Израиль в войне: ощущения от посещения

В последние годы российские граждане имеют широкие возможности многому поучиться у иностранных коллег или обменяться с ними опытом в своей профессиональной сфере благодаря огромному количеству зарубежных стажировок и самых различных образовательных программ.

21 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1168 от 21 май 2002
В последние годы российские граждане имеют широкие возможности многому поучиться у иностранных коллег или обменяться с ними опытом в своей профессиональной сфере благодаря огромному количеству зарубежных стажировок и самых различных образовательных программ.

Причем участниками могут стать и студенты, и преподаватели, и бизнесмены. Оставим на суд специальных изданий рассуждения о профессиональной пользе подобных поездок. Все дело в том, что русский - он и в Африке русский, а значит, имеет свой собственный, нестандартный, порой неожиданный взгляд иногда на самые, казалось бы, обыденные за рубежом вещи.

Недавно из страны, куда приморцы попадают не так часто, вернулась преподаватель Дальрыбвтуза Светлана Лисиенко. Была она в Израиле и изучала курс по интенсивному рыбоводству.

Итоговый отбор конкурсантов проходил в Тель-Авиве, и только там она узнала, что оказалась единственным представителем России на этой программе.

- Вы только вышли из самолета - и ваше первое впечатление?

- Первое впечатление на израильской земле - пальмы и вооруженные люди. Абсолютно все общественные места находятся под охраной. Для нас специально провели лекцию по геополитической ситуации в стране. Положение очень напряженное, все это сейчас мы наблюдаем по телевизору.

Куда бы мы ни передвигались, над нами постоянно пролетали вертолеты, производя осмотр территорий. Вертолеты летают днем и ночью очень низко, буквально над головой. Чтобы они могли маневрировать и в темное время суток, все линии электропередачи оснащены ярко-оранжевыми маяками. Повсюду вооруженные военные, действующая армия.

Интересно, что у них в армии служат по достижении определенного возраста и юноши, и девушки. Они свободно передвигаются по городу в военной форме, с оружием, только не имеют права его применять.

Единственные, кто не служит в армии, - это израильские арабы (не путать с палестинцами), которые в свое время приняли позицию Израиля и сегодня живут на его территории. Когда-то им было разрешено не служить в израильской армии, так как их религия не допускает этого. В сегодняшней обстановке это некогда гуманное разрешение выходит Израилю боком. Тогда их было мало, а сейчас это уже целые диаспоры, большое число людей, освобожденных от воинской обязанности.

- Светлана Владимировна, вам приходилось быть свидетелями или участниками национальных конфликтов?

- Там, где мы жили, никаких взрывов, слава богу, не было. Но в пятнадцати минутах езды от нашей гостиницы был совершен теракт. Сама палестинская территория окружена блокпостами, и туда, конечно, никто не приближается.

Заметила, что на улицах практически не встречаются довольные, радостные, счастливые лица. Все-таки израильтяне очень отягощены, испуганы войной. Чувство напряженности преследует повсюду, напряженность в лицах людей, в их действиях, поступках, даже в движениях. Все разговоры израильтян сводятся к войне. Они чувствуют себя абсолютно не защищенными. Террористы переодеваются в форму израильских военных, проникают в самые отдаленные поселения от границы с Палестиной, проходят через самые строгие военные кордоны. Террористические акты происходят практически на всей территории Израиля. У нашей группы была отменена экскурсия в Назарет, поскольку в этот день там взорвался очередной террорист-камикадзе.

Нас из Иерусалима везли по арабскому кварталу, и, честно скажу, мне было страшно, хотя нашу группу охраняли. Всех предупредили, чтобы мы в лавки не заходили, как бы нас туда ни зазывали. Везде нас проверяли на оружие, взрывчатые вещества, в любое общественное место можно пройти только после личного досмотра.

- А как обычные, средние израильтяне оценивают существующее положение?

- В разговорах они постоянно подчеркивают официальную точку зрения Израиля, настаивают на том, что «Израиль хочет только мира и справедливости, мы освобождаем наши законные земли», упрекают наши СМИ в необъективном освещении проблемы. К России относятся не очень дружелюбно, так как вроде мы сотрудничаем с Ясиром Арафатом, а к странам СНГ относятся более лояльно, стремятся перетянуть на свою сторону.

