юсупов, депутат законодательного собрания Приморского края:

- Я считаю, что в целом законодательное собрание свою задачу выполнило. Хотя работа могла вестись и эффективнее, если бы депутаты больше занимались законотворчеством и меньше энергии тратили на противостояние исполнительной власти и конкретно губернатору. Хотя в оппозиции ему было максимум три человека, такое впечатление, что нынешний губернатор на дух не принял думу. И даже сейчас взаимопонимание достигнуто не совсем, остаются некоторые противоречия.

Как бы ни хулили советскую власть, при ней была умная система подготовки руководителей. Сейчас же к власти может прийти человек, не обладающий сколько-нибудь значительным опытом руководящей работы. Но при всех минусах у Сергея Дарькина есть очень хорошее качество – он более открыт, чем предыдущий губернатор, он советуется с депутатами, и если это качество сохранится в будущем – прекрасно.

Сегодня все решают деньги, и в следующем составе ЗС будут очень состоятельные люди. Поэтому они будут отражать скорее интересы своего сословия, нежели всего трудового народа. Вот если Федеральное собрание утвердит законопроект, согласно которому половина депутатов будет избираться по партийным спискам, ситуация, может быть, изменится в лучшую сторону. Однако законодательного собрания третьего созыва, которое мы с вами доизберем 9 июня, это не коснется.

Может ли депутат быть независимым?
Юрий Емец, председатель думы МО Уссурийск и Уссурийский район:

- Посмотрите, что сейчас творится в законодательном собрании края - нельзя выбирать в таких количествах бизнесменов! На них легко надавить, они зависимы, у них свой конъюнктурный интерес. Я считаю, что депутатами должны становиться независимые люди.

Вышел некто из тумана, вынул думу из кармана…

Наталия Шинковская, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения социальной истории и политики (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН):

- Законодательное собрание Приморского края – эта «карманная» дума губернатора, причем нынешнего – в большей степени, чем прошлого. Те 15 – 17 человек, что составляли оппозицию Евгению Наздратенко, сегодня с умиляющим единодушием работают на Сергея Дарькина. Что касается законодательного собрания следующего созыва, то законы не успевают за жизнью. Согласно новому законодательству «административный ресурс» губернаторов, их возможности влияния на избирательный процесс будут ограничены: губернаторов отстранят от формирования избирательных комиссий. Кроме того, действующим государственным чиновникам, представителям муниципальной власти путь в депутаты будет закрыт. Однако прежде чем закон вступит в действие, депутаты будут избраны. И большинство из них, если не по должности, то по сути, останутся чиновниками. А чиновник, как известно, служит не обществу, а государству. Но дело даже не в этом. Будет ли законодательное собрание «продарькинским» или «прочерепковским», оно не будет отвечать своей роли – выражать в лице депутатов запросы большинства граждан региона. Вплоть до тех пор, пока это большинство, состоящее из множества различных групп населения, не найдет своих депутатов и не облечет их полномочиями представлять его интересы в региональном законодательном органе.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»