Правила войны

Лучшая месть – это бивать невиновных. Именно так поступили 9 мая друзья и родственники арабского командира Хаттаба, воевавшего в Чечне против наших войск. Смерть Хаттаба, которого спецслужбы называли «террористом номер один», загадочна. То ли его свои прикончили из-за денег, то ли это наши их науськали. В любом случае те, кто надо, отчитались о выполненном задании аккурат к первомайским праздникам.

17 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1167 от 17 май 2002

 Лучшая месть – это бивать невиновных. Именно так поступили 9 мая друзья и родственники арабского командира Хаттаба, воевавшего в Чечне против наших войск. Смерть Хаттаба, которого спецслужбы называли «террористом номер один», загадочна. То ли его свои прикончили из-за денег, то ли это наши их науськали. В любом случае те, кто надо, отчитались о выполненном задании аккурат к первомайским праздникам.

Жалко, конечно, что не удалось голову Хаттаба отправить на блюде в Кремль. А вот в самую первую кавказскую войну в середине XIX века наши не церемонились. Тогдашние спецслужбы тоже гордились тем, что провели замысловатую и хитроумную комбинацию. В результате от имама Шамиля отбился его лучший «полевой командир» Хаджи Мурат. Он сдался русским войскам. Но потом, когда наши отказались заплатить выкуп за его семью, бежал. Его застрелили. Знаменитый хирург Пирогов отрезал ему голову. Эту голову сначала возили по чеченским селениям, а потом отправили в Санкт-Петербург. Государь император от такого подарка поморщился, и голову отдали в музей диковинок – кунсткамеру, где она хранится и по сей день в заспиртованном виде. Нашей цивилизованности хватило лишь на то, чтобы не выставлять этот череп напоказ для любопытных. Но не хватило на передачу останков чеченского героя его родственникам для почетного и примирительного захоронения.

Итак, не успели наши отпраздновать победу над Хаттабом, как 9 мая прогремел взрыв в Каспийске. Мина взорвала военный оркестр, игравший победные марши. Почти полсотни человек погибли, еще сто – ранены. Пострадали не только военные, но и местные жители, дети. Страшные поминки устроили по Хаттабу его друзья.

***

G«Так нельзя!» – закричали все мы в первый миг. Нельзя устраивать взрывы в День Победы, нельзя взрывать мирных жителей, нельзя убивать невинных детей.

А как можно?

Есть ли вообще какие-нибудь правила войны?

Да, есть. Есть даже наставление, как христианским праведникам воевать в День страшного суда. Так и называется «Правила войны». Церковь эту книгу канонической не признает, хотя даже в Новом завете не раз мелькают слова: «Не мир принес я вам, а меч».

А вот у мусульман правила священной войны с неверными специально изучаются.

В Чечне воюют люди, которые считают себя правоверными мусульманами. Сравните сами, воюют ли они по правилам.

Правила джихада:

1. Не предавать.
2. Не убивать неверующих женщин и детей.
3. Не ставить личных целей в войне.
4. Не желать встречу с врагом.
5. Просить у Аллаха победу и поддержку.

Во времена Магомета не было динамита, толовых шашек и противопехотных мин. Но коварство и обман уже допускались как военная хитрость. Взорвать врага во время его победного марша – сладкая месть.

На войне нет преступлений больших, чем сама война. Поэтому на войне – все позволено.

***

G Прошло более полувека с окончания второй мировой войны. Все это время писалось о зверстве немецких оккупантов и героизме советских солдат. К 9 мая 2002 года прогремел не только взрыв в Каспийске. В Европе появились публикации, рассказывающие о зверствах Красной Армии. Авторы ссылаются на солидные научные разыскания объективных ученых, которые приводят факты, документы и свидетельства. Например, такие:

 «...К тому времени, когда русские подошли к Берлину, солдаты рассматривали женщин почти как “живой трофей”; они считали, что, поскольку они освобождают Европу, то могут вести себя, как им захочется... Во многих отношениях судьба женщин и девушек в Берлине куда хуже, чем судьба солдат, голодавших и страдавших в Сталинграде.