Израиль окружают только бедные страны: Иордания, Сирия и Ливан. Израиль раздражает их своим благополучием, высоким уровнем жизни. Конечно, сейчас очень сложно разобраться, кто прав, кто виноват, народы Палестины и Израиля слились воедино, сейчас их очень трудно разделить. Что касается израильтян - это очень трудолюбивый народ, они сумели облагородить свои земли, создать цивилизованное государство, сотворили из пустыни сад.

Можно упрекнуть их в том, что они сделали на богатой религиозными святынями израильской земле огромную туристическую индустрию. И мое мнение, что все столкновения - из-за монополизации израильтянами этих религиозных мест. В какой-то степени это даже напоминает небесную кару за торговлю святынями. По моему мнению, эти два государства должны найти способ, чтобы жить дружно на этой святой земле.

А вот арабы, которые воюют с Израилем, - религиозные фанатики. Это страшные люди, они готовы на все, что уже не раз и доказали.

- Вам приходилось встречаться с нашими соотечественниками, уехавшими на постоянное место жительства в Израиль? Как им там живется сегодня?

- Выходцев из бывшего СССР очень много.

Из причин отъезда прежде всего называли трудный период начала 90-х: перестройка, реформы, пустые полки магазинов, талоны. То есть бежали от неустроенного быта, как им казалось, в сказку. Государственная политика Израиля тогда была направлена на привлечение евреев на историческую родину. Эта идея была очень хорошо оформлена. Тем более в Израиле давали возможность встать на ноги, обучали, предоставляли работу, жилье, продуктовую корзину. Тогда государство выделяло землю, деньги на постройку домов.

Эмигрантам, прибывшим в Израиль, давалось полтора года на изучение языка - иврита и выделялось социальное пособие, на которое можно было достаточно хорошо жить.

Многие не поверили в эту программу и попытались самостоятельно устроиться на работу. Но в результате выиграли как раз те, кто в полном объеме прошел языковое обучение. Эти люди сейчас сделали хорошую карьеру, зарабатывают большие деньги. Как правило, они работают в государственных учреждениях, в науке. Но работают они по очень жесткому графику: в пять утра встают, рабочий день может продолжаться и до 24 часов. Средняя месячная зарплата 1200-1500 долларов. Сейчас в связи с кризисом туристического бизнеса, который всегда был главной статьей дохода, заработная плата несколько снизилась.

А те, кто проигнорировал языковое обучение, смогли найти работу только в сфере бытового обслуживания: уборщики, дворники, консьержи, официанты и т. д. Сегодня эта прослойка населения Израиля подчеркнуто демонстрирует, что такая жизнь им очень нравится, что это как раз то, за чем они ехали в Израиль, и никто не хочет возвращаться. Наша группа не встретила ни одного человека, кто бы хотел вернуться на родину. Они уехали, когда у нас в стране был полный развал, многие даже не верили, что как-то все образуется. Сейчас Россия все-таки, на мой взгляд, сделала необходимые шаги для того, чтобы стать цивилизованным государством. Наша жизнь более или менее наладилась. И это абсолютно не нравится нашим бывшим соотечественникам: у них война, кризис, а у нас все вроде спокойно. И это пренебрежительное к нам отношение израильтян, приехавших из России, все-таки чувствуется. Кстати, обращу внимание, что это пренебрежение более всего проявляют именно те, кто работает в сфере услуг. Но, повторяю, возвращаться никто не хочет. А Владивосток для них просто край света, почти Северный полюс.

Выходцы из СССР в разговорах с нами более всего упирали на то, что они переехали чуть ли не из ада в рай. Может быть, в начале 90-х так и казалось, но сейчас наши бывшие соотечественники слабо представляют Россию. Все, в принципе, как у нас, и магазины наши не только не уступают, но, по-моему, и превосходят по качеству и разнообразию товаров. Конечно, Израиль необычен и интересен с точки зрения именно национального колорита, архитектуры, пейзажей, памятников старины. Но, согласитесь, и России есть что показать гостям. А сравнивать наши национальные богатства, я считаю, просто нет никакого смысла. Единственное, что там сумели очень хорошо организовать сферу туристического бизнеса, придумали и разрекламировали сказку, а теперь зарабатывают большие деньги на этом.

Надо сказать, что коренные израильтяне понимают, что Россия – это сила. Я была горда, что я гражданка России, все-таки чувствуется на «просторах» Израиля, что ты представитель великой и огромной страны.

Автор: Лариса ПАВЕЛКИНА, специально для «В»