...Сталин и его командиры оправдывали и даже поощряли изнасилования, причем не только в отношении немецкой нации, но также и их союзников - Венгрии, Румынии и Хорватии. Когда югославский коммунист Милован Джилас заявил протест Сталину, диктатор взорвался: “Как так, Вы не можете понять солдата, который прошагал тысячи километров через кровь, огонь и смерть и хочет развлечься с женщиной или взять себе какую-нибудь безделушку?”

А когда немецкие коммунисты предостерегли его, что изнасилования отвращают от них население, Сталин вспылил: “Я никому не позволю втаптывать в грязь репутацию Красной Армии».

Даже по недавно опубликованным донесениям НКВД, в Кенигсберге, занятом Красной Армией, были изнасилованы все лица женского пола…

Это была война. А на войне правил нет.

***

G Сейчас идет война на Кавказе, и снова в западной прессе появились сообщения об изнасилованных чеченских женщинах. Изнасилованных и убитых, чтобы не опознали насильников. Только рядом нужно ставить фотографии изнасилованных солдат федеральных войск. Изнасилованных и убитых. С отрезанными половыми органами. С отрезанными головами. С отрезанными пальцами.

На войне правил нет.

Вопрос в другом, а когда закончится война на Кавказе? Как ее закончить? Как поступить с сотней тысяч человек, которые не хотят быть российскими гражданами, но хотят в России жить, торговать, а в иных случаях еще и воевать и грабить?

У нас все делают вид, что Россия столкнулась с уникальной ситуацией, и никто не знает рецепта для разрешения проблемы.

На самом деле – ничего уникального. В каждой стране на протяжении ее истории возникал бунт то в одной, то в другой провинции. Опыт накоплен многовековой. Выбирай любой рецепт из поваренной книги истории.

***

G Вначале Рим был только городом, но потом завоевал всю центральную часть Италии. Покоренные города не раз восставали, чтобы вернуть независимость. Римские войска их снова разбивали. Наконец полководец Луций Фурий Камилл, вернувшийся в Рим после подавления очередного бунта, предложил Сенату раз и навсегда определиться с политикой в отношении бунтующих провинций:

«Мы знаем, что племена эти часто восстают, подвергая отечество опасности. И теперь нам остается подумать, как поступить: воздать им жестокостью или великодушно простить… Дело должно быть решено быстро, ибо перед вами множество людей, трепещущих между надеждой и страхом, которых надо вывести из этой неизвестности и обратить их умы к мыслям о каре или о вознаграждении».

Сенаторы постановили, что судьбу восставших городов нужно решать индивидуально, но радикальными средствами. Никакого среднего пути. Никаких половинчатых мер. Или приобрести верность восставших благодеяниями, или поступить с ними так, чтобы впредь никогда не приходилось их бояться.

А теперь угадайте, какие же крайние меры готовили римляне к отчаянным бунтовщикам? Всех казнить, утопить или продать в рабство? Нет, более эффективно и цивилизованно.

Крайних средств было два: разрушить город и переселить его граждан в Рим или переселить в этот город верных граждан, причем так много, чтобы старые остались в меньшинстве.

Товарищ Сталин, наказывая народы и выселяя их с родины, поступал в римском духе. Чеченцы, выселенные в Казахстан, уже не могли бунтовать. Самые отчаянные становились обычными уголовными преступниками, но никак не полевыми командирами.

Следующие наши правители тоже не все были дураками. Чеченцев вернули, но образовали Чечено-Ингушскую республику. Мирные ингуши уравновешивали пыл воинственных чеченцев несколько десятилетий.

Так что выбор у нашего президента небольшой. Или терпеть обстрелы из гранатометов праздничных демонстраций в Грозном и Махачкале и ждать, когда чеченцы взорвут храм Христа Спасителя или собор Василия Блаженного в Москве и дюжину пятиэтажек в каком-нибудь российском городе. Или выселить всех чеченцев в Саудовскую Аравию или иную страну, которая согласится их принять. Или заселить их земли другим воинственным, но лояльным народом, например, курдами. Или вернуть Чечню под присмотр старшего и более сильного брата – Ингушетии или Дагестана.

***

G Нет правил на войне, кроме одного: победить любыми средствами и как можно скорее.

Интересно, что Макиавелли советовал набирать в солдаты людей самых мирных профессий, и лучше всего - крестьян, с тем чтобы они на войне стремились к миру. Потому что профессиональные вояки заинтересованы в обратном: из мира устроить войну. А на войне правил нет.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